ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНФОРМАТИКЕ И НЕКОТОРЫЕ ОШИБКИ ПРИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНФОРМАТИКЕ И НЕКОТОРЫЕ ОШИБКИ ПРИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Мовсесян Светлана Рафаэлевна,
студент, Института математики
и информатики МПГУ

Аннотация: Статья посвящена наиболее распространенным ошибкам, которые возникают в процессе организации проектной деятельности по информатике. Приведены примеры возникновения ошибок в процессе применения проектного метода в школе. Предложены рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: проектная деятельность, ошибки, информатика.

Современные технологии, сделавшие общедоступными практически  неограниченные массивы информации, не только расширили возможности познания, но и самым радикальным образом повлияли на социальный заказ системе образования, поставив  перед образовательными организациями задачу формирования личности, принимающей социальные нормы, ценности и правила  поведения в стремительно меняющемся мире, обладающей способностью критически оценивать информацию, умениями самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения, контролировать и оценивать свои результаты, готовой жить в высокотехнологичной информационной среде, способной к мобильности, саморазвитию и самосовершенствованию. Произошедшая в связи с существенными изменениями в сфере научных знаний и прикладных областей деятельности смена технологического уклада (цифровизация) в экономике, привела к необходимости активного формирования более широкого слоя инженерно-технической элиты современного общества, обладающей мышлением соответствующего типа (вычислительным, компьютерным, алгоритмическим), а также целостной системой универсальных учебных действий (УУД) – совокупностью способов действий учащегося, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни (Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.).

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные  с методическими аспектами формирования и развития универсальных учебных действий на уроках информатики. В научных исследованиях Е.С. Полат, К.Н. Поливановой, А.И. Савенкова А.В. Леонтовича, В.В. Пазынина, А.С. Саввичева и др. анализируются возможности проектной деятельности в формировании современных образовательных результатов; установлено, что данный метод способствует формированию таких умений как: проектирование, проблематизация, составление плана работы, разбиение на группы и распределение ролей в группе, определение необходимых для выполнения плана материалов, представление полученного результата, оценивание собственной деятельности. Проектная деятельность создает условия для применения предметных знаний на практике; ее организация способствует индивидуальному и коллективному творчеству школьников, их профессиональной ориентации.

Для достижения желаемых результатов необходимо, опираясь на опыт коллег и научную литературу, грамотно организовать проектную деятельность в школе. Рассмотрим основные ошибки, снижающие эффективность внедрения проектной деятельности в образовательный процесс.

  1. Ошибочное толкование педагогами сущности понятия и содержания проектной деятельности.

Становление проектной деятельности, как одной из наиболее эффективных методик обучения, встречающейся в настоящее время повсеместно, уходит корнями в далекое прошлое. Ее предпосылки возникли еще в V веке до н.э.  (майевтика Сократа). В эпоху Возрождения Т. Мор и вдохновленные им Т. Кампанелла и М. Монтень подчеркивали необходимость сочетания умственного образования с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, которое достигалось в процессе трудовой деятельности. Позднее в своем романе-трактате “Эмиль, или О воспитании” Ж. Руссо подчеркивал,  что обучение ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если оно наглядно и закрепляется эмпирическим путем. В конце XIX – начале XX века в трудах Д. Дьюи и его ученика У. Килпатрика сформировался метод проектов. В начале  XX века С.Т. Шацкий работал над внедрением проектной деятельности в процесс обучения в советских школах.

Проектная деятельность заключена на стыке двух гуманитарных наук — педагогической и психологической, и представляет из себя совместную или индивидуальную учебно-познавательную творческую работу, направленную на получение некоторого продукта, который способствует решению какой-либо актуальной проблемы (Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина).

Существует два вида проектной деятельности — исследование и проект. Первый вид представляет собой решение творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. В свою очередь, проектная работа — это учебно-познавательная творческая деятельность, направленная на получение заранее представленного продукта. 

Так, например, в ходе реализации проекта по созданию олимпиады по информатике, была допущена вышеуказанная ошибка. В ходе работы учителем был разработан контест на informatics.ru, отобраны задачи, подготовлен сценарий мероприятия, в то время как ученики выступали лишь в роли объекта деятельности, принимая участие непосредственно в проведении олимпиады.

В данном случае, при тщательном изучении сущности проектной деятельности, различие между детским и педагогическим проектом становится очевидным. Разрешение ошибки возможно путем смены субъекта деятельности. Для эффективной отдачи учитель должен выступать в роли организатора, предоставив ученикам возможность быть субъектами проектной деятельности.

  1. Неверная оценка зоны ближайшего развития учащихся.

Как известно, обучение может быть эффективным лишь в том случае, если оно опережает развитие, вызывая к жизни ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский). При выборе темы проектной или исследовательской деятельности важно досконально изучить и учесть зону ближайшего развития (то, что ученик может сделать при помощи учителя, в сотрудничестве с научным руководителем) учеников, чтобы поставленная перед ними цель не оказалась недостижимой. Вместе с тем, если деятельность будет направлена на работу только в зоне актуального развития (то, что ученик в состоянии сделать самостоятельно), то это увеличивает риск потери интереса и мотивации  учащимися.

В качестве примера можно привести проект по созданию серии образовательных игр на базе визуальной событийно-ориентированной среды программирования Scratch. Выполнение этого проекта учениками 6 класса было сильно затруднено в связи с их нежеланием и незаинтересованностью в выбранной сфере, в то время как выполнение аналогичного проекта (Создание игры “Пятнашки” в Scratch) учеником 5 класса было несравненно более продуктивным. Причиной этого явления можно считать тот факт, что Scratch предназначен для ознакомления с языками программирования и направлен больше на детскую аудиторию. А так как, ученики 6 класса к моменту выполнения проекта уже продвинулись в изучении языков программирования Pascal и Python, актуальность данной среды программирования была снижена.

  1. Определение роли учителя в проектной деятельности.

Проектный метод предполагает работу учителя в качестве руководителя и равноправного участника процесса деятельности. В первую очередь, роль учителя заключается в постоянном контроле над каждым этапом работы. Так, на начальном этапе руководителю необходимо, оценив способности и навыки обучаемых, организовать грамотное распределение ролей и обязанностей внутри группы (в случае, если это совместный, а не индивидуальный проект), а после, в течение всего исследования контролировать и регулировать ролевые изменения. Как известно, успех при реализации проекта достигается путем слаженной работой проектной команды, которая напрямую зависит от распределения ролей. Помимо гарантии успеха, контроль за распределением обязанностей влечет за собой уверенность в том, что каждый участник проекта почерпнет некоторый опыт в той сфере деятельности, которая была обусловлена его ролью.

Например, на начальном этапе проекта по созданию интерактивного сайта школы учителем были распределены роли внутри проекта и определены задачи для каждого ученика, однако спустя несколько недель результативность проекта значительно снизилась в связи с неэффективной перестановкой ролей между учениками. Это же привело к невозможности контроля промежуточных результатов со стороны учителя и вынужденному закрытию проекта.

Также, необходимо участие учителя в процессе постановки цели, задач проекта и определения планируемых результатов (конечного продукта); ошибочная постановка цели или расплывчатое видение проектного продукта приводит к невозможности соотнести действия учащихся с планируемыми результатами, а значит и осуществить контроль деятельности в процессе достижения цели. Кроме того, представления о конечном продукте играют важную роль в мотивированности учащихся и их желании заниматься проектом. К примеру, нельзя предложить ученику написать программный код для обновления интерфейса приложения на платформе Android studio, не предоставив ему возможность в итоге увидеть результат своей работы.

  1. Фактическое отсутствие руководителя.

Следующей серьезной ошибкой является формальное руководство, отсутствие руководителя, способного  проконтролировать и направить работу в нужную сторону в случае необходимости непосредственно в процессе деятельности. Во избежание такого рода проблем весьма эффективной считается совместная работа учащихся разных ступеней образования. Например, в совместной проектной деятельности учеников средней и старшей школы, последние могут взять на себя роль наставника.

Так, например, в проекте по разработке “умной кормушки” в качестве руководителя выступал ученик 9 класса, занимающийся программной составляющей кормушки, в то время как ученикам 5 и 6 классов была предоставлена работа по созданию физической оболочки для кормушки и по определению оптимального расположения объекта.

Другим примером может служить проектная деятельность по ведению школьной газеты, в которой ученик 7 класса отвечал за налаживание верстки газеты в LaTeX, одновременно с этим контролируя учеников младших классов, занимающихся сбором информации для очередного выпуска, интервьюированием и проведением опросов.

Помимо вышеперечисленных ошибок, выявленных в процессе реализации проектной деятельности школьников по информатике, были обнаружены и другие относительно незначительные проблемы. Однако, даже неудачно выполненный проект способствует развитию самостоятельности, самосовершенствования и обеспечивает учащимся получение необходимого опыта.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  2. Елизаров А. Бородин М. Самылкина Н. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат / А. Елизаров, М. Бородин, Н. Самылкина. — М. : Лаборатория знаний, 2019. — 64 с.
  3. Заграничная Н.А. Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде /Локтионов Д.П. — М.: Интеллект-Центр, 2014. — 196 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Надежда Николаевна

Добрый день, Светлана Рафаэлевна! Очень хороший аналитический взгляд на проблемы проектной деятельности в школе. Есть ли у Вас примеры удачных проектов на междисциплинарной основе?

С.Р. Мовсесян
С.Р. Мовсесян

Добрый день, Надежда Николаевна! Спасибо за ваш комментарий.
Наиболее удачно складываются проекты, включающие в себя деятельность по информатике и математике.
Так, например, в качестве проектной деятельности ученице 7 класса было предложено написать код игры «Эволюция доверия», в процессе создания которого ученица развивалась как в программировании, так и в теории игр.

Мартыновская Юлия
Мартыновская Юлия

Здравствуйте! Спасибо большое, Светалана Рафаэлена, что осветили актуальные проблемы проектной деятельности. В ходе прочтения статьи я узнала полезную для себя информацию. Но так же у меня возникли некоторые вопросы, возможно на которые вы мне сможете помочь ответить. Как подготовить ребёнка к проектной деятельности? Как замотивировать его на выполнение исследовательской или творческой проектной работы? Как объяснить ученику, почему это важно для него?

С.Р. Мовсесян
С.Р. Мовсесян

Добрый день! Спасибо за ваш комментарий. К сожалению, данный вопрос еще не изучен мной в полной мере. Однако, уже сейчас я могу дать некоторые рекомендации по этой теме. Одним из важнейших аспектов в подготовке к проектной деятельности является обеспечение учеников верным представлением о процессе работы. Необходимо четко обозначить роли каждого из участников деятельности, акцентируя внимание на том, что большая часть времени будет направлена на самостоятельную работу (исследование). Для повышения мотивированности учащихся важно наглядно продемонстрировать им конечный продукт их деятельности, который может служить видимой целью проекта. Так или иначе, если не допускать перечисленных в статье ошибок при организации, вопрос мотивированности учеников… Read more »

В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Благодарю за интересный материал! Подскажите, Вы как студент педагогического вуза, при прохождении практики были руководителем проектной деятельности или еще этого не довелось, если сталкивались, то какие трудности у Вас возникли? Мне это интересно, так как сама являюсь магистрантом пед.направления. Заранее благодарю за ответ. С уважением, Валерия.

С.Р. Мовсесян
С.Р. Мовсесян

Добрый день! Спасибо за ваш комментарий! На данный момент у меня есть опыт ведения проекта по созданию серии образовательных игр на базе визуальной событийно-ориентированной среды программирования Scratch, который был описан в статье. Также в настоящее время я выступаю в качестве руководителя проекта по созданию мобильного приложения на платформе Android Studio. Основной трудностью при организации рабочего процесса для меня является необходимость постоянного контроля над обучаемыми. Ввиду большой занятости всех участников проекта, вне зависимости от уровня мотивированности учеников необходимо постоянно устанавливать промежуточные цели проекта и ставить конкретные задачи на определенный временной промежуток. Кроме того, при работе над прошлыми проектами мне довелось столкнуться… Read more »

В.В. Назарова
В.В. Назарова

Благодарю Вас за честный и достаточно развернутый отзыв! Достаточно часто можно читать лишь о трудностях, преимуществах и прочем лишь в теории. но практика, как показывает жизнь, оказывается гораздо интересней.

Наталья Старцева
Наталья Старцева

Добрый день,Светлана Рафаэлевна!
Спасибо вам за такую интересную и информативную статью, в которой вы освятили, действительно, важную и актуальную проблему. Давольно часто при проведении проектной деятельности учитель не может заинтересовать и мотивировать ребенка к такому виду работы. Какой совет вы можете дать?

С.Р. Мовсесян
С.Р. Мовсесян

Добрый день! Спасибо за ваш комментарий!
Как уже было сказано выше, для повышения мотивированности учащихся важно наглядно продемонстрировать им конечный продукт их деятельности, который может служить видимой целью проекта. Кроме того, желание учащихся работать над тем или иным проектом напрямую зависит от правильности выбора исследовательской темы. При предложении ученику некоторой работы безусловно необходимо учитывать его интересы и способности. Здесь главной проблемой может стать ошибка, описанная в статье под номером 2.
Надеюсь мне удалось ответить на ваш вопрос.