ОНЛАЙН ОЛИМПИАДА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЗАДАНИЯМИ ПО ОСНОВАМ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ОНЛАЙН ОЛИМПИАДА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЗАДАНИЯМИ ПО ОСНОВАМ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ

Федорова Галина Аркадьевна,
д.п.н., доцент, профессор кафедры информатики и методики обучения информатике, омский государственный педагогический университет
Абрамова Виктория Анатольевна,
начальник отдела информатизации сферы образования казенного учреждения Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования»
Кабанцева Марина Сергеевна,
студентка 5 курса факультета математики, информатики, физики и технологии, Омский государственный педагогический университет

Аннотация: В статье обсуждается актуальность проведения целенаправленной учебной работы по подготовке школьников к противодействию угрозам при работе в сети Интернет. Представлено описание дистанционной олимпиады для учащихся 3-8-ых классов, направленной на формирование основ информационной безопасности у обучающихся. Приведены виды и примеры интерактивных заданий олимпиады.

Ключевые слова: информационная безопасность, Интернет, дистанционная олимпиада, интерактивные задания.

Современные образовательные стандарты всех уровней школьного образования акцентируют значимость подготовки обучаемых к информационной деятельности в сети Интернет с соблюдением соответствующих правовых и этических норм информационной безопасности [5]. Востребованными умениями для школьников являются умения защитить себя от угроз информационной среды.Современные дети растут в культуре, когда принято делиться любой информацией, при этом большинство пользователей сети Интернет, в том числе и учащиеся не задумываются о том, что личная информация может быть использована в корыстных целях.

Активное использование школьниками мобильных устройств с неограниченным использованием ресурсов Интернет отрицательно влияют на эмоциональную, коммуникативную, мотивационную сферу личности [4]. В связи с этим выделяются и виды угроз, с которыми чаще всего сталкиваются школьники младшего и старшего подросткового возраста: использование конфиденциальной информации в преступных целях, шантаж в процессе общения в социальных сетях, платные подписки,употребление в информационных сообщениях жаргонизмов, наличие в интернет пространстве нежелательного контента, распространение спама и др. [1, 3, 6]. Комплексное решение проблемы информационной безопасности со стороны школы и семьи позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку.

В образовательной среде Омской области активно ведется работа по освещению проблемы информационной безопасности школьников в сети Интернет.Ежегодно проводится единый урок «Информационная безопасность детей в сети Интернет»[2],  конкурс социальных проектов для обучающихся и педагогов образовательных организаций Омской области «Дети в Интернете», областная Интернет-олимпиада для обучающихся 3 – 8-х классов образовательных организаций Омской области «Безопасный Интернет».(https://do.obr55.ru/). Организаторами олимпиады являются Министерство образования Омской области, казённое учреждение Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования» (далее – КУ РИАЦ), кафедра информатики и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета. Олимпиада проводится в целях пропаганды безопасных способов использования ресурсов сети интернет, профилактики интернет-зависимости среди обучающихся 3 – 8-х классов.

Содержание олимпиадных заданий освещает спектр угроз, с которыми сталкиваются современные школьники в Интернете. Комплекс интерактивных заданий олимпиады представлен в форме теста с автоматизированной проверкой результатов. Внутри теста задания разбиты на три группы, каждой группе соответствует определенная тема, учитывающая возрастные особенности информационной деятельности школьников в сети Интернет. Для учащихся 3-5-х классов основными темами являются: мошенничество и другие опасности интернета, компьютерная и игровая зависимость, защита личной информации. Для учащихся 6-8-х классов олимпиадные задания составлены по следующим темам: мошенничество и авторское право, компьютерные вирусы, кодирование и защита информации.

В олимпиаде представлены следующие виды заданий с интерактивными приёмами:
1) формулировка вопроса стандартного вида, с зашифрованными вариантами ответов с помощью ребусов, текста-«перевёртыша», перестановки слогов в слове, картинок (иконок), символов;
2) формулировка вопроса зашифрована с помощью кода, для разгадывания которого необходимо перейти по гиперссылке, изучить необходимую информацию и определить ключ;
3) формулировка вопроса содержит картинку, для ответа необходимо сопоставить вопрос с картинкой и с предложенными вариантами ответов;
4) в формулировке вопроса пропущены слова, отражающие ключевое значение высказывания, выбор варианта ответа осуществляется из выпадающего списка;
5) формулировка вопроса содержит картинку, для ответа на вопрос, необходимо перетащить вариант ответа на соответствующую часть картинки.

Практически все задания олимпиады описывают жизненные ситуации, с которыми дети могут столкнуться в Интернет-среде.

Например:
1) «Твой новый друг, с которым ты познакомился в социальной сети, предложил тебе встретиться. Что ты будешь делать?» Варианты ответа: 1. Не пойду на встречу. 2.Пойду на встречу не один, а с другом. 3.Пойду на встречу. 4. Расскажу о предложении встретиться родителям. 5. Предложу встретиться в людном месте.
2) «Что необходимо сделать, если Вам пришло сообщение на почтовый ящик с какими-то документами, которые Вам якобы важны?». Варианты ответа: 1. Скачать и посмотреть, что за документы. 2. Ничего, отметить как «Спам». 3. Отправить другу, чтобы он посмотрел, что там.
3) «В социальной сети Вам пришло сообщение от пользователя, которого у Вас нет в друзьях. В сообщении он Вам прислал ссылку сказав, что там размещены фотографии с общей прогулки. Перейдете ли Вы по этой ссылке?». Варианты ответов: 1. Напишу этому пользователю и узнаю, что это за фотографии, а после перейду по ссылке, чтобы просмотреть их. 2. Не стану переходить по ссылке, отмечу сообщение как спам. 3. Перейду по ссылке, это же просто фотографии.

Для ответов на некоторые олимпиадные задания участникам необходимо заранее установить приложение для сканирования QR-кода на мобильное устройство. Например, утверждение зашифровано с помощью шифра «Квадрат Полибия». Чтобы получить ключ к шифру, нужно воспользоваться сканером для QR- кода. Вопрос: «Можно ли данное утверждение отнести к симптомам компьютерной / игровой зависимости?» Утверждение: «15 31 63 24 14 36 55   13   26 34 32 35 56 62 42 16 36 33 55 16    24 14 36 55      51 16 31 34 1316 26  22 16 36 42 13 43 16 42     41 33 34 32» (текст утверждения). Варианты ответа: 1. Да. 2. Нет. Кодирование в олимпиадных заданиях вопросов или вариантов ответов способствует актуализации понимания обучаемыми приемов защиты информации.

В 2018-2019 учебном году в олимпиаде приняли участие более 440 школьников. Проводя анализ полученных результатов, стоит отметить, что у учащихся 3-5 классов наибольшие трудности вызвали вопросы по определению симптомов компьютерной и игровой зависимости, а у учащихся 6-8 классов наибольшие трудности вызвали вопросы по авторскому праву и компьютерным вирусам. Это говорит о том, что необходимо в рамках школьного курса информатики усилить подготовку школьников по данным аспектам информационной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Аметова Э.Ш., Умерова И.А., Шумицкая Т.Н., Субботина Н.С. Риски и угрозы современного интернет-пространства (анализ результатов анкетирования детей и родителей) // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1 (7). С. 18-23.
  2. Единый урок по безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] // Единый урок. URL: http://www.единыйурок.рф/index.php/kalendar-edinykh-urokov/item/7-edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet (дата обращения: 15.03.2019).
  3. Максимов А.С., Мануйлова Л.М. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 1 (31). С. 94-100.
  4. Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 99-107.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. No 413) [Электронный ресурс].URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/документы/2365  (дата обращения: 15.03.2019).
  6. 6. Яцюк Т.В. Особенность и специфика современных проблем этической культуры информационной деятельности учащихся в условиях использования компьютера и сети интернет // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2011. № 3. С. 49-53.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Людмила Босова
Людмила Босова
4 лет назад

Спасибо, коллеги, что представили свой опыт. Зашла по указанной ссылке на сайт олимпиады, надеялась увидеть там демо-версию, задачи прошлых лет или еще что-то в таком же роде. Не планируете открыть хотя бы часть имеющихся у вас заданий?

В.А. Абрамова
В.А. Абрамова
Reply to  Людмила Босова
4 лет назад

Добрый день, Людмила Леонидовна! Мы можем предоставить гостевой доступ к заданиям олимпиады этого года.