ПРИМЕНЕНИЕ КРОССВОРДОВ И РЕБУСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ПРИМЕНЕНИЕ КРОССВОРДОВ И РЕБУСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Гавришева Наталья Васильевна,
преподаватель комиссии
сестринского ухода в педиатрии,
СПб ГБПОУ «Медицинский колледж
им. В.М. Бехтерева»

Аннотация: в данной работе рассмотрены два относительно новых учебных метода – кроссворды и ребусы. Показаны основные моменты при их использовании в образовательном процессе в медицинском колледже, приведены примеры авторских ребусов по инфекционным болезням. Кроссворды и ребусы рекомендуется использовать как для текущего контроля, так и для итогового контроля вместе с другими классичесикими педагогическими методами (реферат, тестирование и т.д.).
Ключевые слова: кроссворды, ребус, образовательный процесс, медицина.

Одна из главных задач преподавателя медицинского колледжа в условиях современной информационной образовательной среды – это внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, которые открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют повысить эффективность работы. Одними из перспективных методов обучения в медицинском колледже может стать использование кроссвордов и ребусов, которые применяются для закрепления теоретического материала, так же в процессе разгадывания студенты получают новую информацию, что побуждает их работать на лучший конечный результат и развивать свои творческие способности [1, 2]. Одним из побуждающих факторов для этого является сложность медицинского образования. Ведь ни для кого не секрет, что медицина изобилует сложными терминами, определениями и т.д. Для усвоения всего объема материала необходимы новые подходы к образовательному процессу, которые позволять выучить сложный материал. Среди таких подходов можно выделить кроссворды и ребусы, которые позволяют в игровой форме запомнить сложные термины и определения.

Целью данной статьи является краткий анализ применения кроссвордов и ребусов в образовательном процессе в медицинском колледже.

Вначале рассмотрим применение в учебном процессе кроссвордов. Использование кроссвордов в учебном процессе стимулирует целесообразность и актуализацию познавательного интереса студентов к предмету. Решение кроссвордов – это методическое средство, которое применяется для закрепления теоретического материала, в процессе их разгадывания студенты получают новую информацию. Это побуждает студентов работать на наилучший конечный результат [1]. Кроссворды как игровая форма проведения занятий сделает интересными самые «скучные» темы предметного курса, так как именно в игре студенты активно мыслят, чувствуют и творят свободно. Игра приучает мыслить, выделять главное, обобщать, развивает память и способности. Правильно подобранные кроссвордные задания и их умелое использование в ходе выполнения работы принесут хорошие результаты, так как их разгадывание вызывает интерес к изучаемому предмету и тем самым стимулирует познавательную деятельность студентов [1]. Один из принципов работы с кроссвордами – свобода, поэтому новые слова-ответы, полученные студентами в результате самостоятельного поиска, познаются без принуждения и охотно запоминаются. Стало быть, кроссворды могут служить стимулом для приобретения новых знаний, когда в них включены слова, с которыми студентам не приходится сталкиваться в повседневной жизни. Другой принцип – процессуальность, так как мотив игровой деятельности направлен не столько на результат игры, сколько на сам процесс осмысления и разгадывания задания. При составлении кроссвордов преподавателю нужно обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, задания должны соответствовать содержанию базовой программы. Во-вторых, обязательными требованиями являются простота, краткость формулировки вопросов, наличие одноуровневых по сложности заданий, одинаковое количество заданий при нескольких вариантах кроссвордов по одному и тому же материалу [1].

Далее рассмотрим использование в учебном процессе ребусов. В первом приближении ребусы представляют собой набор заданий, состоящих из визуализированных вопросов-загадок [2]. Каждый вопрос-загадка посвящён конкретной болезни, лекарству и т.д.  Ключом  к  разгадке  служит  ряд изображений (картинок-ребусов), опираясь на которые студент должен,  во-первых,  ответить  на  основной  вопрос:  «Что  или  кто  загаданы?». Во-вторых, попытаться сжато охарактеризовать зашифрованный объект в целом (рассказать его патогенез, клиническую картину, симптоматику, диагностику, лечение и т.д.). Примеры ребусов по инфекционным болезням, разработанные автором, приведены на рис. 1-3.

Рис. 1. Пример авторского ребуса

Рис. 2. Пример авторского ребуса

Рис. 3. Пример авторского ребуса

На первом рисунке зашифровано слово «дезинфекция», на втором – «сальмонеллез», а на третьем – «эксикоз».

С позиций образовательной стратегии данный формат задания призван обеспечить выполнение целого комплекса функций – как обучающих, так и контролирующих. Разгадывая ребус, студент приобретает навыки ассоциативного и логического мышления (умение связывать разрозненные на

первый взгляд объекты и образы в единое целое); поиск связей между картинками и загаданным сюжетом-объектом подразумевает обращение студента к различным источникам информации (что уже расширяет его кругозор), часть из которой запоминается в том или ином виде; нестандартная, с лёгким  детективно-игровым  налётом,  визуализированная  форма  вопроса повышает интерес к медицине и творческие способности обучаемого; необходимость вербально (по заданному шаблону) оформить свои разыскания  формирует  умение обрабатывать информационные  массивы  с целью ясного и чёткого изложения полученных результатов. Проверяя готовую работу в формате ребусов, преподаватель получает вполне репрезентативное представление об уровне освоения студентом необходимых знаний, навыков и умений. Сама проверка заданий  –  при  выставлении  соответствующих  требований  по  их  оформлению – не должна занимать много времени, что позволяет эффективно работать с большим контингентом учащихся [2].

Таким образом, в данной работе рассмотрены два относительно новых учебных метода – кроссворды и ребусы. Показаны основные моменты при их использовании, приведены примеры авторских ребусов по инфекционным болезням. Кроссворды и ребусы рекомендуется использовать как для текущего контроля, так и для итогового контроля вместе с другими классическими педагогическими методами (реферат, тестирование и т.д.). Совокупное использование указанных подходов в купе с классическими подходами позволит повысить эффективность образовательного процесса в медицинском колледже. Так же данные подходы целесообразно использовать при дистанционном обучение.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Рыспекова Ш.О., Жумакова Т.А., Жунистаев Д.Д., Антонец К.В., Мухамеджанова Л.Т. Кроссвордные задания как активный метод обучения студентов на кафедре нормальной физиологии Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова  //     Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5-2. С. 340-342.
  2. Сапронов М.В. Картинки-ребусы как форма организации обучения и контроля в процессе преподавания истории // Материалы 68-ой научной конференции «Наука ЮУРГУ». Челябинск. 2016. С. 328-334.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Богданова А.Н.
Богданова А.Н.
4 лет назад

Здравствуйте. Интересная идея. Спасибо. Скажите, в какой форме предполагается изготавливать и использовать на практике кроссворды и ребусы? Пользуетесь ли Вы средствами информационных технологий, например, программами для составления кроссвордов, которых сейчас существует огромное множество?

Наталья Васильевна
Наталья Васильевна
Reply to  Богданова А.Н.
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Кроссворды и ребусы создаю как в «ручном» варианте на бумаге, так и с использованием программ. Люблю создавать ребусы сама, так как данное занятие стимулирует работу мозга, помогает лучше подготовиться к занятию. Однако данный процесс трудоемкий. Применяю на конкурсах, открытых уроках, часто в повседневной учебной деятельности на занятиях с большим объемом трудно усвояемой информации. Удобно использовать для активизации мышления, познавательной активности, эмоциональной разрядки и мотивации студентов к изучению дисциплины.

Голубева Людмила
Голубева Людмила
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за интересную статью! Такую методику обычно применяют в начальной школе, не поздно ли такое проводить в колледже? Повышается ли качество знаний у студентов?

Наталья Васильевна
Наталья Васильевна
Reply to  Голубева Людмила
4 лет назад

Здравствуйте! Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Обучение в медицинском колледже сложный, напряженный умственный, психологический и физический процесс, особенно с учетом возраста студентов (16-19 лет), мотивации к обучению и уровня подготовки. Занятия проходят в интенсивной форме, иногда без перерывов.Требуется запоминание больших объемов новой медицинской информации и незнакомых терминов. Ребусы и кроссворды удобно применять на занятиях с трудно усвояемой медицинской информацией, использовать для активизации мышления, познавательной активности, эмоциональной разрядки, профилактики усталости и мотивации студентов к изучению дисциплины. Их легко можно встраивать в активные методы обучения с работой как всей группы, так и отдельных студентов. Можно использовать для проверки и закрепления… Read more »