ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

By | 21.04.2019
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Сапун Оксана Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент
Белорусский государственный агарный
технический университет, г. Минск

Аннотация: в статье рассматриваются в научно-методическом плане вопросы разработки инновационных педагогических средств обучения и   применение компьютерных обучающих программ, в частности, использование мультимедийных средств и элементов дистанционного обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, инновационные технологии, мультимедиа технологии, электронные средства обучения, дистанционное обучение.

В Концепции развития педагогического образования на 2015–2020 годы Республики Беларусь отмечено, что для повышения качества организации образовательного процесса необходимо использование современных информационных и инновационных педагогических технологий.

Будущим специалистам необходимо обладать навыками для постоянного совершенствования своих знаний, как в области современных информационных технологий, так и в своей профессиональной области. Сверхбыстрое развитие данных сфер требует непрерывного самообучения. Актуализируются задачи обновления содержания вузовского  и вместе с тем, интенсификация учебного процесса при подготовке современного специалиста предполагает применение компьютерных обучающих программ, в частности, использование мультимедийных средств и элементов дистанционного обучения. Их роль при подготовке специалиста существенно возрастает исходя из видов его профессиональной деятельности и обобщенных профессиональных задач.

Рассматривая  технологию мультимедиа, можно говорить не только на расширение области применения компьютера в образовательном процессе, но и на широкие возможности использования текста, графики, видео и мультипликации в режиме диалога.

В качестве  основных признаков инновационных педагогических технологий выделяются:

  • формирование многокомпонентной информационной среды;
  • обеспечение надежного и долговечного хранения больших объемов информации;
  • простота переработки и использования информации;
  • интерактивность, т.е. возможность произвольного или контролируемого управления информацией в режиме диалога.

Инновационные педагогические технологии применяются для того, чтобы обеспечить полное и глубокое восприятие учащимися доносимой до них информации и эффективно управлять их учебно-познавательной деятельностью за счет включения в процесс восприятия учебной информации разных чувственных компонентов обучающегося, превращения учебной наглядности из статической в динамическую. В этой связи необходимо обратить внимание на преимущества применения инновационных педагогических технологий  в сравнении с традиционными технологиями и методами:

  • возможность использования цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
  • возможность постоянного обновления;
  • возможность размещения интерактивных веб-элементов;
  • возможность нелинейности прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
  • гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

Чаще всего практической деятельности педагогов в учебных целях применяются мультимедийные презентации, созданные в программе MS Power Point.

Проанализировав рассмотренные выше подходы, мы можем выделить основные черты понятия инновационных педагогических технологий:

  • учебная информация хранится и обрабатывается в электронном виде;
  • представление учебной информации выступает как интегрированное содержание текстовой, числовой, звуковой, графической, в виде трехмерной модели, видео, анимации;
  • наглядность представлена в демонстрации динамики изучаемых процессов;
  • используется веб-технология работы с данными, устанавливающая связи между отдельными терминами, фрагментами текста, статьями, рисунками одного или разных документов;
  • учебные материалы отличаются интерактивностью;
  • обучающий эффект основан также на мультисенсорной природе человека.

При рассмотрении воздействия инновационных педагогических технологий на учащихся можно отметить, что  взаимодействие, во-первых, носит характер использования педагогических средств как инструмента для получения знаний по изучаемым дисциплинам (как средство самообразования).

Во-вторых, взаимодействие носит характер конструирования и разработки собственных (авторских) педагогических средств, используя возможности различного прикладного программного обеспечения и сред программирования.

Появление мощных компьютерных систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивной разработки содержания и принципов создания электронных учебников, обучающих программ, их использования на базе мобильных устройств, планшетов для самообразования обучаемых, а также в использования их в смешанном и дистанционном обучении. 

В модели смешанного обучения, используются ориентированные на уровень знаний аудитории раздаточные материалы на лекции, разработанные на основе электронного конспекта [1]. 

Важное место занимает авторское мультимедийное обеспечение.  Разными авторами экспериментально доказана эффективность применения мультимедийного программного обеспечения для развития алгоритмического мышления студентов, для применения роботизированных виртуальных сред в обучении программированию будущих программистов.

В Белорусском государственном аграрном техническом университете используется комплекс разнотипных мультимедийных средств (электронный учебник, видеопрактикум, уроки для интерактивной доски,  анимационные фрагменты, видеолекции), разработанный коллективом преподавателей информационных технологий  в различных инструментальных средах.

Применение технологий дистанционного обучения предполагает применение наряду с традиционными средствами обучения учебных электронных изданий, компьютерных обучающих систем, аудио-видео учебных материалов.

При разработке электронных средств обучения определены следующие требования к электронным учебным пособиям, размещенных в системе дистанционного обучения «Moodle» по модульной системе обучения [2]:

  • развитая гипертекстовая структура в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
  • удобная для пользователей система навигации, позволяющая легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переходить в раздел дискуссий;
  • использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернета;
  • наличие подсистемы контроля знаний, встроенной в учебное пособие;
  • разбивка курса на небольшие модули;
  • наличие глоссария (автономных справочных материалов) и ссылок на глоссарий;
  • наличие ссылок на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет;
  • доступность и открытость учебных курсов.

Несмотря на большое количество преимуществ, применение инновационных средств в образовательном процессе имеет ряд недостатков на которые указывают авторы [3]:

Нет общей методологии применения инновационных средств. В каждом вузе имеются собственные разработки по созданию и применению мультимедиа, но единого подхода для всех нет. Необходимо систематизировать эту работу, чтобы определить, как наилучшим образом организовать учебный процесс с применением инновационных педагогических средств.

Трудоемкость создания педагогических  средств обучения очевидна. Не каждый преподаватель может создать электронное средство обучения с красивым и понятным дизайном,  правильным психологическим восприятием учебного материала. Создание таких средств требует много времени.

Использование готовых разработок и шаблонов не всегда грамотное. Некоторые студенты, а также и преподаватели, особенно в зрелом возрасте, не имеют навыков работы с электронными средствами обучения.

Красочные средства обучения рассеивают внимания учащихся из-за обилия материала. Некоторые обучающиеся не обладают умением сконцентрировать свое внимание на главном.

Для технических наук сложное представление  «обратной связи» с пользователем. Соответственно, дистанционная форма не может стать единственным методом обучения ввиду своей ограниченности для изучения этих дисциплин.

В вузе не всегда имеются в наличии  необходимые аппаратные и программные ресурсы. Дистанционная форма обучения предъявляет все более высокие требования к качеству используемых информационных и коммуникативных технологий.

При недостаточной скорости передачи в сети Интернет происходят технические сбои.

Инновационные педагогические технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Использование электронных средств обучения предоставляет новые уникальные возможности развития умений и навыков, улучшения качества образования.

В заключении отметим, что в научно-методическом плане вопрос разработки инновационных педагогических средств обучения  развивается в Республике Беларусь.  Но создание этих средств требует серьезных временных затрат и может осуществляться достаточно подготовленными специалистами.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Казаченок, В.В. Информатизация учебного процесса в высшей школе: педагогические аспекты / В.В. Казаченок // Вышэйшая школа : навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. – 2012 . – №2. – С. 15-18.
  2. Новиков В.А., Сапун О.Л. Организация модульно-рейтингового обучения на основе системы  дистанционного обучения «Moodle». Сборник монографий. Книга 24. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Воронеж-Москва. 2015. с. 79-88
  3. Вяткина И.В. Мультимедийная поддержка как средство интенсификации образовательного процесса в технологическом университете / И.В. Вяткина, А.А. Курзякова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых VII «Нугаевские чтения», – 2014 г. С. 356–357.
avatar
  Подписаться  
Уведомить о