ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Антонова Наталья Владимировна,
Беляева Елизавета Дмитриевна,
магистранты,
Российский государственный
социальный университет

Аннотация: Статья посвящена исследованию ключевых направлений развития школьной информатики в зарубежных странах. Отмечена особая роль формирования информационной компетентности как одной из наиболее важных задач преподавания школьной информатики. Автором рассмотрены современные подходы и решения проблемных вопросов предоставления учебной информации в рамках курса информатики в развитых странах. Выделены перспективные тенденции развития школьной информатики на основании анализа опыта зарубежных стран в исследуемой сфере.
Ключевые слова: информатика, школа, программа, курс, тенденция, метод.
 
Одной из главных целей информатизации общеобразовательных учебных заведений является формирование информационной культуры учащихся, которая становится сегодня неотъемлемой составляющей общей культуры каждого человека и общества в целом. На современном этапе информатизации образования учебный предмет «Информатика» является одной из важных составляющих формирования информационной компетенции учащихся, поэтому предмет «Информатика» как самостоятельная общеобразовательная дисциплина в современной школе должна соответствовать текущему состоянию и тенденциям развития информатики как науки в мировом сообществе. В связи с указанным, актуальность приобретает обзор существующих тенденций развития школьной информатики в зарубежных странах.
 
Среди исследователей, которые посвятили свои наработки освещению сущности и структуры информатики как школьной дисциплины в России и других странах, в рамках данной работы стоит выделить таких, как: Босова Л.Л., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Диков А.В., Садулаева Б.С., Мурадова П.Р., Сейдаметова С., Бекирова Э.А., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Вейгенд М., Кувалдина Т.А., Патру М. [1-15].Информатика – это динамичная наука, которая быстро развивается. За время изучения информатики в школе ее содержание и цели постоянно меняются в зависимости от потребностей общества и взглядов ученых на место информатики в школьной программе. Анализ истории развития курса информатики целостно освещен в отечественной литературе [2, с. 115].Цель этой статьи заключается в анализе основ преподавания информатики в школах стран зарубежья, а также поиск тенденций ее развития в России.
 
Стоит отметить, что перманентно главной задачей модернизации образования является достижение нового качества образования, в рамках компетентностного подхода. В документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые желательно рассматривать всеми как желаемый результат образования. Перечень ключевых образовательных компетенций, которые в зарубежных странах являются необходимыми в преподавании курса информатики, представляется следующими составляющими: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенция самосовершенствования личности [14].
 

Независимо от авторов и способов классификации информационная компетентность всегда выдвигается как одна из самых важных. Понятие «информационная компетентность» определяется как интеграционное качество личности, что является результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяет производить, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [13]. Учитывая выше сказанное, можно утверждать, что информационная компетенция является обязательной составляющей образовательной компетенции, которая, в свою очередь, является необходимым для современного специалиста любой отрасли, поскольку способность к самосовершенствованию, к обучению на протяжении жизни является обязательным атрибутом человека информационного общества.

В подготовке учащихся по информатике существует много аспектов. Первый аспект — это мотивационный. Надо уметь заинтересовать ученика, пробудить у него интерес к информатике в целом и программированию в частности. Второй — это научный и научно-методический аспект. Необходимо ознакомить учащихся с современными теориями и технологиями в области программирования [1, с. 6-7]. Опыт реализации программ обучения информатике в различных странах и международных стандартах позволяет выделить следующие научные направления, необходимые для успешного освоения предмета — как, например, сложные структуры данных и алгоритмы, среди них декартово дерево, персистентные множества, хеширования, центровая декомпозиция, неявное и персистентное дерево отрезков, динамическое программирование, факторизация и т.д.

В Китае в курсе школьной информатики реализован блочно-модульный метод обучения, который позволяет отдельному субъекту образования создавать свои программы подготовки по предмету, соответствующие единой государственной стратегии образования. Также в школах страны одной из сопутствующих задач процесса обучения информатике является учет ключевых направлений развития информационных технологий и соответствующее использование в учебном процессе современного программного обеспечения. Целью изучения школьной информатики в Китае, в первую очередь, является практическая направленность полученных учениками знаний. Особой тенденцией, отличающей программы образования по информатики в данной стране, является изучение робототехники, которая широко развита в стране как наука и направление хозяйственной деятельности. Практическая направленность программ по информатике позволяет по окончании школьного курса выбрать ученику дальнейшую ветвь обучения, имея знания начального уровня программирования и робототехники [3, с. 119].

В Словакии, при обучении школьной информатике, рассматривают такие вопросы, как альтернативные машины Тьюринга. В отличие от других стран, в учебном курсе рассматриваются задачи теоретического плана, которые выходят за рамки обычных задач, класс которых ограничен возможностями компьютерной техники [4, с. 139].

В Канаде с целью полноценного развития творчества у учащихся рассматривают так называемые открытые задачи в курсе школьной информатики [5, с. 57]. Их рассмотрение не только способствует повышению интереса к информатике, но интересно и в научном аспекте.

Значительной является проблема составления интересных и наукоемких задач в рамках школьного курса. Наиболее привлекательным в этом плане представляется опыт Польши [8, с. 119]. В данной стране сформированы следующие требования к составлению задач, среди которых важнейшими являются:

  • формулировка задач: задача должна быть понятной, всеобъемлющей и не иметь длинное условие;
  • для решения задачи должно быть несколько путей, различных по сложности и исследовать эту разницу в различных решениях можно путем тестирования;
  • анализ задачи позволяет выявить широкий спектр решений, отвечающих всем нюансам задачи, которые могут быть решены с использованием различных языков программирования;
  • для примеров к задаче, при необходимости, должна прилагаться программа проверки.

Также в изучении тенденций развития школьной информатики в зарубежных странах важным представляется организационный аспект. Правильная организация учебной программы по информатике, всего комплекса мероприятий по подготовке к ее овладению может существенно повысить результаты учащихся. Важное место в подготовке занимают именно внеклассные мероприятия. Во многих странах мира проводят летние и зимние школы по информатике [7, с. 121].

Так в Хорватии в июле и августе проводят летние лагеря по информатике на берегу моря. В Болгарии нет ни стандартного, ни профильного образования в области информатики, достаточного, чтобы подготовить ученика к овладению программированием. Такая подготовка проходит во внешкольных учреждениях, так называемых ИТ-школах. Известны ИТ-школы во многих городах страны [11, с. 503].

Важной составляющей успешного обучения информатике является тестовая система. В некоторых странах такие системы являются очень действенным методом, например американская система USACO. Разрабатываются такие системы и в других странах. Например, в Чехии разработана тестирующая система МО [9, с. 7].

Проблематичным аспектом в последнее время в зарубежных странах является преподавание курса информатики в младшей школе. Данный аспект обусловлен тем, что детям младшего школьного возраста необходимо доступно объяснять достаточно сложные задачи курса [6, с. 28].

Интересен опыт использования компьютеров в школе болгарских педагогов. Так, болгарский педагог Стефан Стефанов создал сайт http://stefanov.ict4kids.org, на котором предоставляет полезные рекомендации учителям школы, каким образом наиболее уместно начать внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, а также методические рекомендации по применению ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) через интегрированный подход включения в процесс освоения информатики знаний различных предметов в школе [13]. Предлагается вводить учеников первых классов в работу с компьютерными технологиями через макеты, имитирующие их, например, использование макета самодельного калькулятора настраивает учеников на использование техники в решении математических задач. Этот метод подачи материала дает возможность направить учащихся на применение компьютерных технологий не в игровых, а в учебных целях.

В рамках школьного курса по информатике в США Сеймур Пайперт и его сотрудники разработали очень простой для освоения школьниками язык программирования Лого. На его основе был создан цикл программ — Лого миры. Эти программы позволяют создавать музыку и мультипликационные фильмы, составлять маленькие рассказы, сказки или стихи, перемещаться вместе с «роботом-черепашкой», чертить различные геометрические фигуры или двигаться по заранее определенному маршруту. При этом, чтобы «правильно» управлять «черепашкой», ребенок должен разобраться в правилах ее движения, а для составления сказки, необходимо исследовать правила построения предложений и т.д. Создавая программы для компьютера, «обучая» его речи, рисованию, созданию мультфильма, ребенок моделирует реальную деятельность и структурирует свои мысли, пространство, время [10, с. 36].

Количество сторонников Лого-миров во всем мире растет с каждым годом. Широкое применение они получили и в школах России.

В большинстве стран создана разветвленная система разработки и реализации развивающих и обучающих программ для дошкольников и младших школьников. Именно эти программы могут быть альтернативой бездумным играм с агрессивным бессмысленным содержанием и стать базой для успешного усвоения школьной программы информатики. Среди примеров учебных и развивающих программ, которые используются в разных странах (США, Англия) непосредственно в курсе школьной информатики:

Jr. Doctor Game — компьютерная игра, некий аналог ролевой игры в больницу. Дети в роли доктора помогают героям известных сказок выздороветь и одержать победу над вредными бактериями.

MyABCD — комплекс программ для изучения букв английского алфавита, цифр и арифметических действий в пределах двух десятков, а также музыкальных инструментов.

Creative painter Game — игра для изучения живописи и овладения начальными навыками рисования.

Gagarin — детская компьютерная игра, развивает логику фантазию, позволяет ознакомить с элементарными понятиями астрономии.

Учебные планы классов Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии и других развитых стран ориентированы на непосредственное использование компьютеров в учебном процессе и вне уроков информатики. Как правило, каждая классная комната оборудована несколькими компьютерами, которые подключены к сети Интернет. Ученики еще до начала обучения в школе получают начальные навыки работы с компьютером [15].

Аспекты, определяющие роль компьютерных технологий и пропедевтику основных понятий информатики образовательных учреждений Соединенных Штатов Америки подобны позициям образовательных учреждений Канады. Учебный план 1-8 классов провинции Онтарио (Канада) содержит целый ряд ссылок на необходимость овладения компьютерными технологиями уже с первого класса. Компьютеры могут эффективно использоваться для создания эскизов, алгоритмов, планов-рисунков, которые помогают эффективно осуществлять аналитико-синтетические операции [13].

Учебные программы информатики в школах Германии и Австрии имеют дискуссионный характер как среди представителей системы образования этих стран, профессорско-преподавательского состава вузов, готовящих будущих учителей, так и среди учителей-практиков. Однако на общефедеральном уровне Германии и Австрии и средствами массовой информации этих стран провозглашен лозунг: «Das Ende der Kreidezeit naht» (Время мела подходит к концу). Именно компьютерные технологии, а, следовательно, знания по информатике также, провозглашены основным средством внедрения мультимедийной составляющей учебного процесса [12].

В подходах преподавания информатики школ Финляндии особое внимание направлено на ликвидацию компьютерной безграмотности, в особенности среди учителей. Для них в школах организованы бесплатные курсы обучения работы на компьютере. Это принесло положительные результаты, и уже сейчас финские школьники занимают одно из первых мест в мире по использованию Интернета при подготовке домашних заданий [14].

Достижение компьютерной грамотности населения является приоритетным аспектом многих стран. Перспективным является обеспечение современным полноценным курсом информатики. В разных странах информационно-коммуникационные технологии находятся на разных стадиях развития, поэтому каждая страна выбирает свой путь обеспечения доступа школьников к ним.

В Бразилии компьютеры и информатика были введены во все государственные начальные школы в рамках реализации государственной программы по информатизации образования. При реализации образовательных проектов, направленных на модернизацию программ по школьной информатике, выдвигаются различные задачи: от необходимости выработать у учащихся базовые навыки в таких областях как электронная обработка информации, работа с базами данных и т.д., к совершенствованию учебного процесса в целом, обеспечение учащихся новыми способами получения учебной информации, расширение возможности общения с учениками других школ, дабы совместно с ними реализовывать учебные проекты.

Вывод. Анализ опыта различных стран мира показал, что существует четыре основные тенденции развития курса информатики в школе:

  • модель продуцирования у учащихся информационной культуры с использованием компьютерных логических игр, формирование летних лагерей с обучением информатике в них, создание внешкольных кружков, учреждений, которые разрабатывают и реализуют программы и методологии обучения информатике детей разного возраста и с разным базовым уровнем знаний по предмету;
  • использование интеграционной модели, где задействуются разнообразные знания иных предметов в ходе обучения информатики, что упрощает подачу информации, базирующиеся на имеющемся опыте учащихся (межпредметные связи);
  • безкомпьютерная программа формирования информационной культуры, которая посредством проектного метода и использования макетов разнообразной техники упрощает усвоение первичных знаний по предмету в самом начале преподнесения курса информатики;
  • использование внешних ресурсов как помощь педагогам в преподнесении информации – это могут быть сайты широко известных в стране специалистов, система обучения которых признана объективно эффективной;
  • разделение направлений и целей программ обучения информатике для детей начальной, средней и старшей школы, которые учитывают определенные особенности развития ребенка каждой возрастной категории.

Преподавание информатики в школьных курсах развитых стран ориентировано на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, направлено на формирование гибкости и критичности мышления. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предусматривает наблюдение, анализ, обобщение, выявление различных закономерностей, установление соответствий между предметами, вербальными, схематическими и символическими моделями.

Цель информатизации обучения и содержание учебной деятельности по информатике в школе должны быть интегрированы как на уроках естественно-математических, так и гуманитарных дисциплин. Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта, однократного пересмотра программы курса обучения. Наоборот, это длительный процесс. Он включает совокупность общих целей не только информатизации, но и активной динамичной компьютеризации учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей меняется в зависимости от школы, от школьных предметов, от учителя, от одного года обучения к другому. Также важно отметить, что все эти вариации должны происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику ежегодно пополнять свои знания не только по информатике, но и по всем учебным дисциплинам, а также формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретенного опыта на уроках школьной и внешкольной информатики.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л. Как учат программированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе // Информатика в школе. 2018. № 6 (139). С. 3-11
  2. Босова Л.Л. Школьная информатика — дисциплина информационного общества // Ученые записки ИИО РАО. 2008. № 28. С. 111-120
  3. Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны // Наука и школа. 2016. № 1. С. 112-120.
  4. Босова Л.Л. Школьная информатика в России и в мире // Информатизация образования и науки. 2018. № 3 (39). С. 134-145.
  5. Гриншкун В.В., Левченко И.В. Школьная информатика в контексте фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 1. С. 55-64.
  6. Диков А.В. Школьная информатика: этапы развития и осмысление новой роли // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 26-29.
  7. Садулаева Б.С., Мурадова П.Р. Методические особенности работы с текстовой информацией в школьном курсе «информатика и икт» // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2017. Т. 13. № 1 (17). С. 109-128.
  8. Сейдаметова С., Бекирова Э.А. Связи школьной информатики с дисциплинами специальности «прикладная информатика» // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2017. № 3 (17). С. 116-122.
  9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Школьная информатика на новом этапе // Информатика и образование. 2010. № 10. С. 3-10.
  10. Хеннер Е.К. Базовое школьное образование по информатике // Информатика и образование. 2018. № 1 (290). С. 34-37.
  11. Хеннер Е.К. Сопоставительный анализ целей изучения информатики в общем образовании // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 2. С. 500-507.
  12. Вейгенд М. Обучение информатике в Германии: тенденции и проблемы // Стандарты и концепции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ipo.spb.ru/journal/content/1451/ Обучение%20информатике%20в%20Германии%20–%20%20тенденции%20%20и%20%20проблемы.pdf (Дата обращения: 21.03.19)
  13. Кувалдина Т.А. Изучение зарубежного опыта школьной информатики со студентами — будущими учителями // МПГУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.scienceland.ru/2018/04/23 /изучение-зарубежного-опыта-школьной/ (Дата обращения: 21.03.19)
  14. Патру М. Международный опыт информатизации // Экономика. Социология. Менеджмент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032776/21patru.pdf (Дата обращения: 21.03.19)
  15. Хеннер Е.К. Школьная информатика: зарубежный опыт // Сибирские педагогические чтения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/38596634-Shkolnaya-informatika-zarubezhnyy-opyt.html (Дата обращения: 21.03.19)
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемая Наталья Владимировна и Елизавета Дмитриевна! Это хорошо, что вы заинтересовались такой темой, как тенденции развития школьной информатики в разных странах. Судя по всему, вы изучили много материалов. К сожалению, пока что вам не удалось в соответствующей форме представить результаты проведенного исследования. Есть и достаточно небрежно оформленные фрагменты текста. Например, вы пишете, что «В Словакии, при обучении школьной информатике, рассматривают такие вопросы, как альтернативные машины Тьюринга. В отличие от других стран, в учебном курсе рассматриваются задачи теоретического плана, которые выходят за рамки обычных задач, класс которых ограничен возможностями компьютерной техники [4, с. 139]». Здесь вы ссылаетесь на мою статью —… Read more »

Елизавета
Елизавета

Уважаемая Людмила Леонидовна! Благодарим Вас за комментарии к нашей работе. Для нас очень важны Ваши замечания, мы обязательно прислушаемся к ним и проработаем материал с научным руководителем. Спасибо!

Салахова А.А.
Салахова А.А.

Уважаемые Наталья Владимировна и Елизавета Дмитриевна! Благодарю за информативную и интересную статью. При прочтении возникло несколько вопросов. 1. Вы говорите об информационной компетенции, о которой указано в докладе ЮНЕСКО. Когда же начинается её формирование — в средней школе или, всё-таки, в начальной? Отсюда возникает ещё один вопрос: формирование и развитие происходит исключительно на уроках информатики или же в рамках разных (и не всегда даже STEM) дисциплин? 2. Вы пишите об особенностях преподавания в Китае. Как вы относитесь и включаете ли в предметную область информатики подготовленный к этому учебному году предмет «Основы искусственного интеллекта» в виде знакомства и обзора возможностей применения… Read more »

Елизавета
Елизавета

Уважаемая Салахова А.А., спасибо за Ваш комментарий. Ваш вопрос о курсе «Основы искусственного интеллекта», разработанном для китайской начальной школы показался очень интересным. Т. к. особой тенденцией программы образования по информатики в данной стране является изучение робототехники, то знакомство в начальной школе и обзор возможностей применения искусственного интеллекта является необходимым предметом для развития обучающихся. К вопросу об информационной компетентности: «понятие информационной компетентности определяется качеством определяется как интеграционное качество личности, что является результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяет производить, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.» В связи с… Read more »

Богданова А.Н.
Богданова А.Н.

Познавательная статья, спасибо. Хотелось бы узнать, считаете ли Вы, что указанный факт, что финские школьники занимают одно из первых мест в мире по использованию Интернет при подготовке домашних заданий является положительным моментом и подтверждением наличия у них компьютерной грамотности? Утверждение , на мой взгляд, является спорным ввиду указанной выше компьютерной неграмотности финских учителей, которая, в свою очередь, может привести к невозможности адекватно проверить выполненные школьниками домашние задания на плагиат. На мой взгляд, вопросы ликвидации компьютерной безграмотности в современном обществе, безусловно, являются очень актуальными. Однако результатом должно стать не просто знакомство с информационными технологиями (в вашем примере технология поиск в сети… Read more »

Елизавета
Елизавета

Уважаемая Богданова А.Н, благодарим за Ваш комментарий.
Не можем не согласиться с Вашим высказыванием о том, что результатом ликвидации компьютерной безграмотности должно быть не только знакомство, но и углубленное изучение информатики и применение информационных технологий. В статье мы приводим факт о том, что финские школьники занимают одно из первых мест по использованию Интернет при подготовке домашних заданий, как один из положительных результатов работы на ликвидацией компьютерной безграмотности в стране.
Спасибо за уделенное время.