ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Саутиева Зейнап Амар-Алиевна
студент,
Орловский государственный
университет имени И.С.Тургенева

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного математического образования — активизации познавательного интереса учащихся. В статье выделены факторы и охарактеризованы различные виды уроков и методы, влияющие на активизацию познавательного интереса учащихся 5-6 классов. В качестве иллюстрации теоретических положений в статье приведены примеры занимательных задач, направленных на активизацию познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: познавательный интерес, развитие, ФГОС НОО, математика.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. В связи с этим в сфере образования идет поиск нового содержания и новых форм обучения, создаются новые образовательные технологии, так как перемены, происходящие в обществе, определяют приоритетные направления развития общего образования. Одним из них является обеспечение перехода на новые образовательные стандарты, развивающий потенциал которых обеспечивается системно-деятельностным подходом.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Главным компонентом Федерального государственного стандарта является ориентация на результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные. На сегодняшний день, образование становится личностно-ориентированным, т.е. направленно на формирование и воспитание компетентно-значимой личности, способная стремиться к самообразованию и самосовершенствованию. И перед учителем ставится задача о мотивации обучающегося, в основе которой лежит познавательный интерес к различным областям деятельности [1].

В процессе обучения познавательный интерес проявляется в эмоциях к предмету, в вопросах к учителю, в изучении дополнительного материала и т.д..

При анализе различных подходов к понятию познавательного интереса было выявлено, что психологи [6] характеризуют познавательный интерес, как особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной деятельности [7].

Источники формирования познавательных интересов на уроках математики:

  • содержание учебного материала;
  • организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.

Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источникам интереса. В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:

  • новизна содержания учебного материала;
  • практическая значимость содержания знаний;
  • историзм.

В то время как педагоги-методисты отмечают такое качество, как глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям и определяют познавательный интерес, как устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для неё важное значение (Т.Л. Блинова), или как особую избирательную направленность личности на процесс познания в той или иной предметной области знаний (Ф.К. Савина) [8].

Таким образом, познавательный интерес можно определить, как способность учащегося удовлетворить свои потребности в изучении той или иной предметной деятельности, которая влечёт самообучение и саморазвитие (саморегуляцию).

Нововведения учебного процесса позволяют расширить определение за счёт того, что включаются элементы деятельности. Учителю необходимо создать условия для учащегося самостоятельного определять цели своего обучения, возможности ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; владение основами самоконтроля, самооценки [3].

Одним важнейшим фактором, влияющим на активизацию познавательного интереса, является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Неотъемлемой частью успешной реализации этих условий, лежит мотивация.

Например, у учащихся 5-6 классов, которые попадают в новую среду для себя, в которой новая обстановка, новые учителя, новые требования – это вызывает огромный стресс для учащегося. Ему становится важным соответствовать требованиям учителей и возрастает потребность в общении со сверстниками. Мотивация и успешная учебная деятельность идёт на спад, т.к. учащемуся трудно овладеть большим объёмом новых знаний, он не может воспользоваться своими интеллектуальными возможностями. Для активизации познавательного интереса таких учащихся необходимо мотивировать успехом: избегать неудач, стимулировать на достижение личностных успехов, сохранения или повышения самоуважения и самооценки, тогда пропадёт страх перед объёмом возникающих обязанностей ученика.

В этом возрасте у учащегося формируются возможности оперирования по представлению, владение операциями анализа и синтеза, навыки конкретного мышления, начало перехода к формальным операциям. А значит, учащийся сможет уже анализировать, находить решения проблем самостоятельно. Начинает развиваться все виды мышления: абстрактное, гипотетическое (мыслить предположениями), рефлексивное. Возникает способность удерживать внимание на логически организованном материале, стремление к самостоятельности, стремление к общему и склонность к задаванию вопросов [5].

Таким образом, это благоприятный период для интенсивного формирования теоретического мышления. И лучшим способом организации младших подростков, будет такая деятельность, в которой он не будет иметь возможности отвлекаться надолго, где он сможет проявить себя и заинтересовать себя и своих одноклассников.

На данный момент существует огромное количество способов организации учебного процесса, например, такие как урок-зачёт, урок- экскурсия, урок-практикум, урок-конференция, проблемная ситуация, устный журнал и т.д. Данные виды деятельности будут способствовать активизации познавательного интереса и формировать регулятивные способности учащихся [4].

Одним из способов активизации познавательного интереса является использование нестандартных и занимательных задач на уроках математики. Учитель должен уметь переформулировать задачу так, чтобы вызвать интерес к ее решению.

Для развития математических способностей учащихся и воспитания их интересов к математике очень полезно использовать также и задачи-шутки [2].

Например:

Задача 1. Винни Пух и Пятачок одновременно отправились в гости друг к другу. Но поскольку Винни Пух всю дорогу сочинял очередную «шумелку», а Пятачок считал пролетавших ворон, они не заметили друг друга при встрече. После встречи Пятачок подошел к дому Винни Пуха через 4 минуты, а Винни Пух подошел к дому Пятачка через 1 минуту. Сколько минут был в пути каждый из них?

Ответ: Винни Пух был в пути 3 минуты, а Пятачок 6 минут

Задача 2. Длина прямоугольного садового участка 86 м., а его ширина 39 м. Вычислите периметр и площадь участка.

Сформулируем задачу иначе: «Длина нашего прямоугольного участка 86 м, ширина 39 м. К нам ночами стала заходить лисица. И много от нее бед. Одного цыпленка стащит, а всех других загрызет, ни одного живым не оставит. Хватит ли 260 погонных метров железной сетки, чтобы обнести наш участок забором? Участок какой площади будет защищать этот забор?».

Задача 3. Как рассадить 45 кроликов в 9 клеток, так чтобы во всех клетках было разное количество кроликов?

Эта задача может быть предложена в 5 классе. Данная задача не должна заканчиваться получением ответа: 1+2+3+4+5+6+7+8+9= 45. Ответ представляет собой интересный математический факт, который рекомендуется запомнить: сумма всех однозначных цифр равна 45.

Задача 4. В клетке содержатся кролики и фазаны. Всего в клетке 7 голов и 22 лапы. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?

Работа над задачей проводиться в три этапа.

  1. Самостоятельный поиск учащимися решения задачи. В течение 10—15 мин школьники ищут возможное решение задачи (индивидуально или в парах).
  2. Обсуждение полученных результатов, определение рационального способа решения.

Способ 1: методом подбора: 4 кролика, 3 фазана. Этот способ является наиболее чаще встречающимся среди ответов учащихся. При его обсуждении необходимо объяснить, почему данный способ не всегда рационален при решении задач такого типа, и нам необходимо продолжить поиск других способов решения.

Способ 2: Полный перебор вариантов. Отмечая, что общее количество голов неизменно и равняется семи, можно организовать работу учащихся с помощью таблицы:

кролики фазаны кол-во ног
1 6 16
2 5 18
3 4 22
••• ••• •••
6 1 26

Способ 3. Метод предположения. Необходимо обратить особое внимание на усвоение данного метода всеми учащимися, т. к. именно он будет в дальнейшем использоваться для решения задач данного типа.

Метод предположения по избытку (предположим, что в клетке только кролики) и метод предположения по недостатку (предположим, что в клетке только фазаны).

Самостоятельное составление задач учащимися. Стоит обратить внимание, каким образом учащиеся изменяют условие задачи (изменена ли содержательная сторона).

Продуктивно использовать задачи со сказочным сюжетом и задачи, сформулированные в стихотворной форме. Они отвлекают учеников от скучной математики и в то же время способствуют повторению и закреплению каких-либо математических знаний

Таким образом, чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, можно использовать различные приёмы активизации учащихся на уроке. Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не всегда до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «нематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу примеры таких уловок. Так , при изучении темы «Действия с целыми числами» можно проводить игру «Торнадо». При правильном решении примера ученик строит элемент дома (стену, скат крыши и т.д.), а если пример решён неверно, то наступает «Торнадо» и дом стирается. При этом ученики очень стараются решить пример верно, решение не становится рутиной, однако ещё не было случая, когда дом построился до конца. 

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школ поставлена важнейшая задача – осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140-142.
  2. Блинова Т.Л. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 100с.
  3. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.
  4. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М. : Просвещение, 1972. – 253 с.
  5. Меньшикова И.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. №3. С. 16-20.
  6. Смолякова Д.В. Задачи международного конкурса «кенгуру» как средство развития познавательного интереса обучающихся 5-6 классов: – Томск, 2012. – 40 с.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
М.В. Егупова
М.В. Егупова
4 лет назад

Уважаемая Зейнап Амар-Алиевна!Спасибо за статью.
При изучении каких тем планировалось использовать задачи 1-4? Заинтересовала игра «Торнадо», которую Вы предлагаете использовать при изучении темы «Действия с целыми числами» . Где ее можно найти? Ученики играют в нее во время урока?