ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ»
Ситникова Людмила Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
«Тульский государственный педагогический
университет им.Л.Н.Толстого»
Михайлова Ирина Алексеевна,
студент,
«Тульский государственный педагогический
университет им.Л.Н.Толстого»
Аннотация: Формирование знаний о профессиях – актуальная задача начальной школы. Основной целью становиться реализация данной работы в учебном процессе начальной школы. В статье описаны пути формирования знаний о профессиях у младших школьников с использованием интерактивных заданий профориентационной направленности при изучении информатики в начальной школе, содержательную основу которых составляют знания о профессиях и алгоритмах профессиональной деятельности актуальных профессий.
Ключевые слова: знания о профессиях, профориентационная работа, интерактивные задания, информатика.
Формирование знаний о профессиях у младших школьников является неотъемлемой частью профориентационной работы в начальных классах. Необходимость формирования знаний о профессиях у младших школьников прослеживается в образовательных документах. Так, по ФГОС НОО и примерной ООП НОО, формирование знаний о профессиях является предметными результатами областей «Технология» и «Окружающий мир».
Однако, анализируя учебно-методические комплексы по данным предметам, было выделено, что многие учебники содержат задания, в которых упоминается о профессиях, но недостаточно заданий, показывающих суть и содержание профессий, способы деятельности, поэтому у учащихся не складывается полная картина представлений о профессиях. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа также показала недостаточный уровень сформированности знаний о профессиях у младших школьников (см. Рис.1).
Рис 1. Результаты опытно-экспериментальной работы
Разрешить описанную проблему возможно путем использования интерактивных заданий с профориентационным содержанием на уроках информатики в начальной школе в рамках изучения раздела «Алгоритмы и исполнители». Так как именно в этом разделе при составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности младших школьников, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков и помогает понять алгоритм деятельности представителей определенных профессий. На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов, как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
В рамках исследования была проведена работа по выявлению путей формирования знаний о профессиях у младших школьников на уроках информатики при изучении раздела «Алгоритмы и исполнители». Теоретической основой исследования стал поэтапный поход формирования знаний, предложенный И.Я. Лернером. Ученый выделил основные этапы (уровни усвоения) формирования знаний: осознанное восприятие информации об объекте усвоение и запоминание её, усвоение способов применения знания по образцу, готовность обучающегося творчески применить усвоенную информацию в новой, незнакомой ему ситуации. Об успешном овладении знаниями свидетельствуют сформированные качества знаний, в нашем исследовании — это полнота, оперативность, гибкость.
Для обеспечения полноты формируемых у младшего школьника знаний о профессиях на основе социологических данных были выделены актуальные профессии: педагоги, медики, инженеры, IT-специалисты, специалисты в сфере нанотехнологий, работники сферы услуг, специалисты в области рекламы и PR, маркетологи, экологи и психологи. Кроме того, было определено какими знаниями о профессиях должен обладать младший школьник по ФГОС и ООП НОО: знание названия профессии, цель деятельности представителя профессии, особенности профессии, значение профессии, знание об атрибутах и предметах, используемых в профессиях, знание об алгоритмах деятельности представителя данной профессии.
Осознанное восприятие (запоминание) информации об объекте и эффективное усвоение способов применения знаний по образцу, а именно формирование оперативности знаний о профессиях, наиболее результативно происходит с использованием интерактивных заданий. Интерактивные задания о профессиях на уроке информатики помогут школьникам более подробно изучить профессии, познакомится с алгоритмом деятельности, узнать какие объекты относятся к той или иной профессиональной деятельности.
Существует множество классификаций интерактивных заданий, одной из них является классификация интерактивных заданий, связанная непосредственно с познавательными логическими универсальными учебными действиями (УУД). На основании этой классификации были определены три вида интерактивных заданий: на классификацию, опознание объектов и установление порядка действий.
Для проектирования интерактивных заданий современные педагоги используют различные среды и онлайн-сервисы. В исследовании для разработки заданий использованы программы Elite Panaboard book, сервис LearningApps.
Покажем примеры некоторых заданий и методических описаний к ним. Такие задания можно использовать при изучении раздела «Алгоритмы и исполнители в 3 классе.
Интерактивные задания 1 группы (см. Рис.2).
Сервис создания: Elite Panaboard book.
Качество знаний: полнота.
Вид заданий: задание на классификацию, установление порядка действий, опознание объектов.
Формируемые знания: задания направлены на формирование знаний об атрибутах и предметах, используемых в профессиях, а также на формирование знаний об алгоритмах деятельности представителей различных профессий, циклическом алгоритме, линейном, алгоритме с ветвлением, блок-схеме и ее составляющих..
Типы уроков: изучение новых знаний, закрепление знаний, урок систематизации и обобщения знаний, повторения, контроля знаний и комбинированный урок.
Этапы урока: актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания и первичное закрепление.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Профессии: врач, кондитер, водитель, ландшафтный дизайнер,
IT-специалист.
Рис.2. Интерактивные задания, направленные на развитие полноты знаний о профессиях
Интерактивные задания 2 группы (см.Рис.2.1.).
Сервис создания: LearningApps.
Качество знаний: оперативность.
Вид задания: задание установление порядка действий.
Формируемые знания: направлено на формирование знаний об алгоритмах деятельности представителей различных профессий и таких видах алгоритмов как линейный, циклический и ветвление, формирование знаний о графическом представлении алгоритма в виде блок-схем и его составляющих.
Типы уроков: изучение новых знаний, закрепление, урок систематизации и обобщения знаний, повторения, контроля знаний и комбинированный урок.
Этапы урока: первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания и первичное закрепление.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Профессии: психолог, маркетолог.
Рис.2.1.Интерактивные задания, направленные на развитие оперативности знаний о профессиях
Гибкость знаний обучаемого достигается посредством помещения его в новые, незнакомые ситуации. Для ее формирования в исследовании разработано внеклассное мероприятие «Ярмарка профессий». Данное мероприятие направлено на профессиональное самоопределение младших школьников, а также развитие творческих способностей, смекалки и быстроты принятия решений. Здесь школьники должны представить «свою» профессию и принять участие в интерактивной викторине «Своя игра», содержащей задания профориентационной направленности для раздела информатики «Алгоритмы и исполнители».
Таким образом, профориентационная работа в начальной школе, а именно формирование знаний о профессиях проводиться с целью подготовки младших школьников к осознанному выбору профессии. Профориентационная работа, проводимая на уроках информатики в начальной школе, а именно при изучении темы «Алгоритмы и исполнители», поможет обучающимся не только приобрести знания о различных алгоритмических конструкциях и исполнителях алгоритмов, но и более подробно изучить различные профессии, а также алгоритмы профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.,1978.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — М.: Просвещение, 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с.
Людмила Дмитриевна и Ирина Алексеевна, спасибо за такую полезную и актуальную идею. В будущем постараюсь применить ее на практике. Хотелось бы узнать, почему вы отдали предпочтение именно программе lite Panaboard book и сервису LearningApps?
Здравствуйте, Алена. Нам очень приятно, что наше исследование вызвало у вас интерес. Проанализировав множество сервисов и средств, для создания интерактивных заданий, мы выделили именно эти два. Это было обусловлено тем, что данные сервисы наиболее удобны при работе с интерактивной доской. Детям в игровой форме будет интересно работать с объектами представленными в заданиях, а именно передвигать и управлять ими. Использование данных средств поможет учителю представить школьникам различные алгоритмические структуры, изображения различных предметов, что будет влиять не только на формирование знаний об алгоритмах и исполнителях, но и знаний о процессиях и алгоритмической деятельности различных специальностей.
Уважаемые Людмила Дмитриевна и Ирина Алексеевна, спасибо Вам за столь интересную и полезную статью. Ваша идея позволяет заинтересовать детей знаниями о профессиях и их особенностях. На мой взгляд, данные занятия помогут детям и в будущем определиться со своим призванием, так как они уже будут знакомы с некоторыми профессиями. Мне бы хотелось уточнить у Вас несколько вопросов: Как вводить новые знания о профессиях, при помощи LearningApps и Elite Panaboard book? К сожалению, не смогла найти более подробной информации о программе Elite Panaboard book, не могли Вы подсказать, где можно приобрести ее? А также какие другие онлайн-сервисы и программы Вы бы посоветовали… Read more »
Здравствуйте, Елизавета. Спасибо за предоставленную возможность ответить на ваш вопрос. Задания о профессиях можно использовать на различных этапах урока. На этапах актуализации и изучения нового материала, можно предложить задания детям о предметах и алгоритмах деятельности в форме проблемной ситуации. На этапах проверка первичного восприятия и закрепление изученного материала, можно вводить задания по изученным предметам, используемых в профессиях, а также задания, связанные с алгоритмами деятельности. Ссылка на ПО Elite Panaboard book: http://edu.panaboard.ru/soft/softnews.htm Если говорить о формировании знаний о профессиях, не обращая внимания на алгоритмические структуры, то можно использовать творческий инструмент для 21-го века Wixie (https://www.wixie.com/), онлайн сервис JeopardyLabs (http://www.jeopardylabs.com) –создание игры… Read more »
Ответ от Михайловой Ирины Алексеевны Здравствуйте, Елизавета. Спасибо за предоставленную возможность ответить на ваш вопрос. Задания о профессиях можно использовать на различных этапах урока. На этапах актуализации и изучения нового материала, можно предложить задания детям о предметах и алгоритмах деятельности в форме проблемной ситуации. На этапах проверка первичного восприятия и закрепление изученного материала, можно вводить задания по изученным предметам, используемых в профессиях, а также задания, связанные с алгоритмами деятельности. Ссылка на ПО Elite Panaboard book: http://edu.panaboard.ru/soft/softnews.htm Если говорить о формировании знаний о профессиях, не обращая внимания на алгоритмические структуры, то можно использовать творческий инструмент для 21-го века Wixie (https://www.wixie.com/), онлайн… Read more »
Здравствуйте, Людмила Дмитриевна и Ирина Алексеевна!
Спасибо за интересный материал!
Подскажите, пожалуйста, какие профессии, на ваш взгляд, труднее всего понимаются детьми и с чем это может быть связано?