ПРОФИЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ
Егорова Кристина Владимировна,
магистрант
руководитель Уткина Т.И.,
доктор педагогических наук, профессор,
Орский гуманитарно-технологический
институт (филиал) ОГУ
Аннотация: Рассмотрены перспективы профильной направленности обучения математике
Ключевые слова: профильная направленность, профильная направленность обучения математике
В связи с непрерывным совершенствованием технологических процессов и производственного оборудования, системы управления производством, законодательной базы постоянно изменяются современные требования общества к профессиональной деятельности специалиста. Эти процессы нашли отражение в реформировании системы образования, актуальной задачей которой является реализация профильной направленности в обучении, ориентированной на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.
Изучением этой проблемы занимались Я. А. Коменский, Д. Локк, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и другие специалисты. В середине ХХ столетия интерес к этой проблеме возрос с новой силой, и остается актуальным в настоящее время. Ученые-дидакты и методисты отмечают, что профессиональная направленность обучения ориентирует не только на связь с производством, а и включает в себя теоретическое обучение, которое охватывает организацию общеобразовательных и специальных предметов в профессиональном аспекте обучения.
Основной задачей среднего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных. В силу специфики своего содержания данный учебный предмет формирует способность к самообразованию, поиску и усвоению новой информации, умение планировать и адекватно оценивать свои действия, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, работать в коллективе и команде, развивает силу и гибкость ума, способность к аргументации и другие качества, необходимые современному специалисту. Цель обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности.
Принцип профессиональной направленности математической подготовки получил развитие в работах многих педагогов-математиков. Если математическая задача способствует реализации профессиональной направленности обучения математике, то она имеет определенное значение в профессиональном становлении будущего специалиста, и, следовательно, ее разумно называть профессионально значимой задачей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования диапазон допустимых значений практикоориентированности для основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих должен составлять 70-85%, но проведенный анализ рабочих программ СПО и учебников по математике показывает, что профильная направленность в обучении недостаточно реализуется.
Пути усиления профессиональной направленности преподавания математики в средних профессиональных учебных заведениях с учетом специфики различных отраслей предложены в работе Т.М. Алиевой.
Автор выделила следующие пути реализации профессиональной направленности:
- предоставление студентам информации о возможных практических областях применения изучаемого материала;
- решение задач с производственным содержанием;
- проведение практических работ по математике производственного характера;
- изготовление учебно-наглядных пособий (технические схемы, таблицы, плакаты, эскизы и др.) и моделей производственных деталей с объяснением их геометрических форм и назначения;
- использование для самостоятельной работы учащихся различного рода заданий, выполнение которых связано с применением знаний и умений по математике, общетехническим и специальным дисциплинам. Профессионально ориентированные задачи на уроках математики. Одной из главных проблем, с которой постоянно сталкивается преподаватель в процессе подготовки к уроку, является отбор системы задач, которая наилучшим образом отвечает целям урока. От успешного решения этой проблемы во многом зависит качество урока.
В перспективе в проводимом исследовании предполагается, что обучение математике будет наполнено такими требованиями к составлению задач.
- Описываемая в задаче практическая ситуация должна быть ученикам понятна, в содержание задач не должно вводиться большое число незнакомых терминов, а вводимые термины должны быть легко объяснимы или интуитивно понятны.
- Профессионально значимое содержание, привносимое в текст задачи, изменяет ее компоненты, условие, заключение и отношения между данными и искомыми, оставляя при этом возможность использования прежнего математического аппарата и не влияя существенным образом на способ решения задачи.
- Профессионально значимое содержание характеризует предметно математические аналоги, задающие или определяющие математический аппарат решения задачи, достаточный или необходимый для отыскания способа решения задачи.
- Профессионально прикладные задачи должны соответствовать программе курса математики учреждений среднего профессионального образования; содержащееся в задаче профессионально значимое содержание должно вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, логическое продолжение курса математики и служить достижению цели обучения.
- Профессиональную направленность применительно к математике не следует понимать в узком смысле, т.е. как простое насыщений занятий большим числом примеров практического характера. Необходимо добиться понимания важности математических методов и их универсальности при исследовании различных сторон окружающей действительности, привить учащимся отчётливое представление о том, что математика изучает не само явление, а лишь его математическую модель, и потому разработанные при 3 этом методы и приёмы исследования удаётся распространить на большое число других явлений.
Регулярное использование в обучении математике профессиональных понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов позволит улучшить качество подготовки специалистов.
- Астахов, А.П. Новейший психолого-педагогический словарь / А.П. Астахов. – М.: Современная школа, 2014. – 928 с.
- Вейль, Г. Математическое мышление / Под ред. Б.В. Бирюкова, А.Н. Паршина – М.: Наука. гл. ред. физ. — мат. лит., 2013. – 400 с.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://минобрнауки.рф/документы/3894.