ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ТЕХНОЛОГИЯ BYOD
Григорьева Ирина Витальевна,
преподаватель математики, физики и астрономии
МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога
Назарова Валерия Вадимовна,
магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова
(филиал) РГЭУ (РИНХ), Таганрог
Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности и задачи мобильного обучения, а также его преимущества и недостатки.
Ключевые слова: технология BYOD, мобильное обучение.
В настоящее время современный образовательный процесс переживает цифровую эру: на место бумажных учебников приходят электронные формы учебников, которые легко помещаются в мобильном устройстве. Мобильное устройство сегодня — это не только средство связи и средство развлекательного характера, но и средство обучения. В образовании появляется и набирает популярность такая технология, как BYOD – bring your own device (принеси свое устройство).
Мобильное обучение, как таковое, имеет относительно недавнюю историю: со времен появления первых телефонов — начало девяностых годов. Впервые о дидактических возможностях мобильных телефонов заговорили зарубежные исследователи. Сегодня перспективы обучения при помощи мобильных устройств рассматриваются многими российскими учеными и исследователями: Н.Л.Половникова и И.Н.Голицына уделяют особое внимание основным направлениям современного мобильного обучения, Т.А.Макарчук [5,6] и В.К.Кухаренко [4] отмечают возможности использования мобильных устройств в образовательном процессе, В.А. Куклев [3] проводит анализ реализации мобильного обучения.
Использование мобильных устройств в обучении позволяет решить ряд следующих учебных задач:
- организовать взаимодействие с преподавателями в режиме реального времени;
- обеспечить возможность демонстрации лекционного материала (в том случае, когда в аудитории отсутствует проектор или иное техническое обеспечение);
- обеспечить быстрый доступ к необходимым учебным материалам;
- обеспечить возможность обучения без привязки к определенному месту жительства;
- предоставить возможность выполнения работ в программах в аудиториях без компьютерного оснащения;
- индивидуализировать образовательную траекторию студента.
В чем преимущества обучения при помощи смартфонов? Во-первых, повышается общая техническая грамотность студентов: обучающиеся приобретают целый спектр навыков и умений при работе с гаджетами. Во-вторых, мобильное обучение полностью соответствует запросам современного общества: обучение не только теоретической направленности, но и практической.
Одновременно с преимуществами мобильного обучения можно выделить и негативные аспекты:
- слабая методическая подготовка преподавателя в сфере мобильного обучения (в таком случае необходимо реализовать дополнительную подготовку или переквалификацию кадров);
- отсутствие должного технического оснащения у некоторых обучающихся (неравное количество гаджетов, отвечающих определенным требованиям, ведет к тому, что часть студентов не вовлечена в учебный процесс или же будет происходить имущественное разделение обучающихся);
- малые размеры мобильного устройства по сравнению с планшетом или компьютером;
- вопреки инновационным образовательным технологиям, мобильные устройства в настоящее время продолжают восприниматься больше как устройства развлекательного, а не учебного характера.
Сегодня мобильное обучение используется в трех направлениях: самообразование, школьное и вузовское образование, дистанционное и корпоративное обучение.
Таким образом, мобильное обучение как образовательный тренд набирает популярность, возможно, в будущем образовательные траектории будут строиться с учетом применения гаджетов.
- Авраменко А. Мобильное обучение: этапы развития и современные тенденции // Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. Вып. 17. — 2013. — № 6. — С. 11–16.
- Кудрявцев Александр Владимирович Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vozmozhnosti-ispolzovaniya-mobilnyh-ustroystv-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.04.2019).
- Куклев В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения //Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2009. № 1 (35). С. 68-72.
- Кухаренко В. К. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. C. 93-104.
- Макарчук Т. А. Доступность современного программного обеспечения студенческой аудитории // Современное образование: содержание, технологии, качество: мат-лы XVIII Междунар. науч.-метод. конф. СПб. : СПбГЭУ (ЛЭТИ), 2011. С. 168-169.
- Макарчук Т. А. Педагогические условия использования дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике / / Информатика и системы управления. 2004.
- Паскова Анна Александровна МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕХНОЛОГИИ BYOD // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-v-vysshem-obrazovanii-tehnologii-byod (дата обращения: 13.04.2019).
- Шишковская Ю. В. Использование мобильных устройств в педагогической практике // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1519-1521. — URL https://moluch.ru/archive/91/19608/ (дата обращения: 10.04.2019).
периодически появляется информация о запрете использования мобильных телефонов во время занятий во имя здоровья обучаемых и т.п. Как Вы считаете, мобильное обучение — это все-таки тупиковый вариант обучения, или чисто прикладная версия в ограниченных целях, или, цитируя Вас, «образовательный тренд» c нарастанием популярности до определенного (какого?) процента в общем объеме вариантов реализации образовательного процесса?
Добрый день! Благодарю за вопрос! Вам отвечает магистрант Назарова В.В. Насколько я поняла Ваш вопрос: Вы хотели бы разъяснить, является ли мобильное обучение прикладной версией в ограниченных целях, «тупиковым вариантом обучения» (цитирую Вас) или же образовательным трендом. Давайте разберемся по пунктам. 1. Начнем с запрета об использовании мобильных телефонов. Насколько мне известно, действующего федерального закона о запрете использования мобильных телефонов в школе нет. В школе можно принять только локальный акт. Сейчас я не говорю о том, что если нет федерального закона, то можно, как говорится, «сидеть и играть на уроках в телефон». Нет. 2. Говоря о здоровьесбережении, безусловно, при использовании… Read more »
спасибо за развернутый ответ (кроме одного ?:) ! если можно, дайте пожалуйста свою максимальную оценку в процентах для мобильного обучения в общем объеме вариантов реализации образовательного процесса?
Добрый день еще раз! Начну немного издалека, но с очень интересных фактов, которые помогут нам сделать выводы. К сожалению, на момент написания статьи данные факты я не нашла, а так можно бы их включить в сам текст. Итак, перейдем непосредственно к самим фактам. Они представлены ООН в рекомендациях по политике мобильного обучения (вот ссылка на документ: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf). 1. В Пакистане был реализован проект по повышению грамотности при помощи включения мобильных технологий в образовательный процесс для женщин и девушек из отдалённых деревень и районов. К слову, уровень грамотности в Пакистане среди женщин составляет 40 процентов (по сравнению с уровнем грамотности мужского… Read more »
Добрый вечер, уважаемые Ирина Витальевна и Валерия Вадимовна!
Благодарю вас за очень интересную и актуальную статью!
У меня к вам вопрос больше терминологического характера. В названии вашей статьи фигурирует технология BYOD, а в тексте статьи она встречается ровно в одной фразе в начале, а дальше речь идет о мобильном обучении. Не могли бы вы привести определение или краткое описание «технологии BYOD» которое лежит в основе вашей работы и вкратце обосновать, почему вы практически приравняли ее к понятию «мобильного обучения»?
Добрый день! Благодарю за достаточно интересный вопрос. Вам отвечает магистрант Назарова В.В. Термин «мобильное обучение» может трактоваться достаточно широко, так как мобильными могут быть сам процесс обучения, учащиеся и непосредственно устройства, используемые в учебном процессе. Останавлюсь на устройствах, под мобильными устройствами можно понимать переносные гаджеты (планшеты, смартфоны), а не стационарные устройства, которыми обладает в настоящее время каждая школа. То есть получается следующее: школа может обеспечить компьютеры для реализации части образовательной процесса, но как правило, их или не хватает на каждого учащегося, или не всегда можно получить доступ в компьютерный класс. В топовых гимназиях на уроках выдают планшеты для работы с… Read more »
Большое спасибо за полноту Ваших ответов. В отличии от Вас я не могу поделиться своим личным опытом применения мобильного обучения в образовании. Наверно, поэтому так много вопросов было задано мной, чтобы оценить перспективность данного направления.
Соответственно мои любые объективные и субъективные суждение про него будут только после моих первых практических попыток. С уважением, Александр.
Хочу поблагодарить Вас за интересные вопросы, которые помогают углубиться в рассматриваемый вопрос. Из моей скромной практики могу добавить: например, при включении 15 или 20 процентов мобильного обучения в образовательный процесс (на занятиях английского языка) ученики показывают более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в традиционный образовательный процесс. Этот эксперимент проходил в течение 2 месяцев, конечно, не большой промежуток времени, но все же не одна неделя и не один месяц. Так вот: группа, у которой было внедрено мобильное обучение, показала результаты на контрольных работах на 20-30 процентов выше, чем другая. Почему я это не включила в статью? Это… Read more »
Здравствуйте! Спасибо за статью! Действительно, использование мобильных устройств (смартфонов, планшетов) позволяет разнообразить учебный процесс. Однако, школы не обладают материально-технической базой и применение мобильных устройств потребует дополнительных затрат для образовательной организации. Какие минимальные требования предъявляются к устройствам, которые можно было бы использовать при организации учебного процесса?