РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ АРХИВ-ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ПЛОЩАДЬ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ АРХИВ-ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ПЛОЩАДЬ»

Щетнева Валерия Александровна,
студентка 5 курса,
Эйрих Надежда Владимировна,
кандидат физико-математических наук, доцент,
Приамурский государственный университет
имени Шолом-Алейхема, г.Биробиджан

Аннотация: Статья посвящена одному из современных методов обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями – дидактическим играм. Описаны этапы разработки архив-игры по теме «Площадь» с использованием компьютерной презентации и онлайн-графического редактора. Авторы рекомендуют активнее использовать подобную форму работы на уроках геометрии в 8-9-х классах.

Ключевые слова: игра-архив, математика, дидактическая игра, познавательный интерес.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые напрямую зависят от разнообразных методов и приемов обучения, используемых педагогами. Современная система образования отказывается от традиционных методов обучения и постоянно ищет новые формы работы, которые вызывают у учащихся интерес к обучению, и способствуют повышению результатов освоения образовательных программ.

Математике в образовании отводится особая роль. «Царица наук» не только способствует формированию мышления человека, с ее помощью он постигает устройство современного мира.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная деятельность. Педагогу надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев [3,4,10].

В подростковом возрасте необходимо применять  разные формы работы на уроках математики, так как именно в этом возрасте определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса [3].

Существует широкий спектр информационных технологий, которые можно применять при создании дидактических игр для уроков математики. Одним из средств ИКТ, наиболее часто использующимся в дидактических целях, являются компьютерные презентации. Возможности программ данного класса очень широки и позволяют создавать очень интересные интерактивные средства обучения. Так же существуют онлайн-платформы для создания игр. Примером одной из таких платформ является LearningApps.org – приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей [2,7,9].

Современные педагоги стараются использовать информационные технологии на уроках математики, делятся с коллегами личными находками и методическими разработками. Так, например, разработка интегрированного урока по теме «Квадрат суммы», с использованием интерактивной презентации и редактора  Paint предложена в статье [8]. При создании интегрированного урока авторы объединили тему «Графическая информация и компьютер», согласно планированию по информатике в 7-м классе по программе Семакина И.Г. и тему по математике «Квадрат суммы». Разработка игры «Пятнашки» на языке JavaScript, которую можно использовать во внеурочной  работе по  математике, описана в статье [5] . План урока математики для 8-го класса, на котором учитель осуществляет повторение и контроль знаний учащихся по разделу «Площадь» в форме игры «Сто к одному» приведен в статье [6]. Автор описывает, как происходит стимулирование познавательного интереса учащихся к изучению предмета «Математика» с помощью системно-деятельностного подхода.

Обзор научных исследований показывает, что проблема применения дидактических игр на уроках математики рассмотрена достаточно глубоко. Тем не менее, методические аспекты создания игр с помощью информационных технологий  на уроках математики освещены точечно.

В связи с этим, была определена цель исследования: разработка архив-игры для урока по теме: «Площадь» на основе информационных технологий.

Задачи исследования:

  • Раскрыть методические аспекты обучения математике в условиях ФГОС.
  • Проанализировать существующий опыт по созданию и применению дидактических игр для уроков математики.
  • Разработать дидактическую архив-игру для урока математики.

В 8-м классе значительное внимание уделяется изучению темы «Площадь». Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики. Каждому выпускнику предстоит сдать ОГЭ и ЕГЭ, при выполнении заданиях которых нужно знать и уметь применять формулы нахождения площадей разных фигур. Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необходимы так же для их дальнейшей профессиональной подготовки и будущей трудовой деятельности.

Раздел «Площадь» достаточно объемный, поэтому необходимо уделить отдельное внимание систематизации и обобщению знаний при изучении данной темы. Для этого нами был разработан урок в форме архив-игры. Правила игры состоят в следующем: ученику необходимо выполнить девять заданий. Для того чтобы открыть следующее задание ученику необходимо ввести пароль. Паролем является ответ на предыдущее задание.

Создание игры происходило в несколько этапов:

  1. Создание заданий. Нами были отобраны задания по теме «Площадь», которые встречаются в учебнике по геометрии для 7-9-х классов [1] и в ОГЭ. Примеры заданий теоретического и практического характера приведены на рисунке 1.

 Рисунок 1. Теоретические и практические задания

  1. Создание файлов jpg. Подобрав подходящий фон, мы создали демонстрационные картинки с правилами игры и заданиями, воспользовавшись онлайн-графическим редактором http://editor.0lik.ru/. Данный редактор, обладает огромным количеством полезных возможностей, почти полностью дублирующихся из оригинальной версии Adobe Photoshop. Онлайн приложение позволяет работать с изображениями любого типа и манипулировать с ними, используя навыки редактирования, монтажа и обработки изображений. Онлайн-редактор на русском языке, поэтому прост в использовании и доступен всем пользователем интернета (рис.2).

Рисунок 2. Создание файлов в графическом редакторе

  1. Вставка заданий в архив-игру. Созданные задания были помещены в архив разрешения Rar, для этого при копировании в архив необходимо соблюдать порядок и очередность файлов. Файлы по одному добавляются в архив и устанавливаются пароли к ним. Пароль может состоять из цифр, знаков препинания кириллицы и латиницы, что дает возможность использовать разного плана задания. Для установки пароля копируется файл и в окне «Имя и параметры архива» выбирается кнопка «Установить пароль» (рис.3).

Рисунок 3. Установка паролей

Школьнику для того, чтобы получить отметку «отлично», необходимо выполнить все задания и записать их решение в тетрадь. Если в тетради будут записаны только ответы, то отметка будет снижена. Если ученик выполнил все задания, но неверно записал решение, отметка также снижается.

Созданная архив-игра по теме «Площадь» была проведена в Лицее Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема и вызвала большой интерес и азарт у учащихся.

Таким образом, уроки с применением дидактических игр должны войти в арсенал педагогических средств учителя, так как они вызывают интерес современного школьника к учебной деятельности.

Практическая значимость таких разработок состоит в том, что по приведенной схеме можно разработать и провести урок-игру по любому предмету и для любой возрастной группы.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б, Позняк Э.Г, Юдина И.И. Геометрия 7-9 классы. – М.: Просвящение, 2010.−384 с.
  2. Еровлев П.А., Семченко Р.В., Эйрих Н.В. Создание интерактивных приложений по теме «Предел последовательности» с помощью Веб-сервиса LearningApps.org // Постулат. — 2017. — № 12 (7 страниц) URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/950/976
  3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
  4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 2006.-47 с.
  5. Плеханова Н.Е., Сизинцева А.А., Лучаниной Д.В. Создание логической игры «Пятнашки» с помощью Java Script // Постулат. 2018. №  С. 31.
  6. Мисюля О.Л. Урок-игра «Сто к одному» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 44-46.
  7. Семченко Р.В., Еровлев П.А., Эйрих Н.В. Активизация учебной деятельности с помощью сервиса LearningApps.org на примере темы «Интегрирование» // Постулат. — 2018. — № 6 (7 страниц) URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1670/1704
  8. Сизинцева А.А., Одоевцева И.Г. Интегрированный урок математики и информатики по теме «Квадрат суммы» // Постулат. 2017. № 12 (14). С. 31.
  9. Ушаков В.С., Келлер Д.С., Эйрих Н.В. Создание интерактивных приложений по теме «Вычисление производных» с помощью Веб-сервиса LearningApps.org // Постулат. — 2017. — № 12 (7 страниц) URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/970/996
  10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2005. 352 с.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
М.В. Егупова
М.В. Егупова

Уважаемая Валерия Александровна! Спасибо за полезную статью и подробное описание технологии создания игры! Есть ли планы создания подобных игр по другим темам?

Валерия
Валерия

Здравствуйте, спасибо за вопрос! Мы на протяжении 5 лет изучаем дидактические игры и разрабатываем их, используя информационных технологий. В основном игры создавали в Microsoft PowerPoint, например «Своя игра» по теме «Площадь» http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/628/649
Так же мы имеем разработки игр в платформе LearningApps.org – приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1698/1732
И сейчас разрабатываем игру- викторину в образовательном сервисе Learnis. ru – это электронный набор инструментов для эффективного обучения на основе игровых методов.

Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна

Уважаемые коллеги, что вы подразумеваете под понятием «Архив-игра» и чем она отличается от дидактической игры? Успехов!

Валерия
Валерия

Здравствуйте,Людмила Ивановна! Спасибо за вопрос. Мы подразумеваем, что «Архив-игра» это разновидность дидактических игр.

А.Б. Дрозник
А.Б. Дрозник

Правильно я понимаю, что компьютер в данном случае используется исключительно как инструмент, на котором отображается материал, и в котором каждое следующее задание появляется, только после получения правильно ответа на предыдущее? Интерактива не подразумевается?
Разработан один урок с 9-ю заданиями? Или есть еще что-то?

Валерия
Валерия

Здравствуйте! Спасибо за вопрос. Мы имеем опыт реализации игры на уроке математики. Мы проводили игру для класса (15 человек) в Лицее ПГУ имени Шолом-Алейхема. Игра состоит из теоретических(теоремы,доказательство, свойства) и практических (задачи из учебника по геометрии и ОГЭ)заданий, рассчитанных на 45 минут. Что бы открыть следующее задание, необходимо ввести пароль(ответ на предыдущее задание), только после верно введенного пароля откроется задание. Данную форму работы можно использовать в качестве домашнего задания, разместив на портале Дневник.ру