ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Кашкарова Вера Анатольевна,
студент факультета математики, информатики,
физики и технологии
Омский государственный педагогический университет

Аннотация: в статье рассматриваются возможности обучения школьников программированию с использованием дистанционных технологий.

Ключевые слова: программирование, дистанционное обучение, информационные образовательные технологии, Интернет, информационные средства связи.

Активное использование человечеством современных технических средств, привело к серьезным изменениям в образовательной и информационной культуре общества, радикально изменились и подходы к образованию в подавляющем большинстве стран мира. В России информационные образовательные технологии стали интенсивно развиваться только в последние десятилетия, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что они заняли значимое место в образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения. Интернет уверенно вошел в нашу жизнь. Мы уже не представляем современное образование без компьютеров и Интернета. Трудно представить себе современного ученика школы не использующего компьютер, Интернет и информационные технологии в своей личной и школьной жизни.

Дистанционное обучение при наличии качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеры, скоростной интернет и т.д.), повышенной ответственности и самодисциплины школьников (результат обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности школьника), совершение постоянного контроля со стороны родителей, является средством осуществления доступного и качественного образования.

Информационные средства связи решают самую важную из образовательных задач: проблему расстояний, делают связь между учителем и учеником более эффективной. Вопросы улучшения качества преподавания в образовательных учреждениях нашей необъятной Родины не потеряли своей актуальности. Сегодня профессия специалиста в области информационных технологий, является одной из востребованных. И требования к ней предъявляются высокие: наличие прочных знаний, умений и навыков, которые должны быть получены и развиты уже в школе. Перед педагогом стоит задача не только дать выпускнику определенный набор знаний, а подготовить старшеклассника, владеющего умением самостоятельно решать стоящие перед ним проблемные вопросы, владеющего способностью брать на себя ответственность за личное благополучие и общества в целом. Для подготовки ответственной, самостоятельной и активной личности, владеющей основными компетентностями необходимо создавать благоприятные условия. Одной из основных компетентностей принято считать умение создавать и реализовывать личностную программу своей деятельности. Данные умения у школьников непосредственно формируются в процессе деятельности на уроках информатики при выполнении разноуровневых упражнений и задач, имеющих непосредственное отношение к изучению темы «Алгоритмизация и программирование» [3]. Из чего следует, что при подготовке специалиста в области информационных технологий особое внимание необходимо уделять уже со школы, в обучении информатике вопросу системы обучения программированию.

Актуальность вопроса обучения алгоритмизации и программированию заключается в том, что использование возможностей дистанционного обучения подтверждено необходимостью создания эффективного учебного процесса, который способствует повышению качества образования за счет увеличения количества часов качественно организованного самостоятельного обучения. Цель обучения программированию – освоение способов, алгоритмов и методов программирования посредством решения соответствующих теме задач, развитие навыков алгоритмического мышления школьников [2]. Дистанционное обучение делает образовательный процесс творческим и индивидуальным, дает новые возможности для творческого самовыражения учащегося, формирует темп изучения материала (работа по индивидуальной программе, согласованной с общей предметной программой образовательного учреждения с повышенным уровнем обучения при необходимости). Активно способствует повышению уровня образования старшеклассников основам алгоритмизации и программированию и позволяет успешно решать олимпиадные задания, принимать участие в конкурсах различного уровня и успешно сдать Единый государственный экзамен по информатике и ИКТ.

На данном этапе времени потребность в дистанционной форме обучения постоянно растёт. Это вполне объяснимо тем, что она достаточно удобна и доступна, имеет широкую вариативность и дифференциацию при выборе содержания и форм получения необходимого образования. У учителя появилась возможность оперативно реагировать на запросы школьника, использовать в процессе обучения гибкую, индивидуальную методику, использовать в работе дополнительные, ориентированные на выпускника блоки программного материала. Успешно использовать в своей работе дистанционное обучение учителям информатики логичнее и проще, по той простой причине, что они владеют соответствующими информационными технологиями, способные не только применять готовые возможности, но и разрабатывать программные курсы. Нельзя не отметить, что количество часов учебного плана, отводимое на изучение информатики в образовательном учреждении сокращается. По ФГОС изучение информатики начинается только с седьмого класса, один час в неделю. Исключением является девятый класс, в котором количество часов, отводимое на предмет, увеличено до двух часов [1]. Именно поэтому дистанционное обучение позволяет значительно увеличить это время для заинтересованных в получении прочных знаний по данному предмету школьников.

Для дистанционного обучения в образовательном учреждении можно активно применять следующие возможности Интернета: электронную почту, сетевые образовательные ресурсы, личный сайт преподавателя, формы для контроля и обратной связи с учащимися, облачные технологии.

Учителя новаторы активно разрабатывают и эффективно применяют в педагогической деятельности дистанционные курсы на платформе Moodle, которые используют для самостоятельного изучения учащимися графических операторов языка программирования Pascal и последующего контроля. Такие курсы размещены на образовательных сайтах, имеют свободный доступ. Для прохождения данного программного курса школьнику достаточно получить пароль и логин. Результаты итоговых тестов можно найти в соответствующем разделе. Во всех представленных программных курсах есть справочные материалы, лекции сопровождающиеся презентациями на заданную тему, творческие задачи и упражнения, кроссворды, позволяющие школьникам закрепить пройденный материал. Пробный итоговый тест поможет учащимся самостоятельно оценить приобретённые знания и понять, готовы ли они перейти к итоговому тесту или стоит вернуться к теоретическим материалам и повторить какие-то операторы.

Творчески работающие учителя используют в работе всевозможные информационные ресурсы, создают блог, который содержит теоретическую и практическую составляющие. Для его прохождения регистрация не требуется, свои работы школьники отправляют учителю на e-mail. В блоге таких учителей есть весь необходимый инструментарий, успешно используются тематические презентации, задания и упражнения в LearningApps, видеоуроки по работе в  программе  Pascal ABC. Такие блоги обычно разрабатываются для одного учебно-методического комплекса, например УМК Макаровой Н.В., но не теряют своей актуальности для УМК Босовой Л.Л. или Угринович Н.Д. Неоценима роль дистанционного обучения в целях самообразования самого учителя. Требования к учителю всегда остаются высокими и вынуждают педагога систематически заниматься самообразованием. В настоящее время существует большое количество дистанционных программных курсов, как на платной, так и бесплатной основе. Обучение на профессиональных курсах даёт учителю возможность пройти обучение в благоприятном для педагога темпе, в удобное время, вооружая учителя необходимой на данный момент времени информацией. Вне всяких сомнений дистанционное обучение должно дополнять традиционные формы обучения учащихся школы, особенно старшеклассников. Дистанционное образование предоставляет широкие возможности решить психологические проблемы школьников, снять пространственные ограничения, разрешить сложности, связанные с удалённостью от специализированных обучающих организаций, помогает учиться детям с ограниченными возможностями здоровья, расширяет коммуникативный мир школьников и учителей.

Таким образом, я считаю, что дистанционные формы обучения учащихся школы ни в коем случае не должны подменять очную форму образования. Личный контакт школьника и педагога необходимое условие успешного образования. Всё выше сказанное способствует формированию единого образовательного пространства дистанционного обучения в будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аркадьев А. Г., Днепров Э. Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. — М.: Дрофа, 2012.
  2. Лапчик М. П. Теория и методика обучения информатике: учеб.для пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. 624 с.
  3. 3. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб.пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2015. 271 с.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
В.С. Сарьян
В.С. Сарьян
4 лет назад

Вера Анатольевна, статья будет полезна преподавателям не только информатики, но и других предметных областей. Хотелось бы подробнее узнать о Вашем опыте дистанционного обучения, алгоритм организации дистанционной работы, условия для организации дистанционных домашних заданий, примерные формы организации домашней
работы учащихся.

Вера Анатольевна
Вера Анатольевна
Reply to  В.С. Сарьян
4 лет назад

Здравствуйте. На данный момент у меня в рразработке находится дистанционный курс на образовательном портале «Школа», который называется «Pascal может быть интересным! «. Участники курса будут учиться программировать игры, тем самым повышая интерес к программированию. Задания предполагают либо самостоятельное написание программ, либо исправление ошибок в готовом коде программы. Имеются задания из сервиса learning apps, а также творческое задание на придумывание игры и написание ее кода.
Спасибо за комментарий

Анастасия М.
Анастасия М.
4 лет назад

Здравствуйте, Вера! Согласна с Вами, что дистанционные курсы по программированию позволяют улучшить знания школьников в данной области. Хотелось бы узнать, на какой возраст будет рассчитан разрабатываемый Вами курс?

Вера Анатольевна
Вера Анатольевна
Reply to  Анастасия М.
4 лет назад

Здравствуйте, курс расчитан для учащихся 10-11 классов.