О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

Родионова Ольга Владимировна,
кандидат физико–математических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Ситникова Людмила Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

В настоящее время актуальной является проблема отсутствия или недостаточного количества учителей  информатики в малокомплектных и сельских учебных заведениях для эффективной реализации учебного процесса. В этих случаях нередко для преподавания информатики привлекаются учителя, не имеющие соответствующую квалификацию.

Современный учитель информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Главным образовательным результатом освоения информатики учащимися является формирование: способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность; готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств, в том числе с использованием средств ИКТ.

Учитель информатики ведет не только образовательный процесс в области информатики, он также участвует в межпредметных проектах, требующих компетентности в области информатики и ИКТ, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде.

Понятно, что для решения указанных профессиональных задач у учителя, не имеющего квалификационной характеристики «информатика» не хватает необходимых компетенций.

В помощь таким учителям, а также с целью реализации возможности получения студентами непедагогических направлений подготовки квалификации «учитель информатики» подготовлена и реализуется программа профессиональной переподготовки: «Преподавание информатики в образовательных организациях», направленная на систематизацию знаний в области информатики с целью:

  • создания обучающимся условий для приобретения необходимого для осуществления преподавания информатики в образовательных организациях уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности;
  • применения современных методик и технологий для обеспечения качества учебного процесса, совершенствования профессиональных компетенций учителей информатики, а также получения новых, в соответствии с профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования нового поколения.

Реализуя данную программу, мы решаем следующие задачи: 

  • ознакомление слушателей с основными концептуальными положениями образовательных стандартов нового поколения применительно к практике преподавания информатики в школе; 
  • актуализация интеллектуально-творческих способностей учителей информатики, направленных на освоение ресурсов ФГОС, включая формирование универсальных учебных действий как педагогического средства для построения эффективной системы школьного информатического образования; 
  • обучение слушателей специфике разработки методического обеспечения новых образовательных стандартов и усовершенствование знаний слушателей в области современных образовательных технологий и их применения к организации учебного процесса по информатике в условиях введения ФГОС;
  • проектирование и реализация программы развития УУД в школьном курсе информатики; развитие предметной и методологической компетентности слушателей в вопросах преподавания информатики;
  • формирование умения включать в образовательный процесс по информатике междисциплинарную и метапредметную проблематику.

Слушатель, освоивший программу,  должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: ПК-1. Способность проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс по информатике; ПК-2. Способность проводить развивающую работу с обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей, включая работу с детьми с особыми образовательными потребностями; ПК-3. Готовность к формированию информационной культуры учащихся в процессе изучения информатики и во внеурочной деятельности

Результатом формирования компетенций должно стать владение:

  • опытом использования и апробирования специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.;
  • приемами использования системного, инструментального и прикладного программного обеспечения компьютера, необходимой учителю информатики для решения профессиональных задач;
  • навыками безопасного использования технических и программных средств защиты информации в образовательных организациях;
  • методикой обучения учебному предмету; стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; методикой обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.

По окончании обучения слушатели должны уметь:

  • анализировать индивидуальные особенности школьников, отбирать педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями и др.; разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
  • отбирать методы, приемы, средства воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; оценивать целесообразность и эффективность выбранных методов; проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу детей (культуру переживаний и ценностные ориентации) независимо от их способностей и характера; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
  • проектировать, разрабатывать, использовать средства ИКТ для осуществления учебно-воспитательного процесса школьников на уроках информатики; использовать специализированные средства ИКТ для выявления и развития способностей обучающихся, для осуществления научно-исследовательской и творческой деятельности школьников, коррекционной работы, в том числе со школьниками с особыми образовательными потребностями; формировать компоненты информационной культуры учащихся;
  • использовать мультимедийный инструментарий для создания информационной поддержки в работе с родителями и организациями;
  • разрабатывать и/или использовать средств ИКТ для осуществления деятельности по освоению системы знаний и опыта специфической для предметных областей деятельности.

Слушатель, освоивший программу,  должен знать: основные закономерности возрастного развития, этапы социализации личности, методы и технологии дифференцированного и развивающего обучения; основные направления, теории и технологии воспитания и духовно-нравственного развития личности школьников;

  • дидактические возможности ИКТ; электронные (цифровые) образовательные ресурсы и тенденции рынка электронных изданий в секторе образования по информатике; значение компьютера и ИКТ в общем психическом развитии школьника; развивающие возможности использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе по информатике; типы компьютерных средств обучения по информатике; составляющие информационной культуры учащихся.

В процессе изучения курса рассматривается ряд теоретико-методологических и методических вопросов, касающихся определения и структуры учебной деятельности, основных психологических механизмов процесса усвоения знаний и умений, а также актуальных вопросов теории и методики преподавания информатики. Практическая часть курса помогает слушателям овладеть наиболее эффективными средствами и формами достижения результатов географического образования. Программа рассчитана на 250 часов и состоит из 10 учебных дисциплин, а также педагогической практики, направленных на изучение основных направлений современного образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). — http://минобрнауки.рф/документы/938/ файл/749/ 10.12.17- Приказ_1897.pdf.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). — http://минобрнауки.рф/ документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf.
  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame =1
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Екатерина
Екатерина

Ольга Владимировна, спасибо за интересную статью! У меня возник такой вопрос: смогут ли преподаватели таких дисциплин, как русский язык, литература, МХК, с легкостью освоить данную программу?

Ольга
Ольга

Екатерина, Спасибо за проявленный интерес к статье и вопрос. Мы предполагаем, что преподавателям гуманитарных дисциплин освоение данной программы будет проблематично. Дело в том, что первоначально она была ориентирована на программистов и IT-специалистов, поэтому основной упор нами делается на изучение методики изучения информатики.
P.S. приношу извинения за отрицательную оценку вашего коментария, получилось случайно, не знаю, как отменить.

А.С. Путина
А.С. Путина

Здравствуйте, спасибо за статью! Подскажите, пожалуйста, описанный Вами курс является очным или дистанционным? И каким образом (где) он реализуется?

Ситникова Людмила Дмитриевна
Ситникова Людмила Дмитриевна

Добрый день, спасибо за проявленный интерес! Курс слушатели осваивают в течение полугода, очно, на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого, экзамен по завершению.