МЕДИЙНЫЙ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

МЕДИЙНЫЙ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Богданова Диана Александровна,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник,
Федеральный исследовательский центр
«Информатика и управление»
Российской академии наук

Аннотация: проанализированы результаты анкетирования студентов 5 курса Института детства факультета начального образования (профиль “Начальное образование и Информатика”) в рамках изучения курса ”Социальная информатика и информационная безопасность” на предмет формирования портрета молодого учителя в рамках более широкого исследования информационной и медиаграмотности учителей, проводимого автором.

Ключевые слова: медиаграмотность, информационная безопасность, конфиденциальные данные, безопасность детей в Интернете.

В то время как темпы технологических изменений уже ушли далеко вперед от общественного понимания, для детей цифровое окружение является не дополнительной опцией, а средой обитания. Гаджеты используются, чтобы учиться, обмениваться мнениями, делиться интересами, потреблять развлечения и узнавать новости. Они также используются для творчества и строительства отношений. Дети растут в быстро меняющемся обществе, где умные игрушки, умные машины, умные дома, умные города все более становятся нормой. Поэтому перед педагогами стоит задача, если не сказать, обязанность, не только постоянно повышать уровень собственной осведомленности, но и донести свои знания до учащихся, которые только начинают путешествие в этом высокотехнологичном мире, не задумываясь о потенциальных опасностях.

В перечень основных требований, предъявляемых к ИКТ-компетентному педагогу, в соответствии с декларацией Юнеско от 2014 года и стандартами международного общества «Информационные технологии в образовании» (ISTE), входят цифровая и медиаграмотность, включая знание основных правил организации безопасной работы детей в Интернете и специальных мер по её формированию [1].

Автором было опрошено 39 студентов 5 курса Института детства факультета начального образования (профиль “Начальное образование и Информатика”) в рамках изучения курса ”Социальная информатика и информационная безопасность”. Какие же они, эти будущие учителя математики-информатики в начальной школе? Их детство пришлось на тот период времени, когда мобильные телефоны у нас перестали быть редкостью, и дети уже ходили с ними в школу. Интернет тоже был доступен. Итак:

  • 100% опрошенных имеют аккаунты в социальных сетях.
  • 92% из них совершают покупки в Интернете;
  • 67% узнают новости из социальных сетей с практически равномерным распределением остальных 33% следующим образом:
    • 11% – из личного общения вне сети;
    • 12% – из новостных СМИ в Интернете;
    • 10% узнают новости из телевидения.

Эти показатели совпадают с результатами опросов, проводимых в Евросоюзе, где в последнее время средства массовой информации были вынуждены признать свое отставание в оперативности передачи новостей и их актуальности в сравнению с социальными медиа.

  • 26% имеют свой канал на Youtube , а 62% опрошенных подписаны на чей-либо канал, блог/влог. Иными словами, студенты очень похожи на своих европейских сверстников.

Отдельная группа вопросов была посвящена использованию информационных технологий в будущей работе. Вопросы были сформулированы следующим образом: «Представьте, что вы уже работаете учителем. Будете ли вы»:

  • Использовать ресурсы сети Интернет в образовательном процессе?

Ответ на этот вопрос был единогласным. Все опрошенные студенты планируют использовать ресурсы сети. Такой результат не может не радовать. Сравнивая с результатами Евросоюза, надо признать, что в нашу образовательную систему входит поколение учителей современной формации. В большинстве стран Евросоюза почти 90% учителей используют информационные технологии для выполнения рутинной, административной работы, но в учебном процессе информационные технологии используют на менее, чем 25% своих уроков [2]. Хочется надеяться, что при загрузке ресурсов из Интернета молодые учителя будут помнить, на какие аспекты пользовательского соглашения, которое будет предложено, следует обращать внимание.

  • Использовать электронную почту для контактов с обучающимися?
    • Положительный ответ дали — 74%;
    • отрицательный – 26%.
  • Использовать электронную почту для контактов с родителями?
    • Планируют 72%;
    • не планируют 28%.

При этом они знают о рисках использования личного адреса электронной почты для контактов с обучающимися и их родителями (представителями).

  • Принимать в социальной сети просьбу зачислить в друзья от обучающихся, их родителей, выпускников или членов Вашей семьи школьного возраста? В начале прохождения курса проведенный опрос дал такие результаты:
    • положительно ответили 16%;
    • отрицательный ответ дали 84%.
  • Принимать в социальной сети просьбу зачислить в друзья от незнакомых Вам людей?
    • Положительно ответили 15%;
    • отрицательный ответ дали 85%.

Исходя из соображений защиты персональной информации и профилактики кибербуллинга учителям не рекомендуется принимать просьбы зачислить в друзья от родителей, обучающихся и выпускников, т.к. у выпускников могут быть друзья, которые все еще учатся в школе. Также не рекомендуется включать в друзья младших членов семьи школьного возраста, т.к. у них могут быть друзья, которые учатся в той же школе. Как известно, существенным аспектом представления о человеке является его сетевая репутация. И это в значительной степени относится к учителям. Известен нашумевший несколько лет назад в западной прессе случай: 25-летняя студентка, тогда проходившая выпускную практику в средней школе в Ланкастере, штат Пенсильвания, опубликовала свою фотографию, назвав её «Пьяный пират», на своей странице в сети «Мой мир». На фотографии она была изображена на вечеринке, в пиратской шляпе, выпивающей из пластикового стаканчика. Обнаружив эту фотографию, её руководитель в школе сказал ей, что размещение этого фото было непрофессиональным шагом. А декан университета, который она вскоре должна была окончить, сказал, что она пропагандирует выпивку перед своими несовершеннолетними учащимися. В результате, за несколько дней до окончания обучения, университет отказал С. Снайдер в присвоении квалификации учителя. Снайдер подала в суд, утверждая, что университет нарушил ее право на первую поправку к Конституции, наказав её за совершенно законное поведение в нерабочее время. Но федеральный окружной судья отклонил иск, заявив, что поскольку она была государственной служащей, и её фотография не касалась вопросов, представляющих общественный интерес, её «Пьяный пират» не попадает под защиту первой поправки. Проблема, с которой столкнулась С. Снайдер, – это всего лишь один пример тех вызовов, с которыми в той и иной мере сталкиваются миллионы людей по всему миру: как правильно существовать в условиях, когда в Интернете записывается всё и может быть сохранено навсегда [3]. Недавняя история с публикацией в сети невинной фотографии учительницы в спортивном купальнике является еще одной хорошей иллюстрацией. В данном случае история не нанесла ущерба репутации и карьере учительницы, а скорее наоборот. Но, если бы родители не имели доступа к личной странице учителя, произошедшей нервотрепки можно было бы избежать. Учителю, который предпочитает вести активную социальную жизнь, желательно иметь две страницы в социальной сети: одну – для очень узкого круга, со строгими настройками приватности, а вторую – для официального представления и общения. Студенты теперь знают, как осуществлять мониторинг сетевой репутации.

Устанавливать настройки приватности на своей странице намеревались 95% студентов и не собирались – 5%. На вопрос: «если Вы классный руководитель, то будет ли у Вас страничка Вашего класса на сайте школы» 64% ответили положительно, 36% ответили отрицательно. Как правило, материалы, размещаемые на школьных сайтах, находятся в открытом доступе, поэтому размещать материалы на них следует с особой осторожностью даже несмотря на то, что школа, обычно, имеет письменное согласие родителей на размещение фотографий детей.

После завершения курса студентам были заданы три вопроса из анкеты. На вопрос «Будете ли Вы принимать в социальной сети просьбу зачислить в друзья от обучающихся, их родителей, выпускников или членов Вашей семьи школьного возраста?» 100% ответили отрицательно. На вопрос «Будете ли Вы принимать в социальной сети просьбу зачислить в друзья от незнакомых Вам людей?» 100% дали отрицательный ответ. На вопрос : «если Вы классный руководитель, то будет ли у Вас страничка Вашего класса на сайте школы» 10% ответили положительно, 90% дали отрицательный ответ. Одна из ответивших пояснила, что она будет не будет размещать ни детских фотографий, ни иной конфиденциальной информации, которая могла мы нанести вред обучающимся.

Сравнивая ответы будущих учителей с ответами действующих, можно сделать вывод, что дебютанты более подготовлены к педагогической деятельности в условиях меняющейся информационной среды. Есть все основания полагать, молодые выпускники Института детства, которые придут в этом году в начальную школу, подготовлены к тому, чтобы организовать безопасное пребывание детей в Интернете и привить им базовые навыки грамотного поведения в сети.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Богданова Д.А. Об обучении информационной и медиаграмотности в российских начальных школах Системы и средства информатики т.26. № 3. С. 189-199
  2. Богданова Д.А. Информационные технологии в Евросоюзе: формирование новых профессионалов» в журнале Системы и Средства Информатики №2-2016. С.171-180
  3. Богданова Д.А. Об управлении сетевой репутацией В сборнике: Современные информационные технологии в образовании материалы XXVIII Международной конференции 2017 С.122–124
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Богданова А.Н.
Богданова А.Н.
4 лет назад

Здравствуйте, спасибо за интересную статью на актуальную тему. Я как педагог, имеющий страницу в социальных сетях, каждый раз, выкладывая фото, задумываюсь о своем имидже. Хотелось бы задать вопрос — каково Ваше мнение по поводу истории Татьяны Кувшинниковой, учителя русского языка и литературы, которая в феврале 2019 года опубликовала в социальной сети снимки в купальнике, сделанные во время соревнований по плаванию в Красноярске. Учительница занимается спортом и состоит в Алтайской федерации закаливания и зимнего плавания «Белые медведи»?

Богданова Д.А.
Богданова Д.А.
Reply to  Богданова А.Н.
4 лет назад

Добрый день!
Спасибо за Ваш интерес к статье.
Что касается ситуации с учителем Кувшинниковой, то я, по-моему, коснулась этого случая в самой статье. По-хорошему, на страничке учителя нечего делать ни ученикам, ни родителям. Это является профилактикой буллинга, линч-мобов и иных возможных неприятностей, которым подвергаются публичные люди в социальных сетях.
Школа могла бы разместить информацию о достижении учителя на своем сайте.
С уважением,
Богданова Диана Александровна

Раиса Ануфриева
Раиса Ануфриева
4 лет назад

Здравствуйте, Диана Александровна!
Спасибо за статью! Вы рассматриваете очень актуальную тему. Считаю, что опрос , который Вы предлагали студентам , раскрывает медийный портрет учителя с разных сторон. Учителю стоит помнить, что он должен контролировать не только свои действия в сети, но и учить учеников грамотно и безопасно использовать просторы интернета.

Богданова Д.А.
Богданова Д.А.
Reply to  Раиса Ануфриева
4 лет назад

Уважаемая Раиса, большое спасибо за Ваш комментарий. Совершенно с Вами согласна.
С уважением,
Диана Александровна Богданова

Мария Александровна
Мария Александровна
4 лет назад

Добрый вечер, уважаемая Диана Александровна!
С интересом и удовольствием слежу за Вашими работами. Благодарю за эту весьма познавательную статью! Было бы здорово, если бы Ваш курс получил более широкое распространение, для начала хотя бы в рамках МПГУ!

Богданова Д.А.
Богданова Д.А.
Reply to  Мария Александровна
4 лет назад

Большое спасибо за Ваш отзыв. Я согласна с Вами, что владение основами информационной и медиаграмотности было бы полезно всем будущим учителям, как, впрочем, и нынешним.
С уважением,
Диана Александровна Богданова