О ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Тарасова Ирина Михайловна,
студент,
Московский педагогический
государственный университет

Аннотация: в статье затронуты подходы к обучению программированию учащихся. Рассмотрены пути обучения основам программирования в разных странах, такие как — Коста-Рика, Чили и Уругвай.

Ключевые слова: обучение школьников программированию, информатика в школе, вычислительное мышление, образование в Коста-Рике, образование в Чили, образование в Уругвае.

Семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века характеризовались ростом интереса к технологическому образованию. В частности, под влиянием работ С. Пайперта, Н. Винера, Н. Вирта и ряда других учёных в ряде европейских стран проводятся эксперименты по преподаванию основ программирования. В СССР проводились аналогичные эксперименты, но информатика, как обязательная дисциплина пришла в школы в 1985 году. В основе курса лежали разработки А.П. Ершова, Г.П. Звенигороского и целого ряда других специалистов.

И если в школьных курсах разных стран информатика переживала рост и сокращение интереса к ней, то в России её место и значение в школьной программе никем не оспаривались, а содержание развивалось последовательно. В частности, в Российской школе главенствующую роль в содержании курса традиционно играет содержательная линия «алгоритмизации и программирования», а кроме того, линия «формализации и моделирования». В то время как в европейских странах в 90-х годах информатика не редко превращалась в прикладную, навыкавшую дисциплину по обучению основам компьютерной грамотности или вовсе выводилась из учебного плана. 

Большую работу по изучению и сопоставлению Российского опыта преподавания информатики провела Л.Л. Босова. В её работах приведена характеристика школьного курса информатики в России; изложена информация о месте информатики (computer science или computing) в современных учебных планах ряда зарубежных стран. Кроме того, приведены основные идеи Международного дистанционного конкурса по информатике «Бобёр», в типологии заданий которого представлен консолидированный взгляд мирового сообщества на перспективы развития целей и содержания школьной информатики[1].

Сегодня информатика, или же computing переживает возрождение в школах большинства стран и интерес к дисциплине растёт и всё чаще пропедевтический этап обучения начинается в начальной школе, где российские и зарубежные подходы имеют как общие черты так и некоторые различия [2]. 

Основой курса информатики на западе является так называемое вычислительное мышление (computational thinking). В работах Л.Л. Босовой, Е.К. Хеннера и ряда других специалистов детально рассмотрено понятие «вычислительное мышление». Оно проанализировано как с точки зрения его интуитивного понимания, так и в научно-прикладных, аспектах. Показано, как эволюционировал данный тип мышления в процессе развития технических и программных средств информатики. Но также и отмечено, что внимание развитию вычислительного мышления в российской педагогической традиции уделяется не достаточно, хотя по мнению Е.К. Хеннера «этот вид мышления является как метапредметным результатом общего образования, так и его инструментом» [6] а следовательно его развитие связано с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Изучение основ программирования сегодня является важной составляющей не только российского курса информатики, но и в международных практиках. Говоря о пропедевтике программирования в западных странах не стихает дискуссия между поклонниками языка Logo и классической модели обучения по С. Пайперту и сторонниками современных, визуально ориентированных и основанных на технологии геймификации сред обучения[3].

Особенно жаркой является дискуссия о пропедевтике программирования. Сегодня ведётся поиск новых путей обучения детей основам программирования с использованием визуально-ориентированных сред[7], так и на основе технологии геймификации[5]. Этот опыт обобщается в статье Л.Л. Босовой «Как учат програмированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе». В этой статье подробно изложены подходы к обучению программированию в российской школе, сложившиеся за годы существования школьного курса информатики, обозначены имеющиеся в настоящее время достоинства и недостатки в обучении школьников программированию. Кроме того, проанализированы современные тенденции обучения программированию школьников в США, странах Европы и Азии. Определены основные международные тенденции в обучении школьников программированию: раннее начало, обязательность и непрерывность обучения программированию, разнообразие современных сред для программирования, использование облачных сервисов, проектный подход и командная форма работы в методике обучения программированию.

Однако помимо опыта стран, которые традиционно принято считать передовыми, интересен и опыт стран, в образовательной системе которых информатика делает первые шаги, таких как Коста-Рика, Чили, Уругвай.

Коста-Рика

Коста-Рика была первой латиноамериканской страной, которая во второй половине 1980-х годов начала осуществление национальной политики по внедрению ИКТ в школах — Национальной программы образовательной информатики (PRONIE), которая основана на том, что технологии могут способствовать когнитивному развитию учащихся и в частности, это кодирование может быть мощным средством для развития у детей способностей к решению проблем и логическому мышлению. После почти трех десятилетий постепенного роста, в настоящее время в большинстве городских начальных и средних школ в Коста-Рике есть учебный курс по информатике с лабораторными занятиями, в которых учащиеся работают над проектами, тематически связанными со школьной программой, что приводит к созданию продуктов для кодирования (первоначально они использовали логотип LOGO язык, и в настоящее время Scratch). Хотя этот учебный курс по информатике является обязательным, его оценка не учитывается при оценке студентов (Muсoz et al, 2013). В настоящее время Фонд Омара Денго, который отвечает за PRONIE, предлагает изменить учебный план этого курса, включив в него содержание, уникальное для компьютерных наук, вычислительного мышления, робототехники и курсов для производителей.

Чили

В рамках ENLACES, национальной политики Чили по интеграции ИКТ в школьную систему с начала 1990-х годов, Министерство образования в основном сосредоточилось на использовании технологий для поддержки преподавания различных курсов в разных направлениях в начальных и средних учебных программах, а также на развитии навыка управления цифровой информацией в интернете. Тем не менее, в последние годы Чили продвигает навыки кодирования на семинарах по робототехнике в средних школах.[10] Эти семинары, однако, имеют ограниченную сферу охвата, поскольку они охватывают только около 25% средних школ и среди них только группы заинтересованных учащихся, а также в течение года, когда они получают явную поддержку со стороны Министерства, поэтому они не обязательно составляют постоянное предложение для студентов.

Уругвай

Уругвай был первой страной в мире, которая поставила ноутбук каждому ученику начальной и средней школы со стратегической целью улучшения качества образования в рамках равенства. В рамках этой политики, введенной в действие в 2007 году и получившей название PLAN CEIBAL, Уругвай разработал ряд дополнительных инициатив по использованию этой инфраструктуры для обучения студентов, одной из которых является Laboratorios de Tecnologнas Digitales (LabTeD). LabTeds — это мастер-классы по кодированию, которые проводятся почти в половине средних школ и где учащиеся выполняют проекты, конечным результатом которых является проектирование и конструирование технологического артефакта аппаратного и/или программного обеспечения на основе кодирования, робототехники и датчиков. Ожидается, что результатом этих мероприятий станет то, что учащиеся приобретут превосходные навыки, такие как творческое сотрудничество и критическое мышление, в частности, Ceibal также помог этим лабораториям стать частью существующих курсов по информатике среднего уровня с 1990-х годов, которые были весьма сосредоточены на офисных технологиях до сих пор. (Jara, 2016)

Рассмотрев зарубежный опыт обучения школьников программированию в данных странах можно увидеть, что за исключением Коста-Рики, политикам в регионе Латинской Америки не хватает традиций или институционализированных схем преподавания тем, связанных с информатикой, в школах. Однако, можно найти определенные инициативы в форме внеклассных семинаров, в которых участвуют учащиеся средних школ, и растет интерес к формальному включению информатики в курсы информатики. Доказательством этого являются результаты Уругвая и другие, не затронутые в этом обзоре, такие как город Буэнос-Айрес в Аргентине, которая недавно сменила учебную программу для последних лет средней школы, чтобы включить аспекты этой дисциплины. [13]  Со своей стороны, исследованные развитые страны демонстрируют длинную траекторию с курсами, которые составляют часть учебной программы, в основном вторичной. Как правило, эти курсы, часто факультативные, включают кодирование, но больше ориентированы на использование технологических приложений. В последние годы эти учебные планы стали предметом пересмотра, чтобы более решительно включить информатику и предложить их всем учащимся и студентам. Ожидается, что эти изменения повысят статус и качество этих курсов и преподавателей, которые их передают, а включение более актуальных и сложных тем позволяет привлечь больше обучающихся для изучения этой дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Босова Л.Л. Школьная информатика в России и в мире // Информатизация образования и науки. 2018:134-145.
  2. Босова Л.Л., Павлов Д.И. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиции международного конкурса bebras // Информатика в школе. 2019:50-60.
  3. Босова Л.Л., Каплан А.В.  Международная конференция по школьной информатике ISSEP-2018 // Информатика в школе. 2018:2-6.
  4. Босова Л.Л. Как учат программированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе // Информатика в школе. 2018;(6):3-11.
  5. Бутарев К.В., Павлов Д.И. Пропедевтика объекто-ориентированного программирования с использованием среды Greenfoot. Опыт разработки. //Статья в сборнике материалов конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе» материалы IV Международной научной конференции в двух частях. 2018:176-180.
  6. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление // Образование и наука. 2016;(2):18-33.
  7. Utting I. et al. Alice, greenfoot, and scratch—a discussion //ACM Transactions on Computing Education (TOCE). – 2010. – Т. 10. – ?. 4:17.
  8. Bujanda M. E., Muсoz L., Zъсiga M. Initiatives and Implementation of Twenty-First Century Skills Teaching and Assessment in Costa Rica //Assessment and Teaching of 21st Century Skills. – Springer, Cham, 2018:163-178.
  9. Jara I., Hepp P. Enseсar Ciencias de la Computaciуn: creando oportunidades para los jуvenes de Amйrica Latina. – 2016.
  10. Mi Taller Digital 2016. http://www.enlaces.cl/proyectos/mi-taller-digital/
  11. Quiroz J. S. et al. Indicadores para evaluar la competencia digital docente en la formaciуn inicial en el contexto Chileno–Uruguayo/Indicators to assess digital competence of teachers in initial training in the Chile-Uruguay contex //Revista Latinoamericana De Tecnologнa Educativa-RELATEC. – 2016. – Т. 15. – ?. 3. – С. 55-67.
  12. Lamschtein S., Morales S. Anбlisis sobre los resultados de la evaluaciуn del programa LabTeD del Plan Ceibal //XIV Jornadas de Investigaciуn: Uruguay a tres dйcadas de la restauraciуn democrбtica. – 2015.
  13. La informatica ya forma parte del plan en la CABA. https://www.lanacion.com.ar/tecnologia/la-informatica-ya-forma-parte-del-plan-en-la-caba-nid1791189
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Иван
Иван

Спасибо, хорошая статья. Было бы интересно также прочитать про развитие ИКТ в США или Японии.

Ольга
Ольга

Интересная информация о подходах к изучению программирования в разных странах!

Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемая Ирина Михайловна!
Спасибо, Вам удалось найти достаточно интересные материалы и обратить внимание на опыт Коста-Рики, Чили и Уругвая, что до Вас, кажется еще не сделал ни кто. Тем более обидно, что Вы не достаточно тщательно отнеслись к переводу найденных материалов. Думаю, Вам следует более тщательно отредактировать представленный материал. Успехов Вам!

Горчакова Ирина
Горчакова Ирина

Большое спасибо за статью! Было интересно узнать об опыте таких стран, как Коста-Рика, Чили и Уругвай. Хотелось бы узнать лично Ваше мнение по поводу дискуссионного вопроса о пропедевтике программирования.

М.А. Федотенко
М.А. Федотенко

Уважаемая Ирина Михайловна,
благодарю Вас за действительно познавательную статью! Позвольте полюбопытствовать, чем обусловлен выбор именно этих стран?

И мы все знакомы с примером азиатских стран, где в большинстве школ катастрофически не хватает компьютеров, информатика не является повсеместно обязательным предметом, но их представители входят в топ самых востребованных ИТ-специалистов мира.
Как Вы считаете, учитывая, скажем, менталитет и другие особенности рассмотренных Вами стран, можно ли говорить о прямой связи описанных Вами изменений (в системе преподавания школьной информатики) и изменением текущих позиций этих стран на мировом ИТ-рынке?

Екатерина
Екатерина

Уважаемая, Ирина Михайловна, большое спасибо за предоставленную информацию. Ваша статья показалась мне актуальной, интересно было узнать об опыте не только передовых стран, но и стран, где информатика только начинает развиваться.