ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ – ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ – ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

Головкина Марина Владимировна
студент,
Московский педагогический
государственный университет

Аннотация: проблема формирования икт-компетентности школьников в условиях современного мира ставит вопрос о том, каким образом необходимо усовершенствовать концепцию образования, чтобы развить необходимые навыки у обучающихся, которые необходимы применять в будущем. В данной статье рассмотрены составляющие модернизации образования и факторы, влияющие на икт-компетентность школьников.

Ключевые слова: грамотность, икт-компетентность, модернизация образования, информатизация.

Во второй половине XX века произошел колоссальный прорыв во многих дисциплинах, особенно в науке и технике, повлиявший на развитие многих сфер деятельности человека, что не могло не сказаться на структуре и содержании образования. Технологии, которые стремительно развивались в разных направлениях, повлияли на рынок труда и многие профессии потеряли свою актуальность. Изменения условий труда в промышленности способствовали в повышении значимости профессий, не связанных с физическим трудом. Я.И. Кузьминов описывает суть этих перемен так: «Меняется способ производства — если в течение последних 200 лет работник «прилагался» к машинам, а средства производства поглощали основную часть капитальных затрат, то в «новой экономике» компьютер выступает как относительно универсальное средство производства (как лопата или молоток в доиндустриальной экономике), реализующее уникальные способности работника. В «новой экономике» именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат» [5].

Перед нашей страной встала задача обеспечения высокого уровня образования, соответствующего «новой экономике». Структурные изменения, возникшие в образовании, связаны в большей степени со снижением спроса на низкоквалифицированный, рутинный труд и повышением потребности в кадрах квалифицированных, думающих, творческих. Важно отметить, что стремительное развитие информационной составляющей общества оказало сильное влияние на модернизацию образования. В современном обществе человек часто находится в состоянии неопределённости и должен уметь оперативно принимать решения и управлять процессом собственного развития [1].

Стоит также отметить, что многие работы по модернизации образования шли недостаточно системно, что привело к определённым трудностям. Так, по мнению И.Д. Фрумина некритическое употребление термина «грамотность» привело к «концептуальному беспорядку» в образовании в целом. Систематизируя современные международные исследования в области образования, участники международного проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность» сформулировали ряд компетенций и компонентов, которые составляют содержание грамотности в современном понимании этого термина (рис. 1).

 

Рисунок 1. Рамка ключевых компетенций и новой грамотности.

Большинство этих компетенций развиваются посредством работы с информацией и информационным взаимодействием, что в свою очередь невозможно без использования специальных средств и каналов связи. В связи с развитием общества меняются средства взаимодействия, что приводит к необходимости обновления навыков компетенции в сфере грамотности.

На сегодняшний день невозможно стать грамотным человеком без овладения навыков использования средств ИКТ. Вследствие этого крайне важной составляющей модернизации образования является её информатизация.

Сегодня множество научных работ посвящено информатизации образования. Большую работу в этом направлении проделала И.В. Роберт. Она раскрыла содержание информатизации образования как «обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологически разработок» [9]. Основываясь на её работах, мы можем представить себе структуру ИКТ-компетентности следующим образом (рис. 2):

Рисунок 2. Структура ИКТ-компетентности

Основываясь на работах И.В. Роберт, многие специалисты предлагали свои пути информатизации образования. В частности, использования средств ИКТ в работе учителя [8], развития ИКТ-компетентности будущих учителей [6], использования систем дистанционного обучения [7]. На начальном этапе информатизации специалистами чаще рассматривались вопросы развития ИКТ-компетентности учителя, что было очевидно, так как невозможно развивать ИКТ-компетентность ученика, если она не развита у учителя. 

Опираясь на работы И.В. Роберт, мы можем определить ИКТ-компетентность учителя как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. Соотнеся это определение с профессиональным стандартом педагога, выделим следующие компоненты ИКТ-компетентности учителя:

  • знание основных существующих электронных пособий по предмету (электронные учебники, атласы, коллекции ЦОР в Интернете и т.д.);
  • умение находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию, в том числе из ЦОР в соответствии с поставленными учебными задачами;
  • соблюдение правил работы со средствами ИКТ, устранение неполадок, пользование проекционной техникой, демонстрирование установленных программ на компьютере;
  • создание собственных электронных дидактических материалов;
  • составление собственного учебного материала из имеющихся источников;
  • умение выбирать и использовать ПО для оптимального различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.

На фоне популярности и широкой разработанности темы ИКТ-компетентности учителя недостаточно исследованной выглядит область развития ИКТ-компетентности учеников.

Под ИКТ-компетентностью учащегося понимается способность использовать информационно коммуникационные технологии в работе с информацией не только образовательном процессе, но и повседневной жизни.

Выделим основные факторы, влияющие на развитие икт-компетентности школьников:

  • образовательное учреждение;
  • деятельность преподавателя информатики;
  • социально-демографические факторы;
  • различные аспекты учебной деятельности и досуга.

Но в большей степени на формирование ИКТ-компетентности обучающихся влияет именно информационная образовательная среда образовательных учреждений. В центре этой среды должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования.

Одной из первых среди отечественных специалистов вопросы ИКТ-компетентности ученика осветила в своих работах Л.Л. Босова. В частности, она рассматривала школьный курс информатики как точку роста информатизации школьного образования и как средство формирования ИКТ-компетентности учеников [2]. Эти идеи получили широкое развитие, к примеру, через развитие компетентностного подхода на уроках информатики [10].

В соответствии с требованиями ФГОС НОО и современными исследованиями в области образования, использование информатики как основной дисциплины для формирования ИКТ-компетентности учеников представляется рациональным и оправданным. Ведущие специалисты в области информатики, такие как А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Т.Б. Захарова, Ю.Г. Коротенков и др.  определяют цель обучения информатике как: «формирование интеллектуально-духовной системы личности ученика в соответствии с целями образования и обучения, а также подготовку этой системы к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с информационными потребностями и познавательными интересами» [4]. О значимости информатики с точки зрения развития навыков коммуникации с использованием средств информационных технологий много рассуждали в своих работах А.П. Ершов, А.Г. Гейн, С.А. Бешенков. В то же время Л.Л. Босова в работах, посвящённых связи информатики с метапредметными результатами образования, выделила целый ряд метапредметных результатов, достижение которых осуществляется преимущественно на уроках информатики. Среди них значительная часть составляют результаты, тесно связанные с ИКТ-компетентностью обучающихся [3].

С переходом на новый образовательный стандарт, главная цель реализации образовательной программы является формирование у обучающихся учебных универсальных действий (УУД).  При реализации программы за качество выполнения полную ответственность несёт учитель, так как только он имеет возможность гарантировать подход к личностному развитию и формированию УУД описанных стандартом, используя в качестве инструмента на уроках ИКТ. Но в связи с тем, что в примерной общей образовательной программе перечислены лишь планируемые результаты и нет общей структуры развития компетенции на уроках и в внеурочной деятельности – это создает проблему формирования ИКТ-компетентности.  В ввиду недостаточной разработки понятийного аппарата, полноценно формировать ИКТ-компетентность школьников затруднительно.  В этой связи был разработан план исследования, состоящий из следующих шагов:

  • проанализировать научно-методическую литературу российских и зарубежных специалистов на предмет выявления компонентов ИКТ-компетентности учеников школ 5-9 годов обучения;
  • структурировать компоненты ИКТ-компетентности школьников;
  • проанализировать компоненты ИКТ компетентности школьников и их связь с курсами информатики для основной школы;
  • разработать и апробировать комплекс заданий для развития ИКТ компетентности учеников основной школы на уроках информатики.

Период проведения работ – декабрь 2018 – май 2019 года. Результаты работы будут представлены на научно-практических конференциях.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. №1
  2. Босова Л. Л. Школьная Информатика как точка роста информатизации образования // КПЖ. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-informatika-kak-tochka-rosta-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 04.03.2019).
  3. Босова Л. Л. Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ // Вестник СВФУ. 2009. №4.
  4. Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Захарова Т. Б., Коротенков Ю. Г., Матвеева Н. В. Об информатике, ее подходах и предмете (философия информатики) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2005. №3.
  5. Кузьминов Я. И. Реформа образования: причины и цели //Отечественные записки. – 2002. – №. 1. – С. 91-105.
  6. Лавина Т. А. Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей в условиях прикладного педагогического бакалавриата // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2015. №3 (87).
  7. Орлов А.С., Павлов Д.И. Применение систем дистанционного обучения для поддержки очного образовательного процесса // Информатика и образование № 5(274) — 2016 – стр.13-19
  8. Павлов Д.И. Педагог и средства ИКТ — Альянс на долгие годы // Сборник материалов конференции «Практико-ориентированная подготовка специалистов в контексте современного педагогического образования» г. Москва 28-29 марта 2013 года.
  9. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. – г. Москва — 2012 г – №1(30) — стр. 14-18.
  10. Садыкова О. В. Формирование и развитие компетенций у школьников в области информатики // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №1 (26).
  11. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19)).
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Горчакова Ирина
Горчакова Ирина
4 лет назад

Добрый день, Марина Владимировна! Спасибо за статью! Затронут действительно актуальный вопрос о проблеме формирования икт-компетентности школьников. Ведь темпы преобразований информационных технологий настолько высоки, что современному человеку приходится неоднократно переучиваться. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. А для успешного образования человек должен владеть различными видами компетентностей, самой главной среди которых можно считать ИКТ-компетентность. Чтобы в достаточной мере развить ИКТ-компетентность требуется длительное время, а значит процесс овладения эффективнее начинать уже с начального звена. В связи с этим нельзя не согласиться, что затруднительно полноценно формировать ИКТ-компетентность школьников при недостаточной разработке понятийного аппарата. Хотелось бы пожелать успехов в Вашем исследовании и поскорее ознакомиться с… Read more »

Марина
Марина
Reply to  Горчакова Ирина
4 лет назад

Добрый день, Ирина. Большое спасибо за интерес, проявленный к моей статье. Как верно Вы подметили, формирование ИКТ-компетентности школьников является одной из наиболее актуальных проблем образования настоящего времени. Надеюсь, моя работа была полезной для Вас.

Екатерина
Екатерина
4 лет назад

Уважаемая, Марина Владимировна. Благодарю Вас за статью! ИКТ-компетентность как школьников, так и в целом современного человека очень актуальный вопрос. Формирование ИКТ-компетентность у школьников , на мой взгляд, в первую очередь задача образовательного учреждения и учителей в том числе, поэтому мне, как учителю Ваша статья пригодится. Особенно хотела бы отметить удачно выбранную Вами структуру ИКТ-компетентности по информационным процессам.