ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ОТ ПЕРВОЛОГО ДО СОЗДАНИЯ САЙТА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ОТ ПЕРВОЛОГО ДО СОЗДАНИЯ САЙТА

Баженова Галина Васильевна,
учитель информатики,
государственное бюджетное образовательное учреждение №2010 им. Героя Советского Союза М.П.Судакова, г. Москва

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС НОО).

Новые образовательные стандарты и программы ориентируют учителя не только на создание целостных (системных) представлений по изучаемой дисциплине, но и на целенаправленное развитие предметного мышления, информационных и интеллектуальных умений школьников, на формирование навыков предметного познания.

Любой человек должен уметь читать и писать — когда-то данный тезис был предметом дискуссий, говорили, что это навыки для «высшей касты», но с 16-19 века все согласились, что грамотность действительно необходима каждому человеку.

А как насчёт программирования? Можно ли в 21 веке признать знание языков программирования новым стандартом всеобщей грамотности? В последнее время набирает популярность идея, что нужно вводить программирование с первого класса школы, потому что цифровые технологии начинают играть критическую роль в повседневной жизни людей.

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС НОО).

Новые образовательные стандарты и программы ориентируют учителя не только на создание целостных (системных) представлений по изучаемой дисциплине, но и на целенаправленное развитие предметного мышления, информационных и интеллектуальных умений школьников, на формирование навыков предметного познания.

В проекте Д.А.Медведева «Наша новая школа»,  говорится о том, что главной задачей педагога является — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся. Широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс лежит в основе практически всех концепций реформирования общеобразовательной школы, подтверждая рекомендации Министерства образования РФ об изучении пропедевтического курса информатики с I класса общеобразовательной школы в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, И служит основой Базового курса информатики в средней школе.

Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели: общеобразовательную и прикладную.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие осуществлять как межпредметную, так и внутрикурсовую интеграцию, формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

В начальной школе  дети начинают составлять схематические алгоритмы. Это пропедевтика программирования – по такому же принципу оставляются компьютерные программы. Дети обучаются учитывать даже незначительные детали, составлять последовательности, выделять основное. Для составления схем используются те же блоки, что при обучении программированию.

Перволого  это интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. В ПервоЛого максимально упрощён процесс программирования, но возможностей довольно много. Ее объекты, могут перемещаться, поворачиваться, рисовать, менять форму, размеры, цвет. Эти объекты — черепашки. Конечно для того, чтобы черепашки «ожили», нужно написать программу, в ПервоЛого это доступно даже ребенку, который еще не может писать.

Но самое главное, дети начинают понимать, что компьютер — это инструмент, с помощью которого можно многое сделать и многому научиться!

Программа   создает благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме решения задач формирования общеучебных  навыков и приѐмов мыслительной деятельности, среда Перволого помогает решать задачи, стоящие перед пропедевтическим курсом информатики. Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир.

Осваивая программу ПервоЛого, дети приобретают навыки работы на компьютере, учатся работать с различными видами информации и

Осваивая программу ПервоЛого, дети приобретают навыки работы на компьютере, учатся работать с различными видами информации постигают основы проектно-творческой деятельности. Использование компьютера в соответствии с принципами умственного развития детей позволяет сделать его ценным компонентом развивающей модели обучения. Работа в этой среде способствует:

  • развитию познавательных способностей младших школьников, что является одной из основных целей школьного обучения,
  • развитие памяти, внимания, логики при работе с программным продуктом;
  • выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации формированию алгоритмического мышления школьников;
  • воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.

Метапредметная связь

Всем нам известна считалочка каждый охотник желает знать где сидит фазан. Мы знаем, что начальная буква каждого слова этой присказки обозначает название цветов радуги и их последовательность:

В первом проекте предлагается детям угадать названия цветов, затем поработать с палитрой цветов, правильно выбрать инструмент-карандаш или карандаш-линейка, толщину карандаша, выбрать цвет, правильно провести линию.

Рисунок №1

Во  втором проекте мы проделываем то же самое, только добавляем программирование черепашек – т.е., учимся вставлять команду.

Рисунок №2

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Всем нужно знать программирование. Пусть на самом начальном уровне. И неважно, что вам это не пригодится в вашей работе. Как сказал Стив Джобс, это научит вас думать. 

Мне хотелось бы закончить словами Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Баженова. Г. В., Духовно-нравственное воспитание младших школьников (Электронная версия)
    http://linka.alltrades.ru/shop/item_440/Bazhenova._G._V._Hodakova_N.P._Duhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_Elektronnaya_versiya_.htm
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Хусяинова Адиля
Хусяинова Адиля

Здравствуйте, Галина Васильевна! Спасибо вам, за такую интересную статью, посвященную программированию в школе. Вы оценили возможность внедрения Перволого в начальной школе, и рассмотрели его положительный аспект. А что вы думаете, по поводу отрицательных аспектов внедрения этой программы в начальной школе? И почему, на ваш взгляд, именно программа Перволого должна выполнять эту первоначальную функцию по обучению программированию?

Галина Васильевна
Галина Васильевна

Добрый вечер Адиля. Спасибо Вам за оценку моей статьи. Я работаю с детьми в программе ПервоЛого в начальной школе. Считаю, что детям легче осваивать азы программирования с помощью команд — рисунков, детям интересно не только рисовать, но и создавать мультфильмы. Они быстрее запоминают алгоритм
создания программ. Отрицательным считаю то, что очень мало учебных пособий по созданию уроков, но мы сами стараемся разрабатывать уроки.

С.Ю. Сафронова

Добрый день! Прекрасный опыт работы, интересно попробовать. Подскажите, пожалуйста, где можно скачать программу (бесплатно ли она?) и какие и где есть уже к ней разработки, если, возможно, может что -то свое можете дать для примера. Буду очень благодарна. Успехов Вам в работе и новых идей!

Галина
Галина

Добрый день.
ID 18451050

Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемая Галина Васильевна!
Чувствуется, что Вы педагог, творчески относящийся к своему делу. Это прекрасно!
Но у меня к Вам следующие вопросы:
1. Я ничего не обнаружила в Вашем материале про сайты, хотя о них и заявлено в названии. Это случайно?
2. Сегодня во всем мире на смену Лого и ПервоЛого приходит Скретч. Вы не планируете переходить на этот язык?

Галина
Галина

Добрый день. Отвечу на Ваш комментарий с удовольствием. В названии слово сайт написано не случайно. Я считаю так, что если ребёнок в начальной школе начинает управлять не только палитрой цветов, но и командами, он легко овлалеет программой создания сайтов. Вот, что я имела ввиду. А то, что это совершенно разные программы, я знаю.
Спасибо большое за комментарий.

Семина Елизавета
Семина Елизавета

Галина Васильевна, спасибо Вам за такую познавательную и увлекающую статью. Я полностью поддерживаю ваши мысли по поводу того, что Перволого является самой удачной средой, для начального этапа к изучению программирования. Но после прочтения данной статьи у меня возник вопрос: а как Вы считаете, какая дальнейшая программа должна следовать за Перволого?

Галина
Галина

Спасибо большое

Салахова А.А.
Салахова А.А.

Уважаемая Галина Васильевна!
Спасибо вам за очень интересную статью! Скажите, пожалуйста, как вы считаете (без опоры на возможности материального обеспечения школы), насколько актуально, важно и полезно применение языков программирования в сочетании с реальным (физическим) исполнителем? Всё-таки, абстрации детям в этом возрасте воспринимать намного сложнее.

Бурова А. И.
Бурова А. И.

Уважаемая Галина Васильевна!
Спасибо за Вашу статью. С интересом прочитала. Но, хотела бы узнать Ваше мнение:
1) Не считаете ли Вы, что такая среда программирования, как «Перволого» немного устарела и не столь популярна среди практикующих учителей?
2) Как Вы относитесь к таким средам программирования, как «Scratch» и «КуМир»? Ведь даже задания ОГЭ ориентированы на таких исполнителей, как чертёжник, робот, черепаха. Не возникнут ли в будущем трудности у учащихся?

Галина
Галина

Добрый день. Спасибо большое за комментарий. Но, хотелось бы сказать, что я не считаю программу для 1, 2классов устаревшей. 3,4 классы это скрейч, кумир это 5-6 класс.

Голубева Людмила
Голубева Людмила

Здравствуйте, уважаемая Галина Васильевна!
С интересом прочитала вашу статью, но хотелось бы прочитать так же про ваш личный опыт как ваши ученики адаптируются после изучения логомиров в html-редакторе. А так же у меня возник вопрос по поводу цитаты Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Ведь Скретч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего, так почему вы все же предпочитаете Логомиры?

Галина
Галина

Добрый день. Я опирабсь на возраст детей. 1,2 коюласс. Как раз эта программа подходит.

Юлия Кузьменко
Юлия Кузьменко

Добрый вечер, Галина Васильевна!
Интересная статья практического опыта работы в начальной школе. Хотелось бы более подробно прочитать про ваш личный опыт этапов перехода от ПервоЛого к программированию сайтов. Подскажите, программирование, как творческий процесс, какую часть урока может занимать, на ваш взгляд, по отношению к обучению необходимым операциям и командам в ходе решения поставленной задачи?

Наталья Старцева
Наталья Старцева

Добрый день, Галина Васильевна!
Спасибо вам за такую интересную и содержательную статью.
Я полностью с вами согласна, что программированию стоит начинать обучать в начальной школе, и, что программа ПервоЛого — хорошая и интересная стартовая платформа для овладения основами программирования.
Хотелось бы у вас узнать, как ваши ученики относятся к ПервоЛого, нравится ли им работать с ней?

А.М. Русакова
А.М. Русакова

Здравствуйте, Галина Васильевна!
Ваша статья очень интересна и познавательна, спасибо!
Подскажите, пожалуйста, на изучение каких предметов может повлиять раннее изучение информатики