ПРОФИЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ

By | 21.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ПРОФИЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ

Егорова Кристина Владимировна,
магистрант
руководитель Уткина Т.И.,
доктор педагогических наук, профессор,
Орский гуманитарно-технологический
институт (филиал) ОГУ

Аннотация: Рассмотрены перспективы профильной направленности обучения математике

Ключевые слова: профильная направленность, профильная направленность обучения математике

В связи с непрерывным совершенствованием технологических процессов и производственного оборудования, системы управления производством, законодательной базы постоянно изменяются современные требования общества к профессиональной деятельности специалиста. Эти процессы нашли отражение в реформировании системы образования, актуальной задачей которой является реализация профильной направленности в обучении, ориентированной на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

Изучением этой проблемы занимались Я. А. Коменский, Д. Локк, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и другие специалисты. В середине ХХ столетия интерес к этой проблеме возрос с новой силой, и остается актуальным в настоящее время. Ученые-дидакты и методисты отмечают, что профессиональная направленность обучения ориентирует не только на связь с производством, а и включает в себя теоретическое обучение, которое охватывает организацию общеобразовательных и специальных предметов в профессиональном аспекте обучения.

Основной задачей среднего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных. В силу специфики своего содержания данный учебный предмет формирует способность к самообразованию, поиску и усвоению новой информации, умение планировать и адекватно оценивать свои действия, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, работать в коллективе и команде, развивает силу и гибкость ума, способность к аргументации и другие качества, необходимые современному специалисту. Цель обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности.

Принцип профессиональной направленности математической подготовки получил развитие в работах многих педагогов-математиков. Если математическая задача способствует реализации профессиональной направленности обучения математике, то она имеет определенное значение в профессиональном становлении будущего специалиста, и, следовательно, ее разумно называть профессионально значимой задачей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования диапазон допустимых значений практикоориентированности для основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих должен составлять 70-85%, но проведенный анализ рабочих программ СПО и учебников по математике показывает, что профильная направленность в обучении недостаточно реализуется.

Пути усиления профессиональной направленности преподавания математики в средних профессиональных учебных заведениях с учетом специфики различных отраслей предложены в работе Т.М. Алиевой.

Автор выделила следующие пути реализации профессиональной направленности:

  • предоставление студентам информации о возможных практических областях применения изучаемого материала;
  • решение задач с производственным содержанием;
  • проведение практических работ по математике производственного характера;
  • изготовление учебно-наглядных пособий (технические схемы, таблицы, плакаты, эскизы и др.) и моделей производственных деталей с объяснением их геометрических форм и назначения;
  • использование для самостоятельной работы учащихся различного рода заданий, выполнение которых связано с применением знаний и умений по математике, общетехническим и специальным дисциплинам. Профессионально ориентированные задачи на уроках математики. Одной из главных проблем, с которой постоянно сталкивается преподаватель в процессе подготовки к уроку, является отбор системы задач, которая наилучшим образом отвечает целям урока. От успешного решения этой проблемы во многом зависит качество урока.

В перспективе в проводимом исследовании предполагается, что обучение математике будет наполнено такими требованиями к составлению задач.

  1. Описываемая в задаче практическая ситуация должна быть ученикам понятна, в содержание задач не должно вводиться большое число незнакомых терминов, а вводимые термины должны быть легко объяснимы или интуитивно понятны.
  2. Профессионально значимое содержание, привносимое в текст задачи, изменяет ее компоненты, условие, заключение и отношения между данными и искомыми, оставляя при этом возможность использования прежнего математического аппарата и не влияя существенным образом на способ решения задачи.
  3. Профессионально значимое содержание характеризует предметно математические аналоги, задающие или определяющие математический аппарат решения задачи, достаточный или необходимый для отыскания способа решения задачи.
  4. Профессионально прикладные задачи должны соответствовать программе курса математики учреждений среднего профессионального образования; содержащееся в задаче профессионально значимое содержание должно вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, логическое продолжение курса математики и служить достижению цели обучения.
  5. Профессиональную направленность применительно к математике не следует понимать в узком смысле, т.е. как простое насыщений занятий большим числом примеров практического характера. Необходимо добиться понимания важности математических методов и их универсальности при исследовании различных сторон окружающей действительности, привить учащимся отчётливое представление о том, что математика изучает не само явление, а лишь его математическую модель, и потому разработанные при 3 этом методы и приёмы исследования удаётся распространить на большое число других явлений.

Регулярное использование в обучении математике профессиональных понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов позволит улучшить качество подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Астахов, А.П. Новейший психолого-педагогический словарь / А.П. Астахов. – М.: Современная школа, 2014. – 928 с.
  2. Вейль, Г. Математическое мышление / Под ред. Б.В. Бирюкова, А.Н. Паршина – М.: Наука. гл. ред. физ. — мат. лит., 2013. – 400 с.
  3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://минобрнауки.рф/документы/3894.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments