ВОЗМОЖНОСТИ SCRATCH 3.0 ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ВОЗМОЖНОСТИ SCRATCH 3.0 ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ

Путина Анастасия Сергеевна,
магистрант,
Московский педагогический
государственный университет

Аннотация. В статье говорится о важности групповой работы в образовании. В качестве примера приводится среда визуального программирования Scratch. В Scratch есть возможность использования таких инструментов, как рюкзак, ремикс и студия, которые помогают при совместной работе. В конце статьи приведен пример создания проекта, который может сделать группа учащихся.

Ключевые слова: Scratch, групповой проект, рюкзак, ремикс, студия.

Современный человек должен обладать умением теоретически мыслить, выдвигать гипотезы, находить варианты решения поставленных задач, проводить анализ изучаемого явления и т.д.[1]. На наш взгляд, достижение таких результатов образования возможно благодаря групповой работе. Также групповая работа способствует улучшению коммуникативных навыков школьников. В ходе такой работы школьники учатся распределять между собой обязанности, обсуждать результаты каждого, обобщать их и делать выводы.

Кроме того, с 2018 года школьники, а также взрослые, имеют возможность принять групповое участие в Международной Scratch-олимпиаде по креативному программированию [2].

Среда визуального программирования Scratch 3.0 [3] обладает возможностями создания групповых проектов, а именно: рюкзак, проект, студия. Рассмотрим эти инструменты подробнее.

Рюкзак

Рюкзак — это специальное окно, в котором пользователь может  хранить объекты Scratch (костюмы, скрипты, спрайты, фоны и музыку). Находится он в нижней части редактора.

При нажатии на него рюкзак открывается. Пользователь может посмотреть все, что туда «положил» (см.рис.1).

Для того чтобы использовать содержимое, надо открыть рюкзак, и перетащить то, что нужно к себе в проект (если костюм, то перенести в костюмы, если скрипт — в скрипты и так далее). Для того чтобы «положить» объект в рюкзак, надо взять этот объект, и с зажатой левой клавишей мыши перетащить его в рюкзак.

Рис.1

Для того, чтобы использовать рюкзак, нужно войти в систему или зарегистрироваться. В противном случае эта функция будет недоступна.

Ремикс

Любой опубликованный на сайте Scratch проект становится общедоступным. Каждый пользователь может посмотреть проект, оценить его, прокомментировать. А также можно использовать чужой код без нарушения авторских прав. Для этого служит ремикс.

Как и при использовании портфеля, требуется авторизоваться на сайте.

Чтобы создать ремикс, нужно выбрать на сайте Scratch тот проект, который пользователь хочет изменить и нажать на клавишу Войти внутрь проекта.

Далее необходимо внести нужные изменения в проекте, после чего появится предложение сохранить проект как ремикс.

Нужно нажать на Ремикс, и измененный проект будет сохранен у пользователя (см. рис.2).

Важным является факт того, что сохраняется информация о том, какой проект послужил оригиналом для ремикса. Новый проект можно без каких-либо ограничений опубликовать на сайте Scratch.

Рис.2

Все созданные ремиксы проекта можно посмотреть в Дереве ремиксов.

Студия

Студия — это место, где размещаются проекты, объединенные одной темой. Студия создаётся нажатием на кнопку Новая студия на странице своих работ.

А теперь приведем пример проекта, который можно создать как одному учащемуся, так и группе учащихся с использованием возможностей Scratch.

Самым маленьким участникам Scratch-олимпиады организаторы предлагают создать историю на свободную тему, например, описать поход в какое-то интересное место. Давайте представим, что вы на выходных ходили в зоопарк и смотрели много интересных животных. А теперь мы создадим историю про поход в зоопарк!

Откроем программу. Какой же мультик без красивого фона? Давайте выберем нужные. Можно загрузить свою картинку либо выбрать из Библиотеки фонов.

Зоопарк начинается с кассы. Картинки кассы в Библиотеке фонов нет, поэтому либо нужно создать фон самостоятельно (либо с помощью встроенного графического редактора, либо с помощью любого другого графического редактора).

Добавим фон school и изменим его. Сначала изменим его название («Касса»).

Также растянем фон влево и вправо и создадим надпись «КАССА» с помощью кнопки «Текст» (см. рис. 3).

Рис. 3

Также нужно добавить героя истории – себя! Выберем спрайт Dani. Обратите внимание, у спрайта есть 3 костюма, причем, можно выбрать и мальчика, и девочку. Выберете один костюм, остальные удалите.

Давайте изменим цвета волос, кожи, одежды и обуви героя. Нам понадобится вкладка Костюмы и встроенный графический редактор.

В обновленной версии Scratch мы можем выбрать разные параметры заливки: цвет, насыщенность и яркость.

Выберите подходящие параметры и закрасьте героя. Например, так, как показано на рисунке 4.

Рис.4

Изменим размер спрайта, указав значение параметра «Размер» 60 под Сценой. С помощью мышки изменим положение спрайта на Сцене (см. рис. 5).

Рис.5

Чтобы создать эффект говорения, создадим второй костюм. С помощью правой клавиши мыши дублируем костюм и начнем изменять второй. Удалим рот, на его месте с помощью инструмента «Круг» нарисуем овал, изменим его форму с помощью инструмента «Изменение формы», а также изменим заливку внутри фигуры (рис.6).

Рис. 6

Напишем первый скрипт. Используем при этом уже знакомое нам расширение «Текст в речь».

При нажатии флажка должен появляться первый костюм. Установим русский язык, голос – «писк». После чего изменим костюм на второй. Герой должен сказать «Ура! Я в зоопарке!», после чего костюм должен измениться на первоначальный (рис. 7).

Рис. 7

Также для Фона создадим скрипт, который при нажатии флажка меняет фон на «Касса».

Наш герой купил билеты и вошел в зоопарк. Кого же он увидит? В Scratch 3.0 Библиотека спрайтов пополнилась несколькими новыми животными, которых мы и добавим в проект. Добавим спрайты Bear-walking (Гуляющий медведь), Giraffe (Жираф), Lion (Лев), Panther (Пантера), Zebra (Зебра).

Поскольку все эти животные не должны разгуливать около кассы, для каждого из новых спрайтов добавим команду, по которой спрайт должен исчезать при нажатии флажка.

Предположим, сначала герой побежал к вольеру с бурым мишкой. Разработчики подарили нам целых 8 костюмов бурого медведя, поэтому наш медведь будет уверенно ходить по вольеру.

Для того, чтобы перейти к бурому медведю, дополним скрипт главного героя командами ожидания, передачи сообщения «медведь», а также командой «спрятаться».

Теперь для спрайта Bear-walking изменим размер (под Сценой) на 70. А далее создадим скрипт, с помощью которого мишка будет ходить по вольеру (рис.8).

Рис.8

Добавим фон Forest (лес). Для фона напишем скрипт, меняющий фон на «Forest».

Теперь мишка гуляет по вольеру с деревьями!

Добавим фон Farm (ферма). Сейчас медведь должен спрятаться и передать сообщение «жираф» (следующим в мультике появляется жираф).

Для фона создадим скрипт, меняющий фон на Farm.

Пусть жираф будет к нам подходить издалека. Установим первоначальный размер 50%, а потом будем увеличивать для создания эффекта приближения. Кроме того, будем менять положение жирафа по горизонтали и вертикали (рис.9).

Рис.9

Также пусть на заднем фоне стоит зебра. Добавим спрайт Zebra.

Сцена сейчас должна выглядеть следующим образом (рис.10).

Рис.10

Сделаем так, чтобы зебра смотрела влево. Поскольку мы хотим, чтобы зебра была на заднем плане (хоть мы ее и добавили последней), добавим соответствующую команду в код (рис.11).

Рис.11

Жираф и зебра после этого должны прятаться, а фон – меняться.

Самостоятельно добавьте в основной скрипт спрайта Giraffe команду спрятаться, а после – команду передать «лев» (в следующей сцене появятся лев и пантера).

Также самостоятельно добавьте для спрайта зебры команды Когда я получу «лев» и спрятаться.

Дальше наша героиня подошла к вольеру с кошачьими. Добавим спрайты льва (Lion) и пантеры (Panther). Также нужно добавить декорации вольера – фон Savanna.

Для фона добавим команды Когда я получу «лев» и сменить фон на Savanna.

Создадим эффект движения животных. Для льва создадим следующие команды (рис.12).

Рис.12

А для пантеры такие (рис.13):

Рис.13

Далее можно предложить учащимся задание.

Пусть дальше наша героиня отправится в сад бабочек! Добавьте несколько спрайтов Butterfly 1, соответствующий фон. Раскрасьте спрайты в разные цвета, установите бабочкам различные размеры. Пусть некоторые бабочки летают, некоторые – сидят. Попробуйте создать эффект полета бабочки. Создайте необходимые команды.

Как мы видим, Scratch 3.0 обладает гораздо большими возможностями по сравнению с предыдущей версией даже на примере простого мультфильма.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Пузеп Л.Г., Терещенко Ю.А. Формы учебного сотрудничества в школе при реализации Федерального Государственного образовательного стандарта. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА Издательство: Российский государственный профессионально-педагогический университет(Екатеринбург), 2016, с. 26-42
  2. http://robbo.ru/olimp/
  3. https://scratch.mit.edu/
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Францева Ирина
Францева Ирина
4 лет назад

Спасибо за такое подробное описание возможностей SCRATCH 3.0! Очень понравился предложенный вариант проекта, но хотелось бы ещё узнать, есть ли какие-нибудь советы по организации работы детей в группах? Как именно следует группам предложить выполнить это задание? Или же участники группы сами разделяют между собой обязанности?

Анастасия Путина
Анастасия Путина
Reply to  Францева Ирина
4 лет назад

Здравствуйте, Ирина! Спасибо! Конкретно этот проект создавался по требованиям международной Scratch-олимпиады по креативному программированию, где предполагается работа с помощью таких функций онлайн-версии Scratch, как рюкзак, ремикс. Но, конечно, же уместным будет вариант с распределением обязанностей в группе, кто-то работает с графикой, кто-то с кодом программы и т.д.

Магистрант
Магистрант
4 лет назад

Добрый день! Спасибо за статью. Scratch 3.0 значительно изменился по сравнению в предыдущей версией. Все ли проекты созданные для предыдущей версии можно реализовать в новой, без значительных переделок?

Анастасия
Анастасия
Reply to  Магистрант
4 лет назад

Здравствуйте, спасибо. Да, конечно, возможности новой версии расширились по сравнению с предыдущей, но все проекты, созданные в той версии, можно реализовать и в новой.

Екатерина
Екатерина
4 лет назад

Анастасия, добрый день. Хотела бы поблагодарить Вас за такое наглядное описание возможностей использования SCRATCH 3.0 для групповой работы. Ваши ученики участвовали со своими проектами в международной Scratch-олимпиаде 2018г? Планируете ли вы принять участие в олимпиаде 2019г?