ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Волынец Виктория Владимировна, 
МПГУ, институт математики и информатики,
студент

Аннотация. Статья посвящена вопросам применения метода case-study на уроках информатики. Раскрывается сущность метода, рекомендации по применению. Приведен пример применения данной технологии на уроке информатики в 6 классе.

Ключевые слова: Case-study, метод кейсов, информатика, методика информатики.

Развитие основного общего образования в нашей стране характеризуется завершающимся переходом на федеральный государственный образовательный стандарт [5], направленный на формирование и развитие у обучающихся 5–9 классов целостной системы личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, зафиксированных в примерной основной образовательной программе [4]. Для достижения поставленных результатов необходимо широкое использование в учебном процессе современных активных и интерактивных методов обучения (Виневская, А.В., Эктов, А. В.), одним из которых является метод кейсов – метод обучения, предполагающий решение обучающимися конкретных задач-ситуаций (кейсов). Соответствующие задачи искусственно моделируются педагогом или подбираются на основе конкретных жизненных ситуаций.

Впервые внедрение метода кейсов (case-study) в учебный процесс произошло в 1870 году в Гарвардской школе бизнеса. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является выработка умения находить единственно верное решение, вторая — предполагает вариативность решения проблемы.

Актуальность метода case-study в России возросла в связи с реформами в образовании, которые привели к необходимости использования более эффективных методов обучения. Целесообразность внедрения кейс-метода в практику общего образования обусловлена общей направленностью образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации, навыков оптимального поведения в различных ситуациях, системных и эффективных действий.

Анализ ряда научных работ [2, 3, 6], конспектов уроков с применением кейс-технологий позволили сформулировать основные этапы  организации учебной деятельности при использовании этого метода.

Первый этап – изучение ситуации.

Второй этап – формулировка главной проблемы (нескольких проблем), влияющих на успешное решение предложенной ситуации.

Третий этап – поиск и выдвижение идей, на основе которых может быть решеная поставленная задача.

Четвертый этап – коллективное обсуждение выдвинутых идей и анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – собственно решение кейс-задачи, представляющее собой разработку одного или нескольких планов (последовательностей действий), указание на возможное возникновение проблем и способы их предотвращения.

Мы применили метод кейсов на уроке информатики в 6 классе во время изучения темы «Кумир. Исполнитель  Чертежник» [1]. К этому времени ученики уже были знакомы со средой Кумир и некоторыми ее исполнителями, были знакомы с прямоугольной системой координат.

Учитель познакомила школьников с новым исполнителем Чертежник, коротко сообщила о его системе команд, обратив внимание на команды абсолютного и относительного перемещения. Затем класс был разбит на четыре группы по три  ученика в каждой группе; каждая группа получила листок с заданием. Приведем его формулировку.

На страницах 125-128 учебника информатики представлено подробное описание исполнителя Чертежник. Внимательно ознакомьтесь с этим материалом.

Вашей группе необходимо разработать для исполнителя Чертежник программу изображения на экране компьютера следующей  строки из известного стихотворения:

<Была приведена одна из четырех строк третьей строфы ранее изученного школьниками стихотворения А.С. Пушкина «Узник»:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.. >

  • Работа должна быть выполнена за минимальное время.
  • Каждый член группы должен принять участие в написании программы (кода).
  • Каждая строка должна быть написана буквами одного стиля и одного размера. Размер строчной буквы не должен превышать 5-ти единиц в длину и ширину (5×5), заглавной — 7-ми единиц в длину и 5-ти единиц в ширину.
  • Алгоритм написания букв может быть любым.

Школьником было предложено изучить представленное выше описание ситуации (первый этап). Далее им было предложено подумать, от чего может зависеть результат выполнения задания (второй этап) и предложить способы преодоления возможных затруднений (третий этап), коллективно принять решения об избираем пути выполнения задания (четвертый этап) и, собственно, выполнение задания (пятый этап).

Ученики поняли, что для успешного выполнения задания за минимальное время в написании кода должны принимать участие все члены группы; они разбили полученную строку на части так, что каждый учащийся получил два слова (слово и предлог/союз). Далее они обратили внимание на то, что буквы должны быть не только одного размера, но и иметь сходное начертание. Поэтому они договорились о том, как именно будут выглядеть буквы, подготовив на бумаге их эскизы. При этом ученики не увидели проблемы в том, что созданные каждым из членов группы фрагменты фразы нужно будет расположить в одну строку – последовательно, один за другим.

Ученики принялись за написание программ для Чертежника. Каждый ученик, выполняя задание индивидуально, вносил вклад в работу своей группы: программы каждого из учеников, после написания, были собраны воедино. Ниже приведены примеры полученных результатов одной из групп (см. рис. 1-3).

Рис.1

Рис.2

Рис.3

По завершению создания программы каждым из участников группы, учащиеся объединили их в один программный код. В процессе отладки  объединенной программы ученики столкнулись с неправильным размещением слов в связи с тем, что каждый начинал работу в начале координат, не обращая внимания на то, что фрагменты в дальнейшем будут объединяться.  Ученики сумели оперативно внести соответствующие правки в итоговую программу (см. рис. 4).

Рис 4.

Подводя итоги урока учитель обратил внимание учеников на то, как быстро они справились с написанием большого программного кода, как важно при выполнении коллективной работы правильно ее планировать, понимать возможные проблемы и предусматривать способы их преодоления.

В процессе урока учащиеся не только научились составлять линейные алгоритмы, но и вспомнили ранее изученный материал других предметов (математика – система координат, литература — стихотворение), проявили себя в командной работе, что в свою очередь способствует формированию у них чувства ответственности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Учитель, применяя метод-кейсов, способствовал развитию у учащихся  алгоритмического и логического стилей мышления, формированию творческого самостоятельного мышленияя и воображения, трудолюбия, чувства взаимопомощи. Как следствие, ученики продемонстрировали высокий уровень усвоения темы урока, в то время как ранее проведенные традиционные уроки по этой же теме, к подобным результатам не приводили.

Таким образом, опыт применения кейс-метода в основной школе приводит к положительным образовательным результатам, среди которых можно выделить следующие:

  1. Высокоий уровень усвоение изучаемого материала.
  2. Заинтересованность в образовательном процессе.
  3. Готовность к быстрому принятию важных решений.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова, Л.Л. Информатика : учебник для 6 класса / Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  2. Виневская, А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов /А.В. Виневская. – Ростов-н./Д.: Феникс, 2015.
  3. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 08.04.2019).
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст] / Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию, 2015.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Эктов, А. В. Использование Кейс метода в образовательном процессе / А.В. Эктов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 416–420 [Электронный документ]. – URL: http://ekoncept.ru/2013/53085.htm (дата обращения: 07.04.2019).
Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Татьяна
Татьяна
4 лет назад

Виктория, Вы описали интересный метод. Все ли группы справились с заданием за отведенное время? Какова была роль учителя? Он должен помогать в процессе работы, если у учеников возникают вопросы?

Виктория
Виктория
Reply to  Татьяна
4 лет назад

Добрый день, да, все группы справились вовремя. Роль учителя — организаторская. В данном классе кейс-метод был применен впервые, поэтому помощь учителя была необходима на различных этапах проведения. Учащиеся работают с подготовленными материалами самостоятельно, не обращаясь за помощью, представляя решения.

Юлия Кузьменко
Юлия Кузьменко
Reply to  Виктория
4 лет назад

Добрый день, Виктория.
Интересная статья. Возникли вопросы:
*решение конкретных задач-ситуаций (кейсов) до 6 класса не проводилось только по информатике или и по другим предметам?
*с какого класса, на ваш взгляд, следует знакомить учеников с данным методом?

Виктория
Виктория
Reply to  Юлия Кузьменко
4 лет назад

Здравствуйте, спасибо за обратную связь.
1. В данном классе, со слов учеников, решение кейсов не проводилось ни по каким предметам.
2. При изучении этого метода, я познакомилась с рядом статей по успешному внедрению кейс-технологий в начальную школу.

Мария
Мария
4 лет назад

Добрый вечер, Виктория Владимировна. Представленный вид работы показался мне интересным. Как я понимаю, ученики решали кейс (задачу-ситуацию) в течении всего урока. Как Вы считаете, будет ли продуктивным давать детям не один, а несколько разных кейсов в течении урока (причем, разных по сложности)?

Виктория
Виктория
Reply to  Мария
4 лет назад

Здравствуйте, Мария. Да, ученики действительно решали кейс в течение всего урока. Я считаю, что может произойти перенасыщение урока. Лучше составить один объемный кейс с разными по уровню сложности заданиями.

Светлана Сафронова
Светлана Сафронова
4 лет назад

Организация работы учащихся на основе кейс-технологии одна из самых удобных и распространенных форм работы. Спасибо автору статьи за пример ее применения, взяла в свою копилку для разработки уроков. Эту технологию можно использовать в любой предметной области и в нашем российской образование ее применяют очень давно. Индивидуально или разбив учащихся на группы, даешь конкретную ситуационную задачу и просишь ее решить, использовав различные источники информации. 30 лет назад еще мой учитель математики так делала. Только называют сейчас все это иностранными терминами, от которых несколько устаешь в нашем образовании. Услышишь «новую технологию или метод», начинаешь изучать, а оказывается это давно применяется, только называется… Read more »

Виктория
Виктория
Reply to  Светлана Сафронова
4 лет назад

Спасибо большое за внимание к моей работе.

Семина Елизавета
Семина Елизавета
4 лет назад

Виктория Владимировна, спасибо Вам за такую увлекательную статью, в которой подробно описано применение «кейс-метода» при обучении информатике. На мой взгляд, данная статья поможет раскрыть все плюсы данной методики. Но как вы считаете, какие могут возникнуть сложности при данной работе, помимо той, что ВЫ описали в своей статье?

Виктория
Виктория
Reply to  Семина Елизавета
4 лет назад

Добрый день. Может возникнуть ряд проблем, связанных с невнимательностью детей, так как учитель не проверяет работы на каждом этапе выполнения, а собирает только итоговые результаты. Поэтому учащимся необходимо самостоятельно корректировать алгоритмы, например, буквы в словах у разных учеников могли получиться разного размера.