ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ТЕХНОЛОГИЯ BYOD

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ТЕХНОЛОГИЯ BYOD

Григорьева Ирина Витальевна,
преподаватель математики, физики и астрономии
МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога
Назарова Валерия Вадимовна,
магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова
(филиал) РГЭУ (РИНХ), Таганрог

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности и задачи мобильного обучения, а также его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: технология BYOD, мобильное обучение.

В настоящее время современный образовательный процесс переживает цифровую эру: на место бумажных учебников приходят электронные формы учебников, которые легко помещаются в мобильном устройстве. Мобильное устройство сегодня — это не только средство связи и средство развлекательного характера, но и средство обучения. В образовании появляется и набирает популярность такая технология, как BYOD – bring your own device (принеси свое устройство).

Мобильное обучение, как таковое, имеет относительно недавнюю историю: со времен появления первых телефонов — начало девяностых годов. Впервые о дидактических возможностях мобильных телефонов заговорили зарубежные исследователи. Сегодня перспективы обучения при помощи мобильных устройств рассматриваются многими российскими учеными и исследователями: Н.Л.Половникова и И.Н.Голицына уделяют особое внимание основным направлениям современного мобильного обучения, Т.А.Макарчук [5,6] и В.К.Кухаренко [4] отмечают возможности использования мобильных устройств в образовательном процессе, В.А. Куклев [3] проводит анализ реализации мобильного обучения.

Использование мобильных устройств в обучении позволяет решить ряд следующих учебных задач:

  • организовать взаимодействие с преподавателями в режиме реального времени;
  • обеспечить возможность демонстрации лекционного материала (в том случае, когда в аудитории отсутствует проектор или иное техническое обеспечение);
  • обеспечить быстрый доступ к необходимым учебным материалам;
  • обеспечить возможность обучения без привязки к определенному месту жительства;
  • предоставить возможность выполнения работ в программах в аудиториях без компьютерного оснащения;
  • индивидуализировать образовательную траекторию студента.

В чем преимущества обучения при помощи смартфонов? Во-первых, повышается общая техническая грамотность студентов: обучающиеся приобретают целый спектр навыков и умений при работе с гаджетами. Во-вторых, мобильное обучение полностью соответствует запросам современного общества: обучение не только теоретической направленности, но и практической. 

Одновременно с преимуществами мобильного обучения можно выделить и негативные аспекты:

  • слабая методическая подготовка преподавателя в сфере мобильного обучения (в таком случае необходимо реализовать дополнительную подготовку или переквалификацию кадров);
  • отсутствие должного технического оснащения у некоторых обучающихся (неравное количество гаджетов, отвечающих определенным требованиям, ведет к тому, что часть студентов не вовлечена в учебный процесс или же будет происходить имущественное разделение обучающихся);
  • малые размеры мобильного устройства по сравнению с планшетом или компьютером;
  • вопреки инновационным образовательным технологиям, мобильные устройства в настоящее время продолжают восприниматься больше как устройства развлекательного, а не учебного характера.

Сегодня мобильное обучение используется в трех направлениях: самообразование, школьное и вузовское образование, дистанционное и корпоративное обучение.

Таким образом, мобильное обучение как образовательный тренд набирает популярность, возможно, в будущем образовательные траектории будут строиться с учетом применения гаджетов.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Авраменко А. Мобильное обучение: этапы развития и современные тенденции // Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. Вып. 17. — 2013. — № 6. — С. 11–16.
  2. Кудрявцев Александр Владимирович Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vozmozhnosti-ispolzovaniya-mobilnyh-ustroystv-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.04.2019).
  3. Куклев В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения //Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2009. № 1 (35). С. 68-72.
  4. Кухаренко В. К. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. C. 93-104.
  5. Макарчук Т. А. Доступность современного программного обеспечения студенческой аудитории // Современное образование: содержание, технологии, качество: мат-лы XVIII Междунар. науч.-метод. конф. СПб. : СПбГЭУ (ЛЭТИ), 2011. С. 168-169.
  6. Макарчук Т. А. Педагогические условия использования дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике / / Информатика и системы управления. 2004.
  7. Паскова Анна Александровна МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕХНОЛОГИИ BYOD // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-v-vysshem-obrazovanii-tehnologii-byod (дата обращения: 13.04.2019).
  8. Шишковская Ю. В. Использование мобильных устройств в педагогической практике // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1519-1521. — URL https://moluch.ru/archive/91/19608/ (дата обращения: 10.04.2019).
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
alex
alex
4 лет назад

периодически появляется информация о запрете использования мобильных телефонов во время занятий во имя здоровья обучаемых и т.п. Как Вы считаете, мобильное обучение — это все-таки тупиковый вариант обучения, или чисто прикладная версия в ограниченных целях, или, цитируя Вас, «образовательный тренд» c нарастанием популярности до определенного (какого?) процента в общем объеме вариантов реализации образовательного процесса?

Валерия
Валерия
Reply to  alex
4 лет назад

Добрый день! Благодарю за вопрос! Вам отвечает магистрант Назарова В.В. Насколько я поняла Ваш вопрос: Вы хотели бы разъяснить, является ли мобильное обучение прикладной версией в ограниченных целях, «тупиковым вариантом обучения» (цитирую Вас) или же образовательным трендом. Давайте разберемся по пунктам. 1. Начнем с запрета об использовании мобильных телефонов. Насколько мне известно, действующего федерального закона о запрете использования мобильных телефонов в школе нет. В школе можно принять только локальный акт. Сейчас я не говорю о том, что если нет федерального закона, то можно, как говорится, «сидеть и играть на уроках в телефон». Нет. 2. Говоря о здоровьесбережении, безусловно, при использовании… Read more »

alex
alex
4 лет назад

спасибо за развернутый ответ (кроме одного ?:) ! если можно, дайте пожалуйста свою максимальную оценку в процентах для мобильного обучения в общем объеме вариантов реализации образовательного процесса?

Валерия
Валерия
Reply to  alex
4 лет назад

Добрый день еще раз! Начну немного издалека, но с очень интересных фактов, которые помогут нам сделать выводы. К сожалению, на момент написания статьи данные факты я не нашла, а так можно бы их включить в сам текст. Итак, перейдем непосредственно к самим фактам. Они представлены ООН в рекомендациях по политике мобильного обучения (вот ссылка на документ: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf). 1. В Пакистане был реализован проект по повышению грамотности при помощи включения мобильных технологий в образовательный процесс для женщин и девушек из отдалённых деревень и районов. К слову, уровень грамотности в Пакистане среди женщин составляет 40 процентов (по сравнению с уровнем грамотности мужского… Read more »

Мария Александровна
Мария Александровна
4 лет назад

Добрый вечер, уважаемые Ирина Витальевна и Валерия Вадимовна!
Благодарю вас за очень интересную и актуальную статью!

У меня к вам вопрос больше терминологического характера. В названии вашей статьи фигурирует технология BYOD, а в тексте статьи она встречается ровно в одной фразе в начале, а дальше речь идет о мобильном обучении. Не могли бы вы привести определение или краткое описание «технологии BYOD» которое лежит в основе вашей работы и вкратце обосновать, почему вы практически приравняли ее к понятию «мобильного обучения»?

Валерия
Валерия
Reply to  Мария Александровна
4 лет назад

Добрый день! Благодарю за достаточно интересный вопрос. Вам отвечает магистрант Назарова В.В. Термин «мобильное обучение» может трактоваться достаточно широко, так как мобильными могут быть сам процесс обучения, учащиеся и непосредственно устройства, используемые в учебном процессе. Останавлюсь на устройствах, под мобильными устройствами можно понимать переносные гаджеты (планшеты, смартфоны), а не стационарные устройства, которыми обладает в настоящее время каждая школа. То есть получается следующее: школа может обеспечить компьютеры для реализации части образовательной процесса, но как правило, их или не хватает на каждого учащегося, или не всегда можно получить доступ в компьютерный класс. В топовых гимназиях на уроках выдают планшеты для работы с… Read more »

alex
alex
4 лет назад

Большое спасибо за полноту Ваших ответов. В отличии от Вас я не могу поделиться своим личным опытом применения мобильного обучения в образовании. Наверно, поэтому так много вопросов было задано мной, чтобы оценить перспективность данного направления.
Соответственно мои любые объективные и субъективные суждение про него будут только после моих первых практических попыток. С уважением, Александр.

Валерия
Валерия
Reply to  alex
4 лет назад

Хочу поблагодарить Вас за интересные вопросы, которые помогают углубиться в рассматриваемый вопрос. Из моей скромной практики могу добавить: например, при включении 15 или 20 процентов мобильного обучения в образовательный процесс (на занятиях английского языка) ученики показывают более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в традиционный образовательный процесс. Этот эксперимент проходил в течение 2 месяцев, конечно, не большой промежуток времени, но все же не одна неделя и не один месяц. Так вот: группа, у которой было внедрено мобильное обучение, показала результаты на контрольных работах на 20-30 процентов выше, чем другая. Почему я это не включила в статью? Это… Read more »

Юлия
Юлия
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за статью! Действительно, использование мобильных устройств (смартфонов, планшетов) позволяет разнообразить учебный процесс. Однако, школы не обладают материально-технической базой и применение мобильных устройств потребует дополнительных затрат для образовательной организации. Какие минимальные требования предъявляются к устройствам, которые можно было бы использовать при организации учебного процесса?