О НЕОБХОДИМОСТИ ПОИСКА СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МАГИСТРАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОИСКА СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МАГИСТРАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Чащина Татьяна Александровна,
магистрант,
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный
университет им. М. В. Ломоносова»

Аннотация: статья посвящена проблеме низкого уровня учебной мотивации магистрантов первого курса. В качестве одного из средств повышения уровня учебной мотивации предлагается вовлекать магистрантов педагогических направлений подготовки в управление образовательными ИТ-проектами.

Ключевые слова: учебная мотивация, магистратура, повышение мотивации, ИТ-проекты, управление образовательными ИТ-проектами.

В настоящий момент большинство образовательных организаций, реализующих программы магистратуры, сталкиваются с проблемой низкого уровня учебной мотивации студентов, при том, что в последнее время наблюдается рост числа желающих поступить в магистратуру.

Мотивация и ожидания от результата обучения у решивших продолжить обучение в магистратуре разнообразны: кто-то планирует в короткий срок получить дополнительную профессию, переквалифицироваться или продолжить образование, расширить свои возможности, быть конкурентоспособным на современном рынке труда, а кто-то пришел в магистратуру потому, что не смог трудоустроиться после бакалавриата, хочет получить отсрочку от армии, комнату в общежитии, пусть небольшую, но регулярную выплату стипендии, социальной помощи и т.п.

Однако, у магистратуры к обучающимся имеются свои серьезные требования, единые для всех, значительно отличающиеся от требований бакалавриата. Предполагается, что студент, выдержав конкурс и поступив в магистратуру, сделал свой выбор осознанно и готов «к решению сложных профессиональных задач, а также к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе» [4], понимает цели обучения. На самом же деле большинство первокурсников оказываются не готовы к тому уровню самостоятельности, способности к самоорганизации, бешеному ритму образовательного процесса, жестким срокам сдачи самостоятельных заданий при снижении контроля со стороны преподавателей, которые предъявляет к студентам магистратура, и желания получить еще один диплом о высшем образовании оказывается недостаточно для успешного завершения двухгодичного курса обучения. Более 20 процентов от общего количества поступивших на первый курс магистратуры отчисляются по итогам первого семестра, не имея достаточного уровня учебной мотивации и интереса к получению новых знаний.

Перед вузами встает вопрос: как повысить учебную мотивацию магистрантов? Чем вызвать интерес к процессу обучения? Как удержать тех, кто поступил, у кого ожидания от образовательного процесса не совпали с реальностью?

При поиске ответов на эти вопросы необходимо помнить, что магистерское сообщество сегодня предстает как очень неоднородное по возрасту, базовому образованию, мотивации, занимаемой должности, у каждого уже имеется свой жизненный опыт [6].

Изучение особенностей учебной мотивации студентов раскрыто в трудах ряда ученых: Герасимовой А.С. [1], Роботовой А.С. [6, 7], Иваниной Ю.В. [2], Игнатковой И.А. [3], Стародубцевой В.К. [8] и других. Но при наличии широкого круга исследований по изучению особенностей мотивации и влиянию мотивов учебной деятельности на успешное окончание обучения недостаточное внимание уделяется изучению способов повышения низкого уровня учебной мотивации магистрантов, поиску средств взаимодействия с такими студентами.

В научных исследованиях В. К. Стародубцевой в качестве средств мотивации магистрантов предложены введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, формирование многофункциональных групп из магистров разных специальностей для разработки инновационных проектов [4], в трудах С. С. Куликовой – «формирование умений самоорганизации будущих педагогов в условиях образовательной деятельности с использованием компьютерных технологий» [5].

Для повышения уровня учебной мотивации мы планируем вовлекать магистрантов в организацию и управление образовательными ИТ-проектами, начиная с первого курса обучения, индивидуально или объединяя в группы. Это связано с тем, что высшей школой информационных технологий и автоматизированных систем САФУ ежегодно организуется большое количество образовательных ИТ — проектов. Так, из уже реализованных образовательных ИТ-проектов широкий отклик среди обучающихся, руководителей и педагогов образовательных организаций города Архангельска получили проект популяризации научных знаний путем проведения научно-популярных лекториев по информатике для учащихся основной школы [11] и проект обучения основам кибербезопасности [9]. Одной из форм реализации проекта по основам кибербезопасности была неделя кибербезопасности, в рамках которой проводились классные часы в формате научно-популярных лекций, интерактивные игры, конкурсы в общеобразовательных школах. Одним из результатов стал курс «Основы информационной безопасности» для родителей учащихся основной образовательной школы, который уже реализован в ряде школ Архангельской области [10]. В продолжение проделанной работы планируется организация и проведение конкурсных мероприятий для студентов педагогических направлений подготовки, цель которых состоит в разработке задач для школьников по кибербезопасности. Это позволит вовлечь в управление данным проектом и тем самым повысить учебную мотивацию студентов, обучающихся на магистерской программе «Информационные технологии в образовании». Таким образом, они будут включены в различные виды деятельности:

  • разработка положения о конкурсе;
  • привлечение преподавателей и студентов в состав рабочей группы;
  • формирование приказа на мероприятие;
  • создание сайта мероприятия;
  • информирование студентов университета о планируемых мероприятиях;
  • разработка критериев оценки заданий и работ участников;
  • непосредственное проведение мероприятий;
  • проверка работ участников конкурса;
  • определение победителей конкурса;
  • подведение итогов и план на следующий год.

Большинство магистрантов направления «Информационные технологии в образовании» уже работают в общеобразовательных школах, колледжах нашей области, имеют свой «багаж» знаний и умений, который позволит рассматривать проекты с разных сторон (технической, информационной, методической и т.п.), позволит расширить границы реализации проекта.

Мы предполагаем, что результатом совместной работы над проектом станет сплочение студентов, повышение интереса к учебе и, как следствие, повышение уровня учебной мотивации, что позволит сохранить контингент магистрантов на период обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Герасимова А.С. Ценностно-деятельностный подход к психодиагностике учебной мотивации студентов // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №4. – С. 116–121.
  2. Иванина Ю.В. Особенности мотивации магистрантов института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] // Психология мотивации : прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-прак. конф. посвящ. 85-летию док. псих. наук, почет. проф. НГПУ В. Г. Леонтьева, 25-28 декабря 2014 г. / Новосиб. гос. пед. ун-т ; под ред. О. А. Белобрыкиной, Н. Я. Большуновой.– Новосибирск, 2015. – С. 167–170. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=26849884 (дата обращения : 21.12.2018).
  3. Игнаткова И.А. Особенности учебной мотивации студентов, поступающих в магистратуру // Междунар. науч.- иссл. журн.– 2015. – №4-3 (35).
  4. Каримова А.Д. Особенности результатов образовательного процесса в магистратуре // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – №3 (46). – С. 67–71.
  5. Куликова С.С. Формирование умений самоорганизации будущих педагогов в условиях информатизации образовательной деятельности [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Челябинск, 2011. – 225 с. – URL : http://www.dissercat.com/content/formirovanie-umenii-samoorganizatsii- budushchikh-pedagogov-v-usloviyakh-informatizatsii-obra, доступ из НЭБ «disserCat» (дата обращения 06.01.2019).
  6. Роботова А.С. О смысле магистратуры : размышления преподавателя // Высшее образование в России. – 2013. – №5. – С. 45–50.
  7. Роботова А.С. Проблемы и трудности обучения магистров: взгляд профессора педагогического университета // Непрерывное образование : XXIвек. – 2017. – Выпуск 2 (18).
  8. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6.
  9. Троицкая О.Н. Концептуальная модель обучения основам кибербезопасности в основной школе [Электронный ресурс] / О. Н. Троицкая, Т. С. Ширикова, О. Л. Безумова, Е. А. Лыткина // Современные проблемы науки и образования. – электрон. науч. журн. – 2018. – №5. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=36367936 (дата обращения : 5.01.2019).
  10. Троицкая О.Н. О необходимости разработки курса «Основы информационной безопасности» для родителей учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / О. Н. Троицкая, А. В. Попов // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе : материалы Междунар. науч.-прак. интернет-конф., 16-17 февраля 2016 г. / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2016. – С. 241–243.
  11. Троицкая О.Н. Популяризация научного знания в историческом аспекте / О. Н. Троицкая, Е. И. Третьяк // Современные информационные технологии и ИТ-образование : сборник научных трудов II Междунар. науч. конф. и XII Междунар. науч.-прак. конф., 24-26 ноября 2017 г. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под ред. В. А. Сухомлина. – Москва, 2017. – С. 310–313.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Мария Александровна
Мария Александровна
4 лет назад

Добрый вечер, уважаемая Татьяна Александровна! Благодарю за интересную статью, Вы затронули действительно актуальную и достаточно острую тему! Средства повышения мотивации, о которых Вы пишете, действительно замечательные, но как Вы считаете — не стоит ли в дополнение к ним ужесточить и разнообразить процедуру самого поступления в магистратуру (как этим сейчас активно занимаются вузы, например, Великобритании и Германии), чтобы тех кому нужна только отсрочка от армии или взрослой жизни стало на порядок меньше? Ведь тогда нужно будет мотивировать тех, кто действительно заинтересован в продолжении обучения, но не имел четких ожиданий от конкретной программы, а для этого предлагаемые Вами средства подходят как нельзя… Read more »

Татьяна
Татьяна
Reply to  Мария Александровна
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за интерес к моей статье. Я полностью согласна с Вами, необходимо ужесточить требования к портфолио и, возможно, даже ввести дополнительное вступительное испытание, чтобы при поступлении в магистратуру был реальный конкурс. Продолжать обучение в магистратуре должны наиболее способные и целеустремленные студенты. Университет, в свою очередь, ответственно должен подходить и к отбору преподавателей для программ магистратуры, от этого сильно зависит качество обучения.

Татьяна
Татьяна
Reply to  Мария Александровна
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за интерес к моей статье. Я полностью с Вами согласна, необходимо ужесточить требования к портфолио и, возможно, ввести дополнительное вступительное испытание, чтобы при поступлении в магистратуру был реальный конкурс. Продолжать обучение в магистратуре должны наиболее способные и целеустремленные студенты. Вузы, в свою очередь, ответственно должны подходить к отбору преподавателей для программ магистратуры, от этого сильно зависит качество обучения.

Анастасия М.
Анастасия М.
4 лет назад

Здравствуйте, Татьяна! Очень заинтересовала статья, так как я сама являюсь магистрантом 1 курса. Заинтересовал вопрос, так как в магистратуре практически все студенты уже работают, не будет ли трудно для них совмещать основную работу и работу над ИТ-проектом?