РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Копарова Марина Эдуардовна,
студент Института математики и механики
им. Н.И. Лобачевского,
Казанский Федеральный Университет

Аннотация: в статье рассматриваются  некоторые аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках информатики. Раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня творческого мышления учеников, познавательной активности и заинтересованности работой на уроке.

Ключевые слова: информатика, процесс обучения, творческая способность учащихся, творческая активность.

Проблема творческих способностей изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н Леонтьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Б. Теплова, Н. Лейтеса, А. Матюшкина [1, 2, 6, 7]. Значительное влияние на становление теории способностей оказал А. Н. Леонтьев, главный представитель мощной и хорошо аргументированной концепции формирования способностей. Наиболее фундаментальную разработку проблема способностей получила в трудах философа и психолога С. Л. Рубинштейна. Большой вклад в развитие теории творческих способностей школьников оказали известный российский психолог Л.С. Выготский и педагог – психолог Д. Б. Богоявленская. Изучение феномена творчества связано с именами Л. А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других известных русских психологов. Ученый В.А. Левин отмечает, что «расположенность к творчеству является в высшем проявлении активности человека» [4]. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики [3, 5, 8]. Несмотря на то, что проблема развития творческих способностей школьников широко рассматривалась и развивалась, она по-прежнему остаётся важной и актуальной и на сегодняшний день.

Возникает вопрос: как организовать процесс обучения информатике, позволяющий развивать у обучающихся творческие способности? В рамках решения указанного проблемного вопроса была определена тема исследования: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения информатике».

Объект исследования – процесс обучения информатике учащихся основной школы.

Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения информатике.

Цель исследованияразработка, научное обоснование и опытная проверка комплекса проблемных ситуаций и творческих задач для развития творческих способностей обучающихся на уроках информатики.

Гипотеза исследования. В процессе обучения информатике будет обеспечено развитие творческих способностей учащихся, если:

  • обучение будет осуществляться путем повышения доли самостоятельно выполняемых творческих учебных заданий;
  • использовать комплекс эвристических методов, позволяющих развивать креативные качества на каждом из уровней обучения информатике.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческих способностей школьников;
  2. определить условия развития творческих способностей школьников на уроках информатики;
  3. осуществить диагностическую работу и анализ ее результатов;
  4. разработать и реализовать комплекс проблемных ситуаций и творческих задач для развития творческих способностей учащихся на уроках информатики;
  5. обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе особенностей содержания информатике в средней школе, подходов к применению основ проблемного обучения на уроках информатики и значении творческих способностей в овладении актуальными компетенциями; характеристике проблемных задач как одного из средств развития творческих способностей обучающихся.

Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса проблемных ситуаций и творческих задач для развития творческих способностей учащихся на уроках информатике в основной школе.

Экспериментальной базой исследования выступил 9 «А» класс в количестве 27 человек МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельным предметов» Советского района города Казани. В этой школе информатика преподается на базовом уровне (1 час в неделю) по УМК И.Г.Семакина и др. [9] 

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выяснение уровня творческого мышления учащихся, а также учебной мотивации учащихся на уроках информатики. Участникам была предложена модифицированная и адаптированная для учащихся среднего звена анкета с вопросами, составленная на основе методик Э.А. Барановой, К.Н. Волкова, Г.Н. Казанцевой, В.С. Юркевич [1]. 

Вторым этапом стало проведение серии экспериментальных занятий по информатике с использованием заданий творческого характера. Учащимся предлагалось самостоятельно выполнить творческие задания на составление различных ребусов, кроссвордов, тестов, интересных задач с содержанием по информатике.

Приведем некоторые примеры формулировок творческих заданий.

  1. Эмблема предмета «Информатика». 

Все государства имеют свой герб, все конкурсы имеют свои эмблемы. Почему школьные предметы не имеют свою эмблему? Нарисуйте свое представление эмблемы предмета «Информатика» (формат  jpg).

  1. Интересный разговор с компьютером. 

Компьютер иногда начинает издавать звуки, то длинные, то короткие. Что он хочет нам сказать? Составьте словарь.

  1. Убедите маму. 

Ты пришел в магазин компьютерной техники с мамой покупать компьютер. На прилавке вы увидели два внешне одинаковых компьютера, но с разными ценами. Узнав технические характеристики компьютера, ты понял, что дорогой компьютер намного лучше, чем дешевый. Тебе надо объяснить маме, преимущества дорогого компьютера. Подготовь техническую характеристику обоих компьютеров на доступном для мамы языке.

  1. Моя идеальная школа.

Вам  предложили  должность  директора  строящейся многопрофильной общеобразовательной школы,  в которой планируется использовать IT-технологии.  В школе будет организована профориентационная работа  по следующим направлениям: инженер-программист, бухгалтер, менеджер, художник-оформитель. С какими техническими характеристиками необходимо закупить оборудование в это образовательное учреждение? Обоснуйте свой проект закупок.

Целью данного этапа стало создание условий для развития творческого мышления, мотивации и познавательного интереса учащихся к предмету.

Заключительный этап работы проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа явилось выявление индивидуальных изменений в развитии уровня творческого мышления и мотивации учащихся к изучению информатики. Затем следовала обработка собранных статистических данных: для обоих опросов была выбрана единая шкала оценивания – 30 баллов, согласно которой показатель творческого мышления учащихся ранжировался по трем уровням.

Результаты первого этапа эксперимента: «ниже среднего» – 6 чел. (22%), «средний» – 17 чел. (63%), «выше среднего» – 4 чел. (15%).
Результаты заключительного этапа: «ниже среднего» – 3 чел. (11%), «средний» – 17 чел. (63%), «выше среднего» – 7 чел. (26%).

Несомненно, предмет «Информатика» является довольно сложным для понимания и усвоения учащимися основной школы. Но применение творческих и проблемных заданий на уроках в процессе изучения информатики, использование метода проектов, групповой и индивидуальной форм работы, организация работы на конкурсной основе показали наличие положительной динамики. Повысился общий уровень творческих способностей учеников, улучшились показатели посещаемости, активности и заинтересованности работой на уроке среди учащихся экспериментальных классов.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках информатики заданий творческого характера является важным результатом получения новых знаний, их закрепление, развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогические аспекты. М: Педагогика, 2013.  183 с.
  2. Волкова В.Н. Теория информационных процессов и систем. М.: Юрайтис, 2016.  504 с.
  3. Гизутдинова Д.Р., Разумова О.В. Компьютерные обучающие игры на уроках математики // Математическое образование в школе и вузе: инновации в информационном пространстве (MATHEDU-2018): Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Казань, 17-21 октября 2018 г.) Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 64-68.
  4. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2013. 238 с.
  5. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М.: Просвещение, 2013.  128 с.
  6. Разумова О.В. О некоторых аспектах использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих учителей // В сборнике: Н.И. Лобачевский и математическое образование в России: Материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н.И. Лобачевского (XXXVI Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, VII Международная научно-практическая конференция). Ответственный редактор Л.Р. Шакирова, 2017. С. 240-241.
  7. Разумова О.В. Формирование предметно-специфического мышления будущих учителей средствами информационных технологий: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Казань, 2008. 182 с.
  8. Разумова О.В., Садыкова Е.Р., Хрусталева А.В. Универсальные инструментальные программные комплексы моделирования в математическом образовании // Информатика и образование. 2013. №6(245). С.85-55.
  9. Семакин И.Г. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.  160 с.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Мартыновская Юлия
Мартыновская Юлия

Спасибо большое за вашу статью и интересные мысли! Трудно не согласиться с тем, что развивать творческие способности на уроке информатике не так легко, ведь этот урок требует конкретных рамок и ограничений. Мне понятны и интересны ваши идеи по внедрению необычных заданий для школьников, но возможна ли идея того, чтобы школьники самостоятельно ставили перед собой цель придумать творческое задание для своих одноклассников? В нынешнее время учеников не всегда легко удивить ребусом или тестом, поэтому возможно, ребёнку было бы интересно самому придумать необычное задание, выполнить его, а затем посмотреть какие результаты получатся у его одноклассников. Таким образом у школьника повысился бы уровень… Read more »

Марина Копарова
Марина Копарова

Спасибо за вопрос. Я согласна и поддерживаю вашу идею, чтобы школьники самостоятельно ставили перед собой цель придумывать творческое задание для своих одноклассников. На мой взгляд, это позволит сделать уроки более плодотворными и интересными для учащихся.

Ирина
Ирина

Хорошая статья с понятными и ообоснованными мыслями. Есть что подчеркнуть и использовать.

Марина Копарова
Марина Копарова

Спасибо большое за ваш отзыв!

Францева Ирина
Францева Ирина

Очень интересная и важная тема! Единственное не до конца поняла, что конкретно было проведено на заключительном этапе? Также интересно, не рассматривали ли Вы различные редакторы или сервисы, как средства развития творческого потенциала школьников на уроках информатики?

Семина Елизавета
Семина Елизавета

Марина Эдуардовна, спасибо Вам за такую интересную, увлекательную, но также и познавательную статью. Я считаю, что данные мысли изложены на доступном языке и полезны начинающим педагогам. Проблема развития творческих способностей очень остро стоит в современном обучении. Некоторые педагоги бояться внедрять в свои уроки творческие задания, так как нет четкой системы оценивания, как ВЫ считаете, оправдан ли их страх?

Марина Копарова
Марина Копарова

Спасибо большое за отзыв! Так как мы начинаем с малого, в нашем исследовании строгой системы оценок не было предусмотрено. Поэтому эти творческие задания были интересны и нам, и учащимся.

Горчакова Ирина
Горчакова Ирина

Большое спасибо за статью! Очень актуальная тема, ведь в современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная школа в большей степени сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению еще на начальной ступени. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения.

Марина Копарова
Марина Копарова

Большое спасибо за отзыв!