РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Галицкова Дарья Вячеславовна,
студентка 5 курса
Института математики и механики
им. Н.И. Лобачевского,
Казанский Федеральный Университет

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты развития графической культуры учащихся на уроках информатики. Раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня развития графической культуры учащихся на уроках информатики.Ключевые слова: информатика, процесс обучения, графическая культура, графические программные средства.

В настоящее время, в век технологического прогресса и компьютеризации, сложно переоценить роль информационных технологий в современном мире. Компьютеры и гаджеты стали неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем под влияние информационных систем попали не только взрослые, но и дети. Уже с раннего детства ребята визуализируют данные, читают, обрабатывают и создают изображения, используют пространственное мышление. Все перечисленное является важнейшими компонентами графической культуры.

Графическая культура – это совокупность знаний, умений, навыков чтения, создания и преобразования графических изображений, а также объектов [6].

Графические умения – сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной координации, восприятия фигурно-фоновых отношений, положения в пространстве и др. [6]

На данный момент графической культуре в школе уделяется недостаточное количество времени, большинство школьных программ упразднили такой предмет как черчение, где в полной мере происходило изучение графических основ. Это и определило актуальность рассматриваемой темы.

Цель исследования – выявление уровня сформированности графической культуры учащихся, разработка лабораторного практикума по одному из разделов информатики, направленного на развитие графической культуры обучаемых, в частности, с использованием программ графического дизайна.

 В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

  1. Определить роль графической культуры в современном образовательном процессе.
  2. Проанализировать российские и зарубежные диагностические методики, направленные на выявление уровня развития графической культуры учащихся, а также компьютерные графические программы для использования на уроках информатики.
  3. Разработать лабораторный практикум для учащихся 10 классов, направленный на повышение уровня графической культуры обучаемых.
  4. Апробировать разработанный лабораторный практикум на уроках информатики, выявить динамику развития графической культуры учащихся.

При решении первой задачи был проведен анализ теоретических источников, результаты которого показали, что графическая культура в современном образовании имеет одну из основополагающих позиций, так как определяет единый процесс становления образного (прост­ранственного), логического, абстрактного мышления сред­ствами учебных предметов, путем решения разноплановых графических задач [3, 6, 9-11].

Основной проблемой графического образования в школе в контексте общей программы обучения является недостаточность времени и средств обучения. Также наблюдается тенденция замещения ручного построения чертежей автоматизированным машинным, что также негативно отражается на графических навыках школьников [6].

Анализ существующих на данный момент графических редакторов выявил множество средств для создания компьютерных практикумов по информатике. Многие из них имеют бесплатные лицензионные версии, что позволяет свободно использовать их на уроках. Доступность, простота интерфейсов и огромный функционал позволяет использовать графические программы для решения различных образовательных задач.

 Анализ  литературы [1, 2, 6, 9], посвященный вопросам формирования графических  навыков,  свидетельствует  о  том,  что эффективное  осуществление и  решение  данной  проблемы, связывается с именами    таких ученых,  как   С.Л.Рубинштейн,  Б.Ф.  Ломов,  которые обращают внимание на навыки построения. Д. Элтон и Д. Тейлори др.определяют развитие графических навыков в зависимости от уровня  развития пространственного мышления. Д.Б.  Эльконин,  Н.О.Озерецкий,  Бендер, М.М.  Безруких,  Е.А.  Екжанова считают,  что развитие  графических  навыков связано  с  развитием  компонентов зрительного восприятия, умение видеть решение задачи исходя из чертежей, графиков, диаграмм. В нашей работе мы опирались на методику советских психологов С.Л.Рубинштейна и Б.Ф. Ломова.

В ходе опытно-экспериментальной работы был создан компьютерный обучающий практикум «Векторный графический редактор CorelDRAW». Практикум по работе в графическом редакторе CorelDRAW направлен на закрепление и совершенствование графических умений и навыков учащихся, включающих зрительно-моторную координацию, восприятие фигуро-фоновых отношений, положений в пространстве, работу с цветовым спектром и др. [4, 5, 7, 8, 12]

Практикум преследует следующие цели:

  • изучение основных инструментов построения примитивов;
  • изучение основных свойств объектов CorelDRAW;
  • изучение способов манипулирования и трансформации объектов;
  • изучение элементов интерфейса векторного редактора CorelDRAW;
  • развитие навыков практической работы с векторной графикой;
  • развитие навыков анализа и синтеза сложных изображений.

Теоретический материал конкретно в самом практикуме не предусмотрен, он состоит исключительно из практических упражнений, разбитых на 6 основных глав:

  1. Примитивы.
  2. Модификаторы примитивов.
  3. Редактирование объектов.
  4. Манипулирование объектами.
  5. Работа с текстом.
  6. Интерактивные инструменты.

Главы располагаются от простого к сложному, первые упражнения предполагают знакомство учеников с интерфейсом и механикой редактора. Опираясь на шаблон, сопровождаемый инструкцией и содержащий эталон выполнения задания, занимающийся сможет быстрее освоить начальные этапы работы с векторной графикой, чтобы потом успешнее отрабатывать их при выполнении более сложных заданий. Именно этот принцип доступности использовался нами при построении упражнений для проведения практикума по работе с векторной графикой в среде CorelDRAW. В последующих упражнениях появляются небольшие задания для самостоятельного выполнения, направленные на закрепление и творческую деятельность. В практикум входят также задачи повышенного уровня сложности.

До и после серии экспериментальных занятий нами было проведено тестирование на определение уровня развития графической культуры. Участникам было предложено пройти электронное тестирование, состоящее из 12 вопросов разного типа, а также письменно и индивидуально для каждого решить 2 графические задачи и 3 задачи на построение.

Вторым этапом стало проведение серии экспериментальных занятий по информатике с применением компьютерного практикума «Векторный графический редактор CorelDRAW» в 10А классе в гимназии № 96 г. Казани. Занятия в параллельном 10Б классе проводилось по программе УМК Семакина И.Г. [13, 14] Целью данного этапа стало создание условий для развития графической культуры учащихся.

Заключительный этап работы проводился теми же методами, что и первый (составлен аналогичный опрос в тестовой форме, направленный на выявление уровня владения графической культуры). Целью этого этапа явилось выявление индивидуальных изменений в развитии уровня графических навыков учащихся в двух параллельных классах. Затем следовала обработка собранных статистических данных и их сравнение.

Уровень владения графическими навыками в 10А классе, в котором использовался компьютерный практикум с применением графического редактора, стал значительно выше, чем в параллельном классе, в котором графический редактор использован не был.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что разработанный лабораторный практикум по информатике с элементами использования компьютерного графического редактора CorelDRAW, повышает уровень графической культуры учащихся. Можно также утверждать, что комплекс заданий, представленный в практикуме по графическому редактору CorelDRAW, станет востребованным в современных образовательных учреждениях. В дальнейшем функции практикума могут быть расширены в результате добавления новых упражнений или использованием усложненных заданий.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воронцов В.Н. Методические подходы к проектированию современного лабораторного практикума / В.Н. Воронцов, О.В. Денисов. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 229 с.
  2. Горохов Д.Н., Разумова О.В. Развитие пространственного мышления школьников графическими средствами пакета Maple // Информатика и образование. 2007. №8. С. 75-83.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учеб. пособие / И.А. Зимняя. М.: Логос; 2015. 383 с.
  4. Ковалева А. Основы работы в CorelDraw: учеб. пособие / А. Ковалева. СПб.: ОРТ-СПб, 2015. 15 с.
  5. Куприянов Н.И. Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW, Flash.: учеб. пособие / Н.И. Куприянов. СПб: Питер, 2015. 128 с.
  6. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие / В.В. Малев. Воронеж: АСТ, 2015. 271 с.
  7. Перемитина Т.О. Компьютерная графика: учебное пособие / Т.О. Перемитина. Томск: Эль Контент, 2014. 144 с.
  8. Петров М.Н. Компьютерная графика: Учебник для студ. вузов / М.Н. Петров, В.П. Молочков. СПб: Питер, 2014. 736 с.
  9. Половина И.П. Компьютерная графика: метод. пособие / И.П.Половина. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2017. 75 с.
  10. Разумова О.В. О некоторых аспектах использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих учителей // В сборнике: Н.И. Лобачевский и математическое образование в России: Материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н.И. Лобачевского (XXXVI Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, VII Международная научно-практическая конференция). Ответственный редактор Л.Р. Шакирова, 2017. С. 240-241.
  11. Разумова О.В. Формирование предметно-специфического мышления будущих учителей средствами информационных технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Казань, 2007. 20 с.
  12. Селезнева С.А. Компьютерная графика: практикум / С.А. Селезнева, Г.А. Волкова. Пенза: РИО ПГСХА, 2018. 94 с.
  13. Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. 4-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  14. Семакин И.Г. и др. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Дмитрий Павлов
Дмитрий Павлов
4 лет назад

Добрый день!
Спасибо за интересную статью. Есть вопрос. Corel Draw — что и говорить хорошее, проверенное решение, равно как и Adobe Illustrator. Однако CD — платный программный продукт и не каждая школа может их себе позволить. Суть вопроса в следующем: масштабируется ли Ваше пособие на свободно-распространяемое ПО? Есть ли такой опыт?

Дарья Галицкова
Дарья Галицкова
Reply to  Дмитрий Павлов
4 лет назад

Спасибо за вопрос, на самом деле очень актуальная проблема. Конкретно данная опытно-экспериментальная работа проводилась в хорошо финансируемом образовательном учреждении, что позволило использовать CorelDRAW. Но безусловно платным программам можно найти альтернативу, например программа Gravit Designer, с интуитивным интерфейсом хорошо подойдёт для большинства упражнений данного пособия. Inkscape — также достойная альтернатива платным ПО, навыки работы с которым также являются востребованы в графическом дизайне.

Анастасия Семиз
Анастасия Семиз
4 лет назад

Здравствуйте! Очень понравилась Ваша статья. Действительно, сейчас у ребят очень низок уровень графических навыков. Как мне кажется, данный навык начали недооценивать, хотя в современном мире во множестве профессий он необходим. Идея вынесения изучения графических умений на урок информатики очень интересна. Да, больше нет урока черчения, но и мы живем в 21 веке, где компьютеры являются частью нашей жизни, именно там теперь и живет прошлое черчение, о котором все, к сожалению, позабыли. Спасибо за статью!

Дарья Галицкова
Дарья Галицкова
Reply to  Анастасия Семиз
4 лет назад

Большое спасибо за отзыв!

Козлова Анастасия
Козлова Анастасия
4 лет назад

Дарья Вячеславовна, спасибо большое, статья была очень интересной!
У меня возникли следующие вопросы: с какими проблемами Вы столкнулись при проведении данного эксперимента? Изучали ли учащиеся данную тему внутри курса «Информатика»? И с какого класса Вы бы посоветовали знакомить учащихся с графическими редакторами?

Дарья Галицкова
Дарья Галицкова
Reply to  Козлова Анастасия
4 лет назад

Спасибо за отзыв! Основной проблемой при проведении эксперимента было ограниченность во времени: материала много, хочется показать весь функционал, возможности редактора, а в связи с малым количеством часов, выделяемых школьной программой, получается скорее поверхностно рассмотреть данную тему, что очень расстраивает детей. Класс, в котором мы работали с редактором, не хотели переходить затем на другие разделы информатики. На мой взгляд, знакомство с графическими редакторами можно проводить в 9-10 классах, так как в силу возрастных особенностей, при серьезном отношении к предмету, вероятнее всего это будет полезно для дальнейшей их деятельности. Как правило, такие занятия очень интересны учащимся, так как помимо развития графических навыков,… Read more »