НОВЫЙ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Кейв Мария Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Красноярский государственный
педагогический университет
им. В.П. Астафьева
Аннотация: представлен подход к конструированию нового содержания обучения математике, посредством включения в школьный курс математики специальных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, метапредметные результаты обучения, универсальные учебные действия обучающихся, регулятивные универсальные умения, обучение математике, содержание обучения математике.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в совокупности требований к обязательным результатам освоения основной образовательной программы определяют требования к результату метапредметной подготовки обучающихся, среди которых универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные и коммуникативные [1; 2]. Готовность школьников к выполнению этих действий играет большую роль, как для обучения, так и для самообразования в течение всей жизни.
Метапредметные результаты обучения – это совокупный результат освоения обучающимся образовательной программы, всех ее предметных областей, учебной и внеучебной деятельности.
Такой подход к определению результатов обучения ставит перед современной педагогической наукой и образовательной практикой новые задачи целенаправленного и результативного использования дидактического потенциала каждой предметной области для формирования и развития УУД обучающихся на всех этапах общеобразовательной школы. Для достижения новых образовательных результатов в ходе математической подготовки школьников, необходима трансформация всех компонентов методической системы обучения, в частности, содержания обучения математике.
С позиций системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых образовательных стандартов, при проектировании содержания обучения математике особое внимание следует уделить комплексу задач как основному его компоненту. Помимо стандартных предметных заданий, в содержание обучения математике целесообразно включать задания, в ходе выполнения которых проявляются соответствующие знания, умения, навыки и имеющийся опыт конкретной деятельности: регулятивной, познавательной, коммуникативной и др.
Однако в образовательной практике и методической литературе многие педагоги сталкиваются с дефицитом специальных заданий и упражнений, направленных на формирование УУД обучающихся. Всё это обуславливает проблему конструирования специальных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся.
В данной статье представим опыт конструирования специальных заданий по математике, направленных на развитие и формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.
В состав регулятивных действий включают действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка результатов учебной деятельности и элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и волевому усилию в преодолении препятствий [3].
Конструирование заданий, направленных на формирование регулятивных УУД обучающихся, предполагает следующую последовательность шагов [4]:
1) выбор конкретного элемента УУД, на формирование которого направлено задание;
2) выбор модели (шаблона) задания, содержащего ключевое слово или фразу, провоцирующее на проявление УУД;
3) наполнение шаблона конкретным математическим содержанием, служащим предметным полем для проявления УУД.
Такие задания по структуре и формулировке отличаются от чисто предметной задачи, привычной для обучающегося.
Например, для формирования регулятивных УУД в процессе обучения математике можно предложить следующие модели заданий:
- определить цель выполнения учебного задания по математике;
- составить план действий по выполнению учебного задания по математике;
- определить верную последовательность шагов в решении математической задачи;
- указать недостающие или лишние шаги в предложенном плане решения математической задачи;
- осуществить действия по заранее заданному алгоритму шагов;
- определить и выбрать рациональный способ решения математической задачи;
- провести пошаговый контроль в предложенном варианте решения математической задачи, выявить допущенные ошибки и указать их место в решении;
- исправить ошибки в решении математической задачи;
- определить возможные причины успеха или неудач при решении математической задачи;
- составить инструкцию для выполнения задания по математике;
- выделить последовательность действий при выполнении задания, проанализировать их и оценить по заданным критериям;
- установить соответствие между предложенным списком действий и номером, указывающим порядок его выполнения и др.
В качестве примера, представим ряд заданий для обучающихся 5 класса, сконструированные на основе предложенных выше моделей и наполненных конкретным математическим содержанием, служащим предметным полем для проявления обучающимся регулятивного УУД.
Задание 1. Составить план действий для выполнения следующего задания: «Определить периметр участка земли, план которого изображен на рис. 1, если величину клетки принять за единицу измерения».
Задание 2. Определите недостающие действия в плане выполнения задания: «Вычислить площадь заштрихованной фигуры на рис. 2»
План:
- Измерить длины сторон прямоугольника.
- Вычислить площадь прямоугольника.
…
Варианты ответов:
А) 3. Вычислить площадь круга. 4. Записать ответ.В) 3. Измерить радиус круга. 4. Вычислить площадь круга. 5. От площади прямоугольника вычесть площадь круга. 6. Записать ответ. |
Б) 3. Измерить радиус круга. 4. Вычислить площадь круга. 5. К площади круга прибавить площадь прямоугольника. 6. Записать ответ. Г) 3. Измерить радиус круга. 4. Вычислить площадь круга. 5. Записать ответ. |
Задание 3. Определить, на каком шаге допущена ошибка в следующих действиях:
- шаг. Рассмотрим равенство: 35+10-45=42+12-54.
- шаг. В каждой части этого равенства вынесем за скобки общий множитель: 5·(7+2-9)=6·(7+2-9)
- шаг. Разделим обе части полученного равенства на их общий множитель (7+2-9).
- шаг. Получим: 5=6.
Представленные модели заданий, в ходе выполнения которых необходимо проявить регулятивные универсальные умения, выступают: как компонент содержания обучения и как инструмент формирования УУД обучающихся средствами предметной области школьного курса математики и могут быть распространены на другие классы и другие предметные области при условии соответствующей корректировки.
ЛИТЕРАТУРА:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.; Просвещение, 2010. 159 c.
- Шкерина Л.В. и др. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие [электронное издание] / Л.В. Шкерина, М.А. Кейв, О.В. Берсенева, Н.А. Журавлева. – Красноярск: Красн.гос.пед.университет им. В.П. Астафьева, 2018.
Уважаемая Мария Анатольевна, Вы представили интересный подход к формированию отдельных регулятивных УУД . Предусматриваете ли формирование полного (неразрывного) регуляторного процесса : от целеполагания до соотнесения достигнутых результатов с планируемыми (при целеполагании) их коррекцию и прогнозирование на будущее? Успехов!
Уважаемая, Людмила Ивановна, спасибо за вопрос! Да, мы продолжаем свою работу в направлении формирования полного регуляторного процесса с помощью специальных заданий, методов и форм организации обучения. Спасибо за сотрудничество! Всего доброго!
Очень полезный для меня материал. Обязательно буду использовать изложенный подход в своей работе, так как, на мой взгляд, это перспективно в отношении формирования УУД у учащихся самого разного уровня подготовки. Спасибо!