О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К РАЗВИТИЮ НАВЫКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Каплан Адель Викторовна,
магистрант института математики и информатики
ФГБОУ ВО МПГУ,
учитель ГБОУ «Школа №2009»
Аннотация: В статье описываются особенности системно-деятельностного и компетентностного подходов как требований Федерального государственного образовательного стандарта, раскрывается их связь с развитием навыка системного анализа у младших школьников, предлагаются возможные пути развития этого навыка.
Ключевые слова: системный анализ, начальная школа, информатика, ФГОС НОО.
Современный этап развития образования во всём мире характеризуется переходом от знаниевой парадигмы к деятельностной. В основе государственной политики в области образования сегодня можно выделить два основных подхода – закреплённый в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного образования системно-деятельностный подход, а кроме того, компетентностный подход.
Основными принципами системно-деятельностного подхода принято считать следующие:
- Открытие детьми новых знаний в процессе самостоятельной деятельности
- Совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на сотрудничестве и взаимопонимании.
- Реализация взаимодействия учителя и ученика через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут учащихся к проблеме урока, к его цели.
- Использование различных источников информации и организация сотрудничества на разных уровнях (индивидуальная, групповая, парная работа).
- Ориентация обучающегося на развитие умения учиться, и желания учиться всю жизнь, быть способным осуществлять рефлексию.
- Формирование у обучающихся устойчивого познавательного мотива, посредствам перенесения содержания обучения на его жизненные задачи, интересы и повседневную жизнь.
При компетентностном подходе главной целью является постановка таких задач школьного образования, которые не только ориентированы на повышение уровня образованности выпускников школы, но и соответствуют современным социальным ожиданиям. Выделяют следующие задачи:
- расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;
- подготовка к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
- готовность к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
- повышение сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;
- расширение возможностей выбора эффективных способов решения проблем.
Говоря о современных тенденциях образования можно говорить о том, что «Предметом усвоения становятся не конкретные знания, а общие способы действия» [2] Таким образом мы можем говорить о необходимости формирования общепредметных (надпредметных, метапредметных) компетенций у обучающихся [7] как основы их учебной деятельности. Эти же исследования находят отражение в Концепции модернизации российского образования и Федеральных государственных образовательных стандартах. Логичным развитием этих идей стало выделение отдельного блока метапредметных умений, определяющих, по сути, формируемые у детей компетенции.
Среди прочего, к метапредметным умениям (компетенциям) на степени основного и среднего общего образования относятся: определение сути понятий, установление причинно-следственных связей; выстраивание логических рассуждений, умозаключений и собственных выводов как основа познавательной деятельности школьника, умение отбирать источники и передавать информацию. Именно эти умения составляют основу для успешного решения проблем, возникающих в учебной деятельности, а сам подход отвечает результатам международного исследования «Ключевые компетентности и новая грамотность» [8].
Различные специалисты предлагают те или иные подходы к достижению новых задач образования. В частности, в качестве возможного инструмента для достижения метапредметных результатов обучения может стать целенаправленная работа по формированию системного мышления и, в частности, системного анализа, который некоторыми исследователями понимается в широком смысле как «общеупотребительная методика решения проблем…как универсальный алгоритм действий по решению проблем, пригодный к применению в любой профессии» [6].
По утверждению многих ученых-психологов, в частности А.И. Савенкова, Г.А. Цукерман и др., сензитивным периодом для развития мышления и мыслительных операций является возраст до 12 лет, соответственно, если рассматривать школу как развивающую среду, пик способностей к усвоению новых способов действия приходится на младший школьный возраст, большая часть важных умений закладывается на начальной ступени образования.
Однако анализ образовательных программ и стандартов выявляет проблему: на этапе получения начального общего образования формирование навыка системного анализа не является самостоятельным конструктом.
Между тем современные исследования в области школьной информатики показывают, что информатика может рассматриваться как основная дисциплина по формированию многих универсальных навыков, а равно и мыслительных операций [1]. Исследования проводились в том числе и на уровне начального образования [4].
Таким образом перспективным представляется исследования возможности формирования навыка системного анализа на уроках информатики в начальной школе. Говоря же о выборе подходов, стоит учесть современные тенденции, заслужившие внимание специалистов, а именно:
- Использование технологии геймификации [3];
- Развитие навыков получения информации из иллюстраций и наблюдений [5];
В этой связи для исследования возможных подходов к развитию навыка системного анализа средствами информатики в начальной школе будет использован подход, в рамках которого:
- Будет использован персональный компьютер;
- Будет использована серия компьютерных моделей или целостная виртуальная среда;
- Будет организованна интеграция занятий с уроками информатики;
- Будет использована технология геймификации;
- Будут параллельно формироваться навыки наглядного представления данных;
Следующей задачей исследования станет разработка на основе научно-методической литературы системы планируемых результатов и критериев оценивания сформированности системного мышления, и последующая подготовка (разработка) компьютерных моделей или выбор целостной среды и на базе которой возможно достижение разработанных результатов.
ЛИТЕРАТУРА:
- Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP 2018 // информатика в школе — №9(142) — 2018 — с.2-6
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998.
- Каплан А.В. Применение технологий геймификации в пропедевтике программирования в начальной школе // Информатика в школе — №6 (139) — 2018 – с. 65-67
- Павлов Д.И. Новая редакция федерального государственного стандарта начального образования — место информатики в начальной школе // Педагогическая информатика — №3 — 2017 — с.22-33
- Павлов Д.И. Развитие на уроках информатики навыков получения информации из наблюдений и иллюстраций // Информатика в школе — №1 (134) — 2018 — с.51-56
- Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. — Томск: Изд-во ТГУ, 2004. -185 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос : интернет-журнал. — 2002. — 23 апр.
- Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования. № 2 (19) — 2018 — 28 с.
Адель Викторовна!
Подскажите, есть ли у Вас какое-то представление о том какую среду вы будете использовать или каким образом будете готовить компьютерные модели для развития навыков системного анализа?
Спасибо за Ваш интерес к статье!
На данный момент есть планы рассмотреть среду Kodu Game Lab, поскольку она имеет, на мой взгляд, несколько преимуществ, среди которых понятный младшим классам интерфейс и продуманная система объектов и условий, с которыми они взаимодействуют.
Уважаемая Адель Викторовна!
Спасибо за интересную статью. Вы не пытались уточнить понятие системного анализа?
Спасибо за вопрос, Людмила Леонидовна! Действительно, четкое определение системного анализа является одной из первостепенных задач моего исследования. Основой для идей, изложенных в статье, стали определения: — Э.Л. Наппельбаума, который говорил, что «Системный анализ и другие методы этой же категории должны помочь осознать, какие же из задач, которые в данной реальности можно поставить и решить, соответствуют желаниям и возможностям субъекта, намеревающегося изменить эту реальность, и позволить преобразовать несистематизированные представления о реальности в постановку задачи, доступную для рационального решения формальными методами»; — Ф. И. Перегудова и Ф. П.Тарасенко, определявших системный анализ как систему методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и… Read more »