СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

By | 21.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Яковлева Надежда Александровна,
Тульский государственный
педагогический университет
им. Л.Н. Толстого

Аннотация: в статье рассмотрено взаимодействие сетевого обучения с традиционным в школе на уроках информатики и выявлены преимущества использования сетевых форм обучения при подготовке к ОГЭ по информатике.

Ключевые слова: сетевое обучение, смешанное обучение, подготовка к ОГЭ по информатике.

В настоящее время существует несколько подходов к формированию содержания понятия «сетевого обучения», предложенных педагогами-исследователями Богомоловым А.Н., Нагаевой И.А., Образцовым П.И., Озеровой М.В. и Соколовой А.С. [1]. На основе рассмотренных подходов к понятию «сетевое обучение» мы будем придерживаться следующей его формулировки. Сетевое обучение – это совместная деятельность автономных участников образовательного процесса, которая происходит в виртуальной среде взаимодействия и организовывается с помощью средств коммуникаций.

Технологии сетевого обучения постепенно вливаются в образовательный процесс, помогая учителям  на уроках, во внеурочной деятельности и при подготовке к сдаче экзаменов.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования особое внимание уделяется вопросу качественной подготовки школьников к основному государственному экзамену (ОГЭ).

Повышения уровня знаний и умений и учащихся при подготовке к ОГЭ возможно только при систематической работе в течение всего периода обучения. Для этого в программу начиная с восьмого класса необходимо вносить изменения на задания, ориентированные на основные прототипы из экзамена по информатике.

После изучения новой темы необходимо для учащихся проводить контроль знаний, который состоит из заданий базы ОГЭ или схожих по структуре. Контроль знаний лучше всего осуществлять с помощью технологии сетевого обучения.

Рассмотрим основные этапы изучения нового материала при смешанном обучении с использованием сетевых форм (см. рис. 1).

Рис. 1 Модель смешанного обучения

  1. Объяснение нового материала. На уроке учитель рассказывает новый материал, показывает примеры и алгоритмы решения типовых задач. При этом в среде обучения он хранит либо конспект урока с подробным рассмотрением примеров, либо видео-лекцию с объяснением материала, также возможно размещения дополнительного материала по данной теме для школьников, сдающих ОГЭ по информатике.
  2. Актуализация полученных знаний. Учащиеся выполняют тестирование, позволяющее проверить знание теоретического материала, правильность выполнения практических заданий. Сбор статистических данных с ошибками и разбор наиболее сложных заданий осуществляется при традиционном обучении.
  3. Проверка понимания текущего материала. На уроке и дома школьники выполняют в среде обучения практические задания, ориентированные на определенную тему, что существенно сокращает время на их проверку каждого задания у каждого ученика. Учитель имеет возможность быстро находить пробелы в знаниях и умениях учащихся, затем устранять индивидуально выявленные в ходе контроля сложности. При этом по каждому учащему, и каждому виду практических заданий ведется статистика, отражающая информацию о правильности выполнения упражнений, комментарии учителя для школьников и автоматически выставляется оценки. Также существует возможность посмотреть правильность решения для каждого из заданий, при ошибке существует возможность посмотреть верный ответ с разбором.
  4. Получение домашнего задания и объяснения хода его решения. Учащимся выдается номера домашних заданий, возможны индивидуальные задания, которые они выполняют дома в среде обучения. К следующему уроку учитель будет видеть всю статистику по выполнению заданий каждым учеником и при необходимости может закрепить материал, который не получился у большинства.
  5. Работа с учащимися, сдающими ОГЭ по информатике. Ученикам выдаются дополнительные задания, соответствующие проходимой тематике, с углубленным наклоном в сторону заданий из экзамена.

При анализе выполнения учащимися заданий можно узнать количество верных решений и максимальное и минимальное время, затраченное на их выполнение. Используя эту информацию можно составить задания для будущих самостоятельных и контрольных работ. Отсутствующие ученики могут выполнять эти работы дома, попросив при необходимости помощь у учителя или одноклассника.

Рассмотрим основные преимущества использования сетевых форм при смешанном обучении (см. рис. 2):

Рис. 2 Модель сетевого обучения в школе

  • расширение возможностей обучения за счет сочетания онлайн и оффлайн обучения и обеспечение быстрого доступа к учебным материалам;
  • персонализация образовательного процесса;
  • обратная связь между участниками учебного процесса с использованием различных форм коммуникаций (например, форумов, чатов, бесед и др.) и быстрая оценка результатов обучения;
  • обучение в любое время и в любом месте;
  • автоматическая и быстрая проверка правильности выполнения заданий;
  • повышение объективности проверки знаний;
  • сбор статистических сведений: время, потраченное на выполнение задания, дата прохождения;
  • возможность обучения лиц с ограниченными возможностями.

Некоторые трудности использования сетевых форм при смешанном обучении:

  • наличие доступа к сети Интернет у каждого учащегося;
  • предоставление компьютера каждому ученику на уроке;
  • трудоемкий процесс создания базы заданий по каждой тематике и описание их решений.

В скором времени основной государственный экзамен планируется проводить к компьютерной форме. Контрольный измерительный материал будет состоять из задания трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня будут оценивать знания учащихся по наиболее значимым разделам содержания (определение объема памяти, декодирование кодовой последовательности, определение истинности высказывания, формальное исполнение алгоритмов, адресация ресурсов Интернет, поиск в файлах и каталогах компьютера, поиск по заданному условию). Задания повышенного и высокого уровней сложности (поиск в Интернете, задачи на графах, понимание готовых программ, создание презентации или текстового документа, работа с электронными таблицами, работа с электронными таблицами,  создание и выполнение программы для заданного исполнителя и на универсальном языке программирования) позволят оценить готовность учащегося к продолжению обучения в профильных классах или колледжах. Экзамен будет состоять из двух частей: первая содержит в себе 10 заданий с кратким ответом, вторая – 7 заданий, выполняемых на компьютере.

Целенаправленная подготовка учащихся к новой форме эффективнее при условии активного использования сетевых форм обучения в сочетании с традиционными. Навыки сетевого взаимодействия с ресурсами, аналитический подход к использованию информации, умение представлять отчет с помощью информационных технологий являются показателями ИКТ-компетенции учащихся.

Использование сетевых форм при подготовке к основному государственному экзамену, позволяет не только подготовить учащихся к итоговой аттестации  и способствует развитию ИКТ-компетенции, подготовке в перспективе для компьютерной формы сдачи экзамена.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Яковлева Н.А. Сетевое обучение в современной педагогике // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6544 (дата обращения: 05.04.2018).
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments