О ЗНАЧИМОСТИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О ЗНАЧИМОСТИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Тарасова Оксана Викторовна,
директор института педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С.Тургенева», г. Орёл РФ

Аннотация. В представленной статье рассмотрен вопрос о важности и значимости в процессе обучения бакалавров — будущих учителей изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».

Ключевые слова: бакалавр; учитель; педагогическая деятельность; выдающиеся педагоги, математики.

В Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева обучение осуществляется по разнообразным образовательным программам, в том числе и по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Математика и Физика. Видами профессиональной деятельности, к которым готовятся студенты, обучающиеся по этой программе, являются: педагогическая, проектная и исследовательская.

Для формирования педагогической деятельности, положительного отношения к учительской профессии, повышения мотивации обучения будущих педагогов в процесс обучения включена дисциплина «Введение в педагогическую деятельность». Целью преподавания дисциплины является формирование знаний студентов о роли педагогической профессии в современном обществе, формирование основ педагогической культуры, творческой самореализации в профессиональной деятельности учителя, обеспечение усвоения студентами знаний об общей характеристике профессиональной деятельности, а также компетенций, определяющих творческое становление и развитие будущего педагога.

На наш взгляд, дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» должна иметь специфику при подготовке конкретного учителя-предметника.

Данный курс направлен на формирование у студентов устойчивого интереса к выбранной профессии педагога, способность поднятия престижа учительской профессии благодаря изучению жизни и деятельности великих педагогов, учителей, методистов, их человеческих и профессиональных подвигов и достижений, их стремление служить математике и физике как науке (Г. Галилей, Л. Эйлер, М. Склодовская-Кюри, А.С. Попов, К.Э. Циолковский, Н.И. Лобачевский и др.) и детям (Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, В.А. Караковский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.).

Выдающиеся педагогики предъявляли в первую очередь высокие требования к себе и к учительству в целом и выдвигали следующие требования:

Быть носителем глубоких и всесторонних знаний. Выдающийся философ-материалист и французский литератор Клод Адриан Гельвеций говорил: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».

Систематически обновлять и пополнять свои знания. Знаменитый русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Константин Дмитриевич Ушинский утверждал: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно» и учителю необходимо «знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности». Великий Ян Амос Коменский – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы призывал учителей любить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем». А.С. Макаренко – всемирно известный советский педагог и писатель, утверждал: «Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений». Выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский о требовании к педагогу писал: «Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, что «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». [4: 34].

Обратимся к подготовке учителя математики, рассмотрим, каким должно быть его математическое образование. Вся история человечества подтверждает тот факт, что математика претендует на статус «особой» науки, изначально превышающей все прочие по уровню точности, истинности и непротиворечивости своих фундаментальных положений. Только та наука достигает совершенства, которая использует математику. Коротко математику можно охарактеризовать как науку о числах и фигурах. Название её произошло от греческого слова означающего — наука.

Выдающийся русский учёный, математик и механик М.В. Остроградский (1801-1861) писал: «Изучение математики важно в двух отношениях: во-первых, по сильному влиянию этой строгой науки на развитие умственных способностей, во-вторых, по обширности её приложений». Наше время убедительно подтверждает сказанное ещё в позапрошлом веке.

Математика является частью общечеловеческой культуры. На протяжении нескольких тысячелетий развития человечества шло накопление математических фактов, что привело около двух с половиной тысяч лет тому назад к возникновению математики как науки. Квадривий, изучавшийся в Древней Греции, включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. О значении математики для человечества говорит тот факт, что «Начала» Евклида – книга, которая издавалась наибольшее число раз (не считая Библии).

Математика имеет богатейшие возможности воздействия на выработку научного мировоззрения и достижение необходимого общекультурного уровня. История зарождения великих математических идей, судьбы выдающихся математиков (Архимед, Паскаль, Галилей, Эйлер, Ковалевская, Чебышев, Лобачевский и многие другие) дают пищу для ума и сердца, примеры беззаветного служения науке, приводят к философским размышлениям и нравственным поискам.

Перечень выдающихся имен далеко не полон. Все они действительно оставили глобальный след в истории человечества, их жизнь, судьба является предметом для изучения и подражания. Приведем только один пример.

Н.И. Лобачевский родился в Нижнем Новгороде, но учиться ему пришлось в Казанской гимназии, закончил Казанский университет. Его наставником в науке был известный немецкий математик М.Х. Бартельс. В 1811 г. (в 19 лет!) за особые успехи в математике Лобачевскому присвоили ученую степень магистра. Спустя год в 1812 г. Лобачевский предложил вниманию ученых исследование по механике под названием «Теория эллиптического движения небесных тел», а в 1813г. представил для обсуждения работу по алгебре «О разрешимости алгебраического уравнения хn-1=0». Научная значимость обеих работ была признана столь высокой, что Лобачевский был досрочно произведен в адъюнкт-профессоры (доценты).

В эти годы Лобачевский занимался не только научной, но и преподавательской, общественной, и даже хозяйственной (строился главный корпус университета) деятельностью. В 1826 г. он сделал перед учеными сообщение о своем открытии, перевернув существовавшие со времен Евклида представления о геометрии. В 1827 г. Н.И. Лобачевский был избран ректором Казанского университета. Популярность его как администратора была настолько велика, что он избирался на эту должность еще 5 раз и возглавлял Казанский университет в течение 19 лет.

По примеру многих математиков и философов Н.И. Лобачевский пытался доказать постулат Евклида. Неудача привела его к мысли заменить евклидов постулат более общей аксиомой параллельности. Ныне аксиома Н.И. Лобачевского формулируется следующим образом: на плоскости через точку, лежащую вне данной прямой, проходит более одной прямой, не пересекающей данную. Это означает, что параллельные прямые могут пересечься!

Сделав свое знаменитое открытие, Н.И. Лобачевский не опроверг евклидову геометрию, а лишь раздвинул границы науки, существовавшей в Древнем мире. Геометрия Евклида – это частный, предельный случай. Недаром название завершающего труда его жизни — «Пангеометрия» — переводится с греческого как «всеобщая геометрия».

Приведем слова выдающего ученого Лобачевского, которые могут быть девизом жизни: Каждый человек имеет свой постулат и на его основе строит геометрию своей жизни.

Значительный интерес представляет работа Б.В. Гнеденко «Математика и математическое образование в современном мире» [1], опубликованная в 1985 году. Прошло более тридцати лет, а важность и актуальность высказанных суждений и сегодня заставляет задуматься и полностью согласиться с мнением выдающегося математика. Приведем несколько цитат из указанной книги, с которой обязательно надо знакомить студентов – будущих учителей. «Труд педагогов исключительно важен для общества, он ведет детей к знанию, стимулирует развитие интереса к школьным учебным предметам. Именно он должен из них воспитать будущих граждан, строителей, учёных, врачей, будущих педагогов, рабочих, изобретателей и должен вселить в их сознание уважение к труду и презрение к безделию, умение мечтать и трезво мыслить». [1: 36]. «Призвание является не только врожденным свойством человека, но и результатом воспитания, убеждения в необходимости и полезности своего труда, стремления добиться совершенства в избранной области деятельности. Без глубокой веры в общественную важность выполняемого дела, без стремления сделать его полнее и совершеннее не может быть и призвания» [1: 37].

И еще один поучительный фрагмент из книги: «К важным качествам хорошего педагога следует отнести разумную требовательность к знаниям и навыкам учащихся, которая приводит их к систематическим занятиям и уважению к предмету. Редко, но все же встречаются учителя, которые стремятся завоевать авторитет и любовь учащихся тем, что не требуют от них отчетливых знаний и понимания самой сути изучаемых вопросов. Однако этот прием приведет только к тому, что учащиеся перестанут стремиться вникать в существо предмета и привыкнут считать нормальным получение положительных оценок за неполноценные знания» [1: 42-43].

Опыт преподавания дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» показывает, что у студентов вызывает особый интерес жизнь и судьба выдающихся математиков, чьи дарования проявились в раннем возрасте.

Математика – это вторая после музыки область, где ребенок может проявить себя с раннего детства. К примеру, великий французский физик и математик Андре Мари Ампер был вундеркиндом. Помимо удивительных способностей к математике, он отличался необыкновенной тягой к чтению. В семь-восемь лет он буквально поглощал огромные тома, при этом отдавая предпочтение толстым энциклопедиям. Удивительно, но спустя много лет Ампер мог повторить почти слово в слово все прочитанное им в детстве. Но, все же основной его страстью была математика. В 11 лет Андре самостоятельно разбирался со сложными задачами в знаменитой работе Жозефа Лагранжа «Аналитическая механика». И гений Ампера не исчез с годами. Он совершил революцию в математике, открыл фундаментальные законы электродинамики и написал значительные труды по химии, теории поэзии и психологии.

Другой знаменитый математик, Карл Фридрих Гаусс, тоже очень рано продемонстрировал свои замечательные способности. Уже в двухлетнем возрасте он, произведя подсчет в уме, устранил ошибку своего отца, неправильно рассчитавшего зарплату нескольким рабочим. А в школе Карла освободили от посещения уроков математики, так как учитель признал, что восьмилетний мальчик знает гораздо больше, чем он сам. В 14 лет Гаусс был приглашен ко двору князя Брунсвика, который восхищался поразительной памятью юного математика и его способностью моментально производить в уме сложнейшие вычисления.

Математик Эварист Галуа в 16 лет за два дня освоил книгу «Начала геометрии», рассчитанную на два года систематической учебы. Также за два дня он изучил монографию «Решение численных уравнений». А в 17 лет создал теорию, оказавшую существенное влияние на всю математику XX века.

Готфрида Лейбница с ранних лет отличала гениальность. Мальчика, родившегося в 1646 году, очень любил его отец, профессор Лейпцигского университета. Он старался развить в сыне любознательность и часто рассказывал ему эпизоды из священной и светской истории. Как потом говорил сам Лейбниц, эти рассказы глубоко запали ему в душу и были самым сильным впечатлением раннего детства. Однако отец умер, когда мальчику было 7 лет. И жизнь Лейбница могла бы стать совсем иной из-за того, что его гениальность не выписывалась в традиционные образовательные схемы.

Как гласит история, учитель юного Лейбница заметил, что тот читает серьезные книги, и заявил, что эти занятия «неуместны и преждевременны». Он велел запереть библиотеку и вручить мальчику детские учебники. Но юному гению повезло, за него вступился дворянин, услышавший этот разговор. Он был поражен недоброжелательством и глупостью учителя который мерил всех одной меркой. Гениальный ум, неуёмная любознательность и феноменальная память заставляли Лейбница поглощать одну науку за другой: латынь и греческий, история и философия, алхимия и математика, поэзия и лингвистика, физика и механика, логика и правоведение – изучив одну дисциплину, он тут же двигался дальше [3: 12.].

Многие из отечественных гениев математики и физики тоже были вундеркиндами. Лауреат Нобелевской премии Лев Ландау стал студентом университета в 13 лет. А математик Сергей Мергелян в 15 лет уже прошел всю школьную программу, тут же поступил в университет, который окончил в 19 лет. Самый молодой доктор наук в истории СССР! В 20 он уже защитил кандидатскую диссертацию, за которую ему сразу присвоили докторскую степень. А в 28 лет Мергелян стал академиком!

Курс «Введение в педагогическую деятельность» призван сформировать правильную мотивацию у студентов, поскольку она является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268с.
  3. Начни с себя. Молодежная православная газета, Покровский храм, село Отрадное. — №53. – 2017. – 12 с.
  4. Школьные годы чудесные… — М.:ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 304с.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна
4 лет назад

Уважаемая Оксана Викторовна, здравствуйте! В Вашем курсе рассматривается ли роль и место школьного математического образования в обществе? Всего доброго.

Тарасова Оксана Викторовна
Тарасова Оксана Викторовна

Людмила Ивановна, благодарю Вас за вопрос. Безусловно, в нашем курсе уделено значительное внимание определению видной роли и значимости отечественного школьного математического образования в обществе. При этом роль и значимость продемонстрированы и в современных условиях, и в исторической ретроспективе.