НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Прохоров Дмитрий Игоревич,
кандидат педагогических наук,
Минский городской
институт развития образования

Аннотация: в статье рассматриваются направления внедрения логистики обучения математике. Автор анализирует сложившиеся подходы к определению понятия «логистика образования», рассматривает дидактическое, содержательное и методическое направления внедрения логистики обучения математике.

Ключевые слова: логистика обучения математике, информационный слой, конструктивистский и эргономические подходы к обучению, web-квест.

В связи с реформированием образования, увеличением информационных потоков, с которым сталкивается учащийся, а также сгущением учебной информации в направлении реализации межпредметных связей учебных предметов, активно происходит модернизация содержания, форм и методов проведения уроков и внеурочных занятий по математике, направленных на приобретение учащимися конкретных и общеучебных умений и навыков, позволяющих эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, переработке, в создании новой информации, ее передаче и практическом использовании.

Следует отметить, что современная система образования, в том числе обучение математике, все больше ориентируется на выполнение социально-экономического заказа государства и общества, представляя сферу производства интеллектуального ресурса страны.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно говорить о логистике обучения математике. При этом, с точки зрения практического применения, логистика – выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации [5].

В.А. Денисенко определяет образовательную логистику как «науку и технику организации и самоорганизации образовательных функций и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом» [1]. В.Н. Наумчик рассматривает образовательную логистику как научно-практическое направление, которое исследует и обеспечивает оптимальную организацию, планирование, контроль и мониторинг потока знаний в образовательном пространстве согласно требованиям рынка, а также хранение и обработку соответствующей информации в рамках действующего законодательства [2]. Подобная идея находит свое отражения в работах признанных классиков образования И.П. Подласого и В.Ф. Шаталова.

Основываясь на данных работах, можно выделить основные логистические потоки в образовании: кадровые, учащихся, материальные, информационные. Первые два из них являются объективными и выходят за рамки нашего исследования. Логистика обучения математике имеет своей целью оптимизацию управления материальными и информационными потоками процесса обучения с целью повышения эффективности получения учащимися математических знаний.

В логистике обучения математике мы выделяем 3 основных направления, целенаправленное управление которыми будет способствовать оптимизации и интенсификации обучения математике учащихся (дидактический, содержательный, методический):

  1. Дидактический.

Дополнение личностно-ориентированного и компетентностного подходов идеями конструктивистского подхода, что проявляется в организации процесса обучения, основанного на конструировании учебной информации самим учеником при помощи информационно-обучающих ресурсов, построении индивидуальной траектории обучения (самостоятельном или под руководством учителя), моделировании изучаемых математических объектов. Реализация конструктивистского подхода в логистике обучения математике предполагает организацию процесса обучения, основанного на включении элементов актуализации и эффективного развития личностного потенциала учащегося, овладение методами научного мышления. Ученик должен осваивать выполнение учебных действий, применяя полученные знания, анализировать и оценивать полученные результаты, развивать самоконтроль и рефлексию, при этом оцениваются не только результаты работы, количество правильных и неправильных ответов, но и сам процесс решения задачи, степень самостоятельности, осмысления и самостоятельное исправление допущенных ошибок.

Основная идея эргономического подхода в обучении математике состоит в приспособление к личности обучающегося образовательного пространства (предусматривает перераспределения содержания обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся). Основные задачи обучения математике с позиций эргономического подхода определяются следующим образом: во-первых, определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств, времени учащегося и учителя; во-вторых, устанавливают требования к созданию и использованию информационно-обучающих ресурсов; в-третьих, определяют количество и качество информации и ее основные источники с позиций оптимальной информационно насыщенности обучения математике; в-четвертых, определяют меры здоровья сбережения учащегося и охраны труда учителя.

Придерживаясь позиций И.В. Роберт о педагогической целесообразности использования компьютера в обучении [4], считаем, что важной особенностью дифференциации информационного обеспечения логистики обучения математике является учет принципа оптимальной информационной насыщенности учебного материала, что предполагает такую его организацию, которая позволит наиболее полно реализовать развивающие функции обучения в предметном поле математики, будет способствовать эффективному восприятию и пониманию учащимся учебной информации. Это дает возможность развивать и поддерживать мотивацию учения без ущерба математической строгости изложения, способствуя личностному развитию учащихся, а также согласуется с принципом оптимальности (по Ю.К. Бабанскому), который состоит в  соблюдении требований разумности, рациональности и чувства меры в определении объема учебной нагрузки для обучающихся во время внеурочных занятий и уроков.

  1. Содержательный.

Алгоритм отбора и структурирования содержания обучения математике включает в себя: 1) объединение содержания обучения в укрупненные тематические блоки на основе реализации внутри- и/или межпредметных связей, взаимосвязи алгебраического и геометрического компонентов, эргономического подхода; 2) распределение учебного материала по трем информационным слоям с нарастающей степени сложности (репродуктивный, продуктивный творческий) согласно принципам оптимальной информационной насыщенности; 3) обеспечение различных типов заданий и способов представления учебного материала в соответствии с различными доминирующими типами восприятия учащихся с учетом конструктивистского подхода.

Комплекс укрупненных тематических блоков эксплицируется, в зависимости от дидактической цели учителя, на выбор форм, методов и средств обучения через определенный набор и последовательную смену информационных слоев для обеспечения реализации учебно-познавательных запросов учащихся, обогащения, расширения и углубления их знаний, повышение уровня мотивации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Например, I информационный слой предназначен для изучения и закрепления основных математических понятий, свойств, формул, закономерностей; материал II слоя позволяет повторить, закрепить и обобщить изученное путем установления и исследования взаимосвязей и изменения свойств изучаемых объектов; III слой способствует закреплению и развитию знаний учащихся, обогащению их знаний, поскольку включает задания для самостоятельного конструирования математических объектов, установления связей между ближайшими и отдаленными понятиями, а также изучения материалов, выходящих за пределы учебной программы [3].

Практическое применение указанных положении при внедрении логистики обучения математики происходит посредством использования инфографики для визуализации содержания обучения математики.

В широком значении инфографика – графический способ представления информации, данных и знаний, целью которого является быстрая, доступная, сжатая и четкая подача сложной информации. Применительно к процессу обучения, инфографика способствует построению такой визуализации учебного материала, при которой учащийся имеет возможность в сжатые сроки и эффективно освоить основные математические понятия и закономерности, что позволяет рационально строить и корректировать ИТО учащегося на уроках и внеурочных занятиях.

Существуют два противоположных подхода к использованию инфографики в образовательном процессе, расходящиеся в вопросах значимости для инфографики эргономики и эстетики: исследовательский подход основан на работах Эдварда Тафти по оформлению обучающих плакатов и учебных пособий. Основная его идея заключается в минималистском характере инфографики, при котором все несущественное для передачи информации должно быть опущено, а сама информация должна быть передана максимально точно. Сюжетный, повествовательный подход предполагает создание привлекательных для учащихся образов, выразительного дизайна, иллюстративности. Обучение происходит посредством привлечения внимания к эстетическому дополнению учебной информации. Такой подход чаще характерен для учебных предметов эстетического и гуманитарного цикла, где визуальное представление учебной информации во многом более значимо, чем его вербальное описание. Для процесса обучения математике данная позиция находит свое выражение в использовании наглядных плакатов, раздаточного материала, в котором «сухие» математические сведения представлены в яркой, привлекательной для учащихся форме.

  1. Методический.

Данный аспект находит свое отражение в сочетании традиционных и интерактивных форм и методов обучения математике. Под интерактивными методами обучения математике мы будем понимать способы диалогического и полилогического взаимодействия в процессе овладения субъектами содержанием математики и способами деятельности по усвоению этого содержания. Одной из интерактивных форм проведения внеурочных занятий и уроков по математике является ресурсное занятие. Ресурсное занятие – форма обучения, сочетающая фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся с целью развития, углубления и расширения их знаний при освоении содержания взаимосвязанных тем с использованием активных, интерактивных и проблемно-эвристических методов обучения на основе рефлексии, эмпатии, диалогического взаимодействия [3]. При этом в содержание обучения включен материал развивающего характера, выходящий за пределы учебной программы, а роль учителя преимущественно побуждающая и стимулирующая.

Цикличная форма обучения – повторяемость действий учителя и учащихся в процессе обучения от постановки цели к поиску средств ее достижения и оценке полученного результата с постоянной возможность коррекции предыдущих действий и последующим переходом на новый уровень сложности. Цикличная форма обучения способствует индивидуализации и дифференциации, поскольку позволяет: ликвидировать пробелы в знаниях пройденного материала на основе поэлементного контроля; изучить, повторить и закрепить учебный материал в рамках одной темы посредством перехода между информационными слоями и апплетами; провести гомогенную диагностику знаний, по ее результатам перейти на более высокий уровень сложности или повторно изучить пройденный материал. Это проявляется в переходах от аналитического упражнения к синтетическому, от индукции к дедукции и, наоборот, от решения готовой задачи к составлению подобной и, наоборот, от цепочки «теория–практика–теория» к «практика–теория–практика». При этом, используя апплеты, обучающийся имеет возможность выполнять учебные действия, применяя полученные ранее знания.

К наиболее эффективным интерактивным формам обучения математике можно отнести web-квесты – форма обучения, предполагающий построение индивидуальной траектории обучения учащихся на основе сочетания различных игровых, активных и интерактивных методов обучения, а также информационно-обучающих ресурсов для организации самостоятельной или в малых группах деятельности учащихся по разрешению проблемной ситуации с элементами само- и взаимообучения в сети Интернет.

Использование в процессе обучения web-квестов позволяет проследить метапредметные результаты обучения учащихся, с возможной последующей их коррекцией: умение четко излагать свою точку зрения, выражать свои мысли; корректно участвовать в дискуссии; умение искать нужную информацию и отбирать ее, критически оценивать; участвовать в самостоятельной или групповой учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности и т.д.

Таким образом, внедрение логистики обучения математике, охватывающей дидактический, содержательный и методический аспекты направлено на оптимизацию деятельности учителя по повышению эффективности получение учащимися математических знаний. Данная проблема требует дальнейшего научного изучения.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Денисенко В.А. Основы образовательной логистики. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 317 с.
  2. Наумчык В.М. Лагістыка ў адукацыі // Мастерство online. 2016. URL: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2187 (дата обращения: 10.04.2019).
  3. Прохоров Д.И. Дифференциация содержания в методике взаимосвязанного обучения математике на уроках и внеурочных занятиях / Педагогическая информатика. 2018. № 1. С. 33–42.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования, 2010. 140 с.
  5. Шумаев В.А. Логистика в теории и практике управления современной экономикой. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2014. 212 с.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
М.В. Егупова
М.В. Егупова
4 лет назад

Уважаемый Дмитрий Игоревич! Спасибо за интересную статью!Прошу дать несколько уточнений. Говоря об обучении математике, Вы не указываете категорию обучающихся. Это школьники? Каких ступеней обучения? Подходит ли предлагаемое Вами для Вуза? Как Вы трактуете термин «эффективность «?

Дмитрий Прохоров
Дмитрий Прохоров
Reply to  М.В. Егупова
4 лет назад

Здравствуйте, большое спасибо за вопрос. В нашем исследовании мы рассматриваем обучения математике на II и III ступенях общего среднего образования (7-11 классы школ и гимназий). В Республике Беларусь существует прямая взаимосвязь обучения в 7-9 и 10-11 классов, к большому сожалению, преемственность в щепочке школа-ВУЗ реализуется с большим трудом. Но, в перспективе, разработанные нами положения можно транслировать на уровень ВУЗов. Что касается понятия «эффективность», то мы разделяем точку зрения В.М. Монахова и А.И. Суббето, которые считают, что отличие эффективности от других мер качества в том, что она как мера формируется в пространстве «результаты (эффекты) – затраты (ресурсы) – цели (потребности)». Другими… Read more »