НОВЫЙ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

НОВЫЙ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кейв Мария Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Красноярский государственный
педагогический университет
им. В.П. Астафьева

Аннотация: представлен подход к конструированию нового содержания обучения математике, посредством включения в школьный курс математики специальных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, метапредметные результаты обучения, универсальные учебные действия обучающихся, регулятивные универсальные умения, обучение математике, содержание обучения математике.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в совокупности требований к обязательным результатам освоения основной образовательной программы определяют требования к результату метапредметной подготовки обучающихся, среди которых универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные и коммуникативные [1; 2]. Готовность школьников к выполнению этих действий играет большую роль, как для обучения, так и для самообразования в течение всей жизни.

Метапредметные результаты обучения – это совокупный результат освоения обучающимся образовательной программы, всех ее предметных областей, учебной и внеучебной деятельности.

Такой подход к определению результатов обучения ставит перед современной педагогической наукой и образовательной практикой новые задачи целенаправленного и результативного использования дидактического потенциала каждой предметной области для формирования и развития УУД обучающихся на всех этапах общеобразовательной школы. Для достижения новых образовательных результатов в ходе математической подготовки школьников, необходима трансформация всех компонентов методической системы обучения, в частности, содержания обучения математике.

С позиций системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых образовательных стандартов, при проектировании содержания обучения математике особое внимание следует уделить комплексу задач как основному его компоненту. Помимо стандартных предметных заданий, в содержание обучения математике целесообразно включать задания, в ходе выполнения которых проявляются соответствующие знания, умения, навыки и имеющийся опыт конкретной деятельности: регулятивной, познавательной, коммуникативной и др.

Однако в образовательной практике и методической литературе многие педагоги сталкиваются с дефицитом специальных заданий и упражнений, направленных на формирование УУД обучающихся.  Всё это обуславливает проблему конструирования специальных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся.

В данной статье представим опыт конструирования специальных заданий по математике, направленных на развитие и формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

В состав регулятивных действий включают действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка результатов учебной деятельности и элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и волевому усилию в преодолении препятствий [3].

Конструирование заданий, направленных на формирование регулятивных УУД обучающихся, предполагает следующую последовательность шагов [4]:

1) выбор конкретного элемента УУД, на формирование которого направлено задание;
2) выбор модели (шаблона) задания, содержащего ключевое слово или фразу, провоцирующее на проявление УУД;
3) наполнение шаблона конкретным математическим содержанием, служащим предметным полем для проявления УУД.

Такие задания по структуре и формулировке отличаются от чисто предметной задачи, привычной для обучающегося.

Например, для формирования регулятивных УУД в процессе обучения математике можно предложить следующие модели заданий:

  • определить цель выполнения учебного задания по математике;
  • составить план действий по выполнению учебного задания по математике;
  • определить верную последовательность шагов в решении математической задачи;
  • указать недостающие или лишние шаги в предложенном плане решения математической задачи;
  • осуществить действия по заранее заданному алгоритму шагов;
  • определить и выбрать рациональный способ решения математической задачи;
  • провести пошаговый контроль в предложенном варианте решения математической задачи, выявить допущенные ошибки и указать их место в решении;
  • исправить ошибки в решении математической задачи;
  • определить возможные причины успеха или неудач при решении математической задачи;
  • составить инструкцию для выполнения задания по математике;
  • выделить последовательность действий при выполнении задания, проанализировать их и оценить по заданным критериям;
  • установить соответствие между предложенным списком действий и номером, указывающим порядок его выполнения и др.

В качестве примера, представим ряд заданий для обучающихся 5 класса, сконструированные на основе предложенных выше моделей и наполненных конкретным математическим содержанием, служащим предметным полем для проявления обучающимся регулятивного УУД.

Задание 1. Составить план действий для выполнения следующего задания: «Определить периметр участка земли, план которого изображен на рис. 1, если величину клетки принять за единицу измерения».

Рис. 1.

Задание 2. Определите недостающие действия в плане выполнения задания: «Вычислить площадь заштрихованной фигуры на рис. 2»

Рис. 2

План:

  1. Измерить длины сторон прямоугольника.
  2. Вычислить площадь прямоугольника.

Варианты ответов:

А)
3. Вычислить площадь круга.
4.  Записать ответ.В)
3. Измерить радиус круга.
4. Вычислить площадь круга.
5. От площади прямоугольника вычесть площадь круга.
6. Записать ответ.
Б)
3. Измерить радиус круга.
4. Вычислить площадь круга.
5. К площади круга прибавить площадь прямоугольника.
6. Записать ответ. Г)
3. Измерить радиус круга.
4. Вычислить площадь круга.
5. Записать ответ.

Задание 3. Определить, на каком шаге допущена ошибка в следующих действиях:

  • шаг. Рассмотрим равенство: 35+10-45=42+12-54.
  • шаг. В каждой части этого равенства вынесем за скобки общий множитель:    5·(7+2-9)=6·(7+2-9)
  • шаг. Разделим обе части полученного равенства на их общий множитель (7+2-9).
  • шаг. Получим: 5=6.

Представленные модели заданий, в ходе выполнения которых необходимо проявить регулятивные универсальные умения, выступают: как компонент содержания обучения и как инструмент формирования УУД обучающихся средствами предметной области школьного курса математики и могут быть распространены на другие классы и другие предметные области при условии соответствующей корректировки.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. 2012.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
  3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.; Просвещение, 2010. 159 c.
  4. Шкерина Л.В. и др. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие [электронное издание] / Л.В. Шкерина, М.А. Кейв, О.В. Берсенева, Н.А. Журавлева. – Красноярск: Красн.гос.пед.университет им. В.П. Астафьева, 2018.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна

Уважаемая Мария Анатольевна, Вы представили интересный подход к формированию отдельных регулятивных УУД . Предусматриваете ли формирование полного (неразрывного) регуляторного процесса : от целеполагания до соотнесения достигнутых результатов с планируемыми (при целеполагании) их коррекцию и прогнозирование на будущее? Успехов!

Мария
Мария

Уважаемая, Людмила Ивановна, спасибо за вопрос! Да, мы продолжаем свою работу в направлении формирования полного регуляторного процесса с помощью специальных заданий, методов и форм организации обучения. Спасибо за сотрудничество! Всего доброго!

Сандалова Мария
Сандалова Мария

Очень полезный для меня материал. Обязательно буду использовать изложенный подход в своей работе, так как, на мой взгляд, это перспективно в отношении формирования УУД у учащихся самого разного уровня подготовки. Спасибо!