О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К РАЗВИТИЮ НАВЫКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К РАЗВИТИЮ НАВЫКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Каплан Адель Викторовна,
магистрант института математики и информатики
ФГБОУ ВО МПГУ,
учитель ГБОУ «Школа №2009»

Аннотация: В статье описываются особенности системно-деятельностного и компетентностного подходов как требований Федерального государственного образовательного стандарта, раскрывается их связь с развитием навыка системного анализа у младших школьников, предлагаются возможные пути развития этого навыка.

Ключевые слова: системный анализ, начальная школа, информатика, ФГОС НОО.

Современный этап развития образования во всём мире характеризуется переходом от знаниевой парадигмы к деятельностной. В основе государственной политики в области образования сегодня можно выделить два основных подхода – закреплённый в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного образования системно-деятельностный подход, а кроме того, компетентностный подход.

Основными принципами системно-деятельностного подхода принято считать следующие:

  • Открытие детьми новых знаний в процессе самостоятельной деятельности
  • Совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на сотрудничестве и взаимопонимании.
  • Реализация взаимодействия учителя и ученика через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут учащихся к проблеме урока, к его цели.
  • Использование различных источников информации и организация сотрудничества на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа).
  • Ориентация обучающегося на развитие умения учиться, и желания учиться всю жизнь, быть способным осуществлять рефлексию.
  • Формирование у обучающихся устойчивого познавательного мотива, посредствам перенесения содержания обучения на его жизненные задачи, интересы и повседневную жизнь.

При компетентностном подходе главной целью является постановка таких задач школьного образования, которые не только ориентированы на повышение уровня образованности выпускников школы, но и соответствуют современным социальным ожиданиям. Выделяют следующие задачи:

  • расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;
  • подготовка к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
  • готовность к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
  • повышение сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;
  • расширение возможностей выбора эффективных способов решения проблем.

Говоря о современных тенденциях образования можно говорить о том, что «Предметом усвоения становятся не конкретные знания, а общие способы действия» [2] Таким образом мы можем говорить о необходимости формирования общепредметных (надпредметных, метапредметных) компетенций у обучающихся [7] как основы их учебной деятельности. Эти же исследования находят отражение в Концепции модернизации российского образования и Федеральных государственных образовательных стандартах. Логичным развитием этих идей стало выделение отдельного блока метапредметных умений, определяющих, по сути, формируемые у детей компетенции.

Среди прочего, к метапредметным умениям (компетенциям) на степени основного и среднего общего образования относятся: определение сути понятий, установление причинно-следственных связей; выстраивание логических рассуждений, умозаключений и собственных выводов как основа познавательной деятельности школьника, умение отбирать источники и передавать информацию. Именно эти умения составляют основу для успешного решения проблем, возникающих в учебной деятельности, а сам подход отвечает результатам международного исследования «Ключевые компетентности и новая грамотность» [8].

Различные специалисты предлагают те или иные подходы к достижению новых задач образования. В частности, в качестве возможного инструмента для достижения метапредметных результатов обучения может стать целенаправленная работа по формированию системного мышления и, в частности, системного анализа, который некоторыми исследователями понимается в широком смысле как «общеупотребительная методика решения проблем…как универсальный алгоритм действий по решению проблем, пригодный к применению в любой профессии» [6].

По утверждению многих ученых-психологов, в частности А.И. Савенкова, Г.А. Цукерман и др., сензитивным периодом для развития мышления и мыслительных операций является возраст до 12 лет, соответственно, если рассматривать школу как развивающую среду, пик способностей к усвоению новых способов действия приходится на младший школьный возраст, большая часть важных умений закладывается на начальной ступени образования.

Однако анализ образовательных программ и стандартов выявляет проблему: на этапе получения начального общего образования формирование навыка системного анализа не является самостоятельным конструктом.

Между тем современные исследования в области школьной информатики показывают, что информатика может рассматриваться как основная дисциплина по формированию многих универсальных навыков, а равно и мыслительных операций [1]. Исследования проводились в том числе и на уровне начального образования [4].

Таким образом перспективным представляется исследования возможности формирования навыка системного анализа на уроках информатики в начальной школе. Говоря же о выборе подходов, стоит учесть современные тенденции, заслужившие внимание специалистов, а именно:

  • Использование технологии геймификации [3];
  • Развитие навыков получения информации из иллюстраций и наблюдений [5];

В этой связи для исследования возможных подходов к развитию навыка системного анализа средствами информатики в начальной школе будет использован подход, в рамках которого:

  • Будет использован персональный компьютер;
  • Будет использована серия компьютерных моделей или целостная виртуальная среда;
  • Будет организованна интеграция занятий с уроками информатики;
  • Будет использована технология геймификации;
  • Будут параллельно формироваться навыки наглядного представления данных;

Следующей задачей исследования станет разработка на основе научно-методической литературы системы планируемых результатов и критериев оценивания сформированности системного мышления, и последующая подготовка (разработка) компьютерных моделей или выбор целостной среды и на базе которой возможно достижение разработанных результатов.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP 2018 // информатика в школе — №9(142) — 2018 — с.2-6
  2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998.
  3. Каплан А.В. Применение технологий геймификации в пропедевтике программирования в начальной школе // Информатика в школе — №6 (139) — 2018 – с. 65-67
  4. Павлов Д.И. Новая редакция федерального государственного стандарта начального образования — место информатики в начальной школе // Педагогическая информатика — №3 — 2017 — с.22-33
  5. Павлов Д.И. Развитие на уроках информатики навыков получения информации из наблюдений и иллюстраций // Информатика в школе — №1 (134) — 2018 — с.51-56
  6. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. — Томск: Изд-во ТГУ, 2004. -185 с.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос : интернет-журнал. — 2002. — 23 апр.
  8. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования. № 2 (19) — 2018 — 28 с.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Дмитрий Павлов
Дмитрий Павлов
4 лет назад

Адель Викторовна!
Подскажите, есть ли у Вас какое-то представление о том какую среду вы будете использовать или каким образом будете готовить компьютерные модели для развития навыков системного анализа?

Адель Каплан
Адель Каплан
Reply to  Дмитрий Павлов
4 лет назад

Спасибо за Ваш интерес к статье!
На данный момент есть планы рассмотреть среду Kodu Game Lab, поскольку она имеет, на мой взгляд, несколько преимуществ, среди которых понятный младшим классам интерфейс и продуманная система объектов и условий, с которыми они взаимодействуют.

Людмила Босова
Людмила Босова
4 лет назад

Уважаемая Адель Викторовна!
Спасибо за интересную статью. Вы не пытались уточнить понятие системного анализа?

Адель Каплан
Адель Каплан
Reply to  Людмила Босова
4 лет назад

Спасибо за вопрос, Людмила Леонидовна! Действительно, четкое определение системного анализа является одной из первостепенных задач моего исследования. Основой для идей, изложенных в статье, стали определения: — Э.Л. Наппельбаума, который говорил, что «Системный анализ и другие методы этой же категории должны помочь осознать, какие же из задач, которые в данной реальности можно поставить и решить, соответствуют желаниям и возможностям субъекта, намеревающегося изменить эту реальность, и позволить преобразовать несистематизированные представления о реальности в постановку задачи, доступную для рационального решения формальными методами»; — Ф. И. Перегудова и Ф. П.Тарасенко, определявших системный анализ как систему методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и… Read more »