РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРОФЕССИЯМ ИТ НАПРАВЛЕНИЯ НА КРУЖКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРОФЕССИЯМ ИТ НАПРАВЛЕНИЯ НА КРУЖКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ремизова Елена Георгиевна

учитель информатики и ИКТ
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2009»

Аннотация: В статье рассматриваются возможности развития практико-ориентированного дополнительного образования школьников по направлениям, связанным с технологиями ИТ сферы.
Ключевые слова: инженерное образование, дополнительное образование, системное администрирование, WorldSkills Junior
 

Современный период развития российского образования характеризуется серьёзными структурными изменениями, влияющими на задачи и содержание большинства дисциплин школьного курса. Особое место в этих переменах занимает информатика – дисциплина которая по своей природе является одной из самых динамичных и подверженных переменам.

Современный курс информатики сложился под влиянием работ А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, А.Л. Семёнова, С.А. Бешенкова, Л.Л. Босовой, Т.Б. Захаровой и целого ряда других специалистов. Изучены и учтены особенности федеральных государственных образовательных стандартов[1], международный опыт [2] включая самые современные тенденции [3].

Однако стремительная информатизация общества ставит перед информатикой всё новые вызовы, уложить которые в обязательный школьный курс не просто. В частности, всё больше внимания уделяется вопроса включения в школьный курс элементов робототехники[7], а также сложных разделов программирования, в частности связанных с искусственным интеллектом[4]. Однако в череде навыков, освоение которых относится к курсу информатики относятся также развитие навыков работы с графическим и мультимедиа контентом, трёхмерного моделирования, сетевого администрирования, микроэлектроники, и многие другие.

Рассматривая это положение вещей, А.В. Горячев выдвинул тезис о возможном изменении структуры курса информатики и перевода её на модульный принцип, где обязательный и внеурочный компонент могут комбинироваться участниками образовательного процесса в соответствии с их возможностями и потребностями [5]. Такой подход может способствовать как повышению вовлечённости учеников в занятия информатикой, за счёт большего соответствия курса их интересам и ожиданиям, так и содействию вопросам предпрофильной ориентации учеников школ. Последний эффект может быть достигнут, в частности, путём корреляции содержания отдельных элементов модульного курса информатики с содержанием компетенций World Skills Junior [6].

Это направление исследований созвучно программе развития IT образования принятой в ГБОУ Школа № 2009. Суть программы заключается в следующем:

Анализ проблемы. Недостаточная обеспеченность инженерными кадрами сейчас является одной из важных проблем в России. Можно сказать, что это следствие низкого статуса инженерного образования при выборе будущей профессии выпускниками школ. Когда-то профессия инженера считалась очень престижной, но сейчас детям почти не осталось примеров для подражания. Сегодня очень важно выбрать стратегический ориентир на становление и развитие активной обучающей среды по направлениям IT образования, математики, технологии.

Постановка задачи. Задача школы, в том числе, помочь учащимся определиться с выбором своей будущей специальности и работы. Развитие интереса к инженерным профессиям, привлечение к инженерному образованию надо начинать со школы. Популяризация профессий связанный с IT сферой сможет поднять статус инженерного образования и привлечь интерес сегодняшних школьников к получению углубленных знаний в этой области. Кружки в системе дополнительного образования, направленные на практическую деятельность, связанную с IT технологиями, привлекают внимание детей и мотивируют их к получению инженерного образования в дальнейшем.

Решение задачи. В системе дополнительного образования школы работают кружки по нескольким направлениям, связанным с развитием интереса школьников к профессиям в области IT. Это изучение языков программирования для учащихся разных возрастных категорий, 3D моделирование, электроника, робототехника, компьютерный дизайн, системное администрирование. В этих кружках дети учатся отрабатывать конкретные задачи, с которыми столкнутся на практике, изучают технологии сегодняшнего дня.

Одним из популярных кружков, успешно работающих в нашей школе, является системное администрирование. Популярность кружка, на наш взгляд, связана с практико-ориентированным преподаванием интересных и актуальных тем.

Курс построен на чередовании теоретических и практических занятий, но практические занятия вызывают наиболее живой интерес.

За учебный год даются базовые знания о работе компьютеров, операционных системах и построение компьютерных сетей. Рассматриваются различные способы подключения периферии и настройки оборудования. Изучаются угрозы в области безопасности. Важнейшим элементом курса являются практические лабораторные работы. Дети учатся собирать и разбирать компьютеры, устанавливать и настраивать операционные системы, борются с компьютерными вирусами. Многие из них видят «внутренности» компьютера и ноутбука впервые. На практических занятиях дети могут всё потрогать своими руками и применить полученные знания на практике. Для практических занятий мы используем старую компьютерную технику. Это позволяет школьником познакомится со всеми компонентами системного блока, выполнять практические работы по основам ремонта, настройки компьютерной техники и мобильных устройств. Практика по установке и настройке операционных систем и приложений проходит на виртуальных машинах, установленных в компьютерном классе. Учащиеся так же самостоятельно настраивают локальную сеть, начиная с обжима витой пары и заканчивая настройкой коммутаторов, точек WiFi и рабочих станций. Это позволяет детям применять свои знания и навыки вне школы. На занятиях мы рассматриваем реальные ситуации, с которыми сталкиваются школьники вне школы, в повседневной жизни. Погружение в мир компьютерных технологий расширяет кругозор учащихся, на занятиях часто возникают обсуждение новых технологий, передовых направлений развития информационных систем и устройств.

К окончанию курса учащиеся должны знать: основы профилактического обслуживания и устранения неполадок; названия, назначение и характеристики компонентов компьютера; технику безопасности при работе с компьютером; основополагающие концепции и технологии сетей; базовые принципы компьютерной безопасности; инструменты и программное обеспечение, используемое при работе с компонентами персонального компьютера; назначение, ограничения и совместимость операционных систем; определение информационных технологий (ИТ) и описывать компоненты персонального компьютера; способы защиты людей, оборудования и сред от несчастных случаев, повреждений и заражения; поэтапную сборку настольного компьютера; объяснить цели планового технического обслуживания и определить элементы процесса поиска и устранения неисправностей; устанавливать операционные системы (ОС )и ориентироваться в них; настраивать компьютеры для подключения к уже существующей сети; осуществлять обновление или замену компонентов портативных компьютеров в соответствии с потребностями клиента и многое другое.

При работе с курсом большая часть времени отводится на самостоятельную проработку материала в системе дистанционного образования. Курс содержат учебные материалы, практические и лабораторные работы, симуляторы сетевых сред и сборки/разборки компьютера.

Новизна курса заключается в том, что знания по теории информационных технологий и системного администрирования учащийся получает в контексте практического применения данного понятия, т.е. она дает возможность изучать теоретические вопросы программы в их деятельно-практическом аспекте. Практика по работе с «железом» реализуется непосредственно на занятиях

За период обучения предусмотрено прохождение глав по темам: периферийное оборудование, устройство компьютера и варианты сборки системного блока, операционные системы, установка и настройка операционных систем, создание пользователей с различными правами, обеспечение доступа пользователей к ресурсам компьютера, работа с реестром и стандартными программами Windows, организация сетевого взаимодействия между устройств в локальной сети и особенности подключения этих устройств, выделение и работа с общими ресурсами сети.

Среди результатов, помимо повышения интереса обучающихся к IT профессиям, сказавшимся и на количестве учеников, ориентированных на сдачу ЕГЭ по информатике, можно отметить успешное выступление учеников на соревнованиях World Skills Junior в компетенции «Сетевое администрирование».

Выводы. Практический опыт развития идей о модульном построении курса информатики, в частности за счёт проведения внеурочных занятий позволяет повысить интерес учащихся к глубокому усвоению информационно-коммуникационных технологий, получить навыки специалиста по ИТ начального уровня, и профессионально определиться, построив свою образовательную траекторию ориентированную на профессиональную карьеру в сфере IT.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Миндзаева Э. В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1.
  2. Босова Л.Л. Международные тенденции развития школьного образования в области информатики и ИКТ //Материалы Шестнадцатой открытой Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», Москва, 2018
  3. Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP 2018 // информатика в школе, 2018 — №9 — с 2-6
  4. Босова Л.Л., Самылкина Н.Н. Современная информатика: от робототехники до искусственного интеллекта // Информатика в школе, 2018, №8, с 2-5
  5. Горячев А.В. О целесообразности модульной организации курса информатики в основной и старшей школе // Сборник материалов международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018» под общей редакцией В.В. Гришкуна, Москва, 14-17 октября 2018 года — том 2 — с.450-453
  6. Павлов Д.И. О возможном направлении изменений в содержании обучения информатике в основной и старшей школе // материалы IV Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» — 2018 — часть 1 стр. 171-175
  7. Самылкина Н.Н., Калинин И.А. Влияние образовательной робототехники на содержание курса информатики основной школы // Информатика в школе, 2018 — №8(131) — с 16-21
Подписаться
Уведомить о
guest
12 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Хусяинова Адиля
Хусяинова Адиля
4 лет назад

Елена Георгиевна, спасибо большое за такую интересную статью. Вы, правы, говоря о том, что необходимо прививать учащимся интерес к ИТ-профессиям, так как в связи информатизацией общества эта деятельность приобретает всё большее значение. Спасибо вам за такое подробное описание деятельности своего курса, это очень интересно и познавательно. А не использовали ли вы с своей деятельности, в рамках данного курса, интернет ресурсы, связанные с профессиями ИТ-технологий? К примеру, существует интернет ресурс «Атлас новых профессий» (http://atlas100.ru/), в котором учащиеся не только могут познакомится с профессиями будущего, но и с профессиями, которые исчезнут через пару лет. А также у каждого есть возможность пройти онлайн… Read more »

Е.Г.Ремизова
Е.Г.Ремизова
Reply to  Хусяинова Адиля
4 лет назад

Уважаемая Адиля, спасибо! Конечно, статьи из атласа новых профессий доступен нашим учащимся на стендах школы. Со школьниками постоянно говорим о возможных значительных изменениях в профессиональной деятельности.

Надежда Николаевна Самылкина
Надежда Николаевна Самылкина
4 лет назад

Елена Георгиевна, для каких классов предлагается курс? Или это могут быть разновозрастные группы?

Е.Г. Ремизова
Е.Г. Ремизова

Уважаемая Надежда Николаевна! Обычно мы делим детей по возрасту, примерно так:10-13; 14-17 лет. Если желающих заниматься много, то градация по возрасту меняется.

Людмила Босова
Людмила Босова
4 лет назад

Уважаемая Елена Георгиевна!
Спасибо за представленный пример развития IT-образования школьников за счет проведения внеурочных занятий.

Е.Г. Ремизова
Е.Г. Ремизова
Reply to  Людмила Босова
4 лет назад

Уважаемая Людмила Леонидовна, спасибо за интерес к этой теме! Активировать интерес учащихся мы можем в первой половине дня, но углубление и профессиональные навыки оттачиваются несомненно во второй половине дня на уроках дополнительного образования.

В.С. Сарьян
В.С. Сарьян
4 лет назад

Спасибо за интересную статью. Вами была рассмотрена актуальная проблема. Сегодня не так просто заинтересовать школьников. А ваша идея позволяет не только заинтересовать, но и повысить интерес учащихся к усвоению информационно-коммуникационных технологий.

Е.Г.Ремизова
Е.Г.Ремизова
Reply to  В.С. Сарьян
4 лет назад

Большое спасибо! Действительно школьники проявляют большой интерес к этой теме, особенно интересуют сетевые технологии. Понимание нужности изучаемого приходит конечно не само, а после объяснения важности этих технологий в современном и будущем.

Раиса Ануфриева
Раиса Ануфриева
4 лет назад

Здравствуйте, Елена Георгиевна!
Спасибо за интересную статью! Согласна с Вами в том , что когда «… дети могут всё потрогать своими руками и применить полученные знания на практике» интерес к обучению многократно возрастает.

Е.Г.Ремизова
Е.Г.Ремизова
Reply to  Раиса Ануфриева
4 лет назад

Уважаемая Раиса! Совершенно верно, практическая направленность курса помогает удержать интерес школьников и повысить их мотивацию.

Юлия Кузьменко
Юлия Кузьменко
4 лет назад

Добрый вечер, Елена Георгиевна.
Интересная и актуальная тема. Хотелось бы более подробно узнать про интерес школьников к данному курсу:
— сколько примерно человек ходит,
— продолжительность обучения по данному курсу,
— данный курс для параллели инженерного класса или есть возможность его посещать и другим ученикам?

Е.Г.Ремизова
Е.Г.Ремизова
Reply to  Юлия Кузьменко
4 лет назад

Уважаемая Юлия! Группы набираем по 15-20 человек. Группы делаем разновозрастные и примерное деление 10-13 лет и 14-17 лет. Продолжительность курса мы сделали 72 часа, но курс легко расширяется, т.к. теоретических и практических материалов очень много. На курс принимаем всех желающих.