О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВ ФОТОГРАФИИ И ОБРАБОТКИ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВ ФОТОГРАФИИ И ОБРАБОТКИ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Павлов Игорь Вадимович,
руководитель факультета Реклама
Первого Московского Образовательного Комплекса

В настоящее время идеи профильного и пре-профильного обучения активно реализуются в основной и средней школе. С появлением в России движения WorldSkills эти идеи профильного и пре-профильного обучения стали во многом ориентироваться не только на имеющиеся в РФ стандарты среднего и высшего образования, но и на стандарты профилей World Skills Russia (WSR).

Система компетенций World Skills долгое время изучалась на предмет возможного сочетания со стандартами среднего профессионального образования [3] и сегодня, по сути, становится основой профессионального обучения в России, являясь одним из основных «драйверов» повышения качества профессиональной подготовки[2]. Однако процесс ориентации образования на развитие профессиональных компетенций не ограничен ступенью среднего профессионального образования. Сегодня отмечен интерес к WorldSkills как со стороны высшего, так и со стороны школьного образования.  

Ориентация школ на профили WorldSkills носит не случайный характер, скорее наоборот, включение в соревновательную практику WorldSkills Junior (WSJ) школьников 14-16 лет и даже школьников возрастной категории (10)12-14 лет привели к тому, что профильные классы во многом стали ориентироваться на перечни компетенций WSR, особенно входящих в списки ТОП-50 компетенций. А пре-профильные дисциплины начинаются теперь не в восьмых, а в пятых-шестых классах.

Мотивация школ в этих направлениях развития профильных ориентаций школьников подогревается тем, что во многих городах России рейтинговые списки образовательных учреждений выстраиваются с учетом результатов, которых школы добиваются в соревновательных мероприятиях WSJ. Существуют яркие примеры реализации образовательных программ предпрофильного обучения[5].

Конечно, все это подталкивает школы к организации ранних профессиональных ориентаций школьников, в том числе и посредством предметов, входящих в сетку часов школ. Особенно благоприятны для этого такие предметы как информатика и технология. «На пересечении» информатики и технологии находятся 10-15 компетенций WorldSkills Junior.

Возможности школ могут быть разные, разными могут быть и материально-технические базы школ и квалификация учителей предметников, которым достаточно сложно приступать к обучению детей предметам, по которым не хватает расширенных компетентностей.

Но не смотря на это, специалистами уже озвучены тезисы о включении элементов предпрофессиональной ориентации в программу школьных дисциплин, в частности в курс информатики[4], на модульной, вариативной основе[1], что позволит школам и специалистам варьировать подготовку школьников в зависимости от материально-технического оснащения и квалификации учителей.  

Такие направления профильной ориентации целесообразно ориентировать на детей начинающих знакомство с технологией (5-7 классы) и продолжающих обучаться по направлению, соответствующему уровню компетенции WSJ (8-11 классы). Тут есть некоторые сложности, поскольку отдельные компетенции подразумевают участие детей 14-16 летнего возраста (например, графический дизайн). Другие компетенции WSJ разрешают участвовать в таких соревнованиях детям более младших возрастных категорий 12-14 лет и даже раньше.

Тем не менее, для изучения в школе таких профильных направлений как фотография, видеопроизводство и графический дизайн, очевидно стоит идти по пути, когда 5-7 классы только знакомятся с профилем, не сильно погружаясь в специфику WSJ, а школьники, начиная с 7-8 класса погружаются в профиль уже с полной ориентацией на стандарты WSJ. Конечно, возможна и более ранняя подготовка школьников, но она в основном целесообразна на кружковом уровне.

Пропедевтический курс «Шаг к цифровой фотографии» разрабатываемый специалистами Московского Педагогического Государственного Университета, 1 Московского образовательного комплекса и издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» и тесно связанный с рядом компетенций WorldSkills Junior разработан с учётом особенностей предпрофессионального обучения и интересов школьников. Предлагаемый курс по фотографии рассчитан на уровень школьников 5-7 классов и может быть реализован как в рамках внеурочной деятельности, так и в рамках уроков по предмету Информатика.

Предложенный курс состоит из 3 разделов:

  • Базовый (10 Уроков). Снимаем и корректируем
  • Продвинутый-1 (15 уроков) Фотографируем красиво и правильно
  • Продвинутый-2 (10 уроков) Постобработка фотографий

Базовый уровень включает в себя два модуля по пять уроков каждый. Этого уровня достаточно для того, чтобы научить школьника правильно фотографировать с помощью смартфона и обработать фотографии с помощью простейшего ПО свободного распространения. Каждый урок содержит набор вопросов для самоконтроля и практических упражнений. В то же время, каждый модуль заканчивается Контрольной работой по фотографии (два теоретических вопроса и практическое задание) и Практической работой по пользованию ПО (теоретический вопрос и практическая работа).

Продвинутый-1 уровень состоит из трех модулей по пять уроков каждый.

Этот модуль вплотную подводит школьника к последующему обучению компетенции WSJ в части фотографирования. Модуль заканчивается контрольной работой с 2 теоретическими и одним практическим заданием.

Продвинутый-2 уровень состоит из двух модулей по пять уроков каждый.

Этот модуль вплотную подводит школьника к последующему обучению компетенции WSJ в части постобработки фотографии как с помощью компьютера, так и с применением мобильных устройств. Модуль заканчивается контрольной работой с 2 теоретическими и одним практическим заданием.

Цель курса – овладение школьником основами фотографии на уровне, достаточном, чтобы выполнять качественные фотоработы семейного и школьного уровня. В дальнейшем, после некоторой практики школьник будет способен выполнять на высоком уровне несложные проекты и заказы. При этом, курс содержит значимый компонент раскрывающий содержательные линии «компьютера» и «информационных технологий» курса информатики и может быть интересен для учеников, которые не планируют выходить на государственную итоговую аттестацию по информатике. К примеру, курс может реализовываться в одной из двух подгрупп в классе и создаст хорошую предварительную подготовку для дальнейшей предпрофессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Горячев А.В. О целесообразности модульной организации курса информатики в основной и старшей школе // Сборник материалов международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018» под общей редакцией В.В. Гришкуна, Москва, 14-17 октября 2018 года — том 2 — с.450-453
  2. Егорова И.А. Повышение качества стандартов профессионального образования с использованием стандартов World Skills //Научно-методический электронный журнал «Концепт» № Т25 — 2017 — с.29-30
  3. Одиноков Г.А. Внедрение компетенций World Skills в образование //II Научный форум телекоммуникации: Теория и технологии ТТТ-2017. Сборник материалов конференции. Казань.: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева — 2017 — с 382-384
  4. Павлов Д.И. О возможном направлении изменений в содержании обучения информатике в основной и старшей школе // материалы IV Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» — 2018 — часть 1 стр. 171-175
  5. Серова Т.А., Сидорова Е.В., Ростунова Е.М., Челак Е.Н. Инновационная образовательная программа профессиональной ориентации учащихся основной школы для развития компетенции World Skills Junior в области ландшафтного дизайна // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге — №1(7) — 2017 — с. 60-64
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемый Дмитрий Игоревич!
Спасибо за то, что поднимаете актуальные вопросы. Но не видите ли Вы проблему (опасность) в том, что мы начинаем смешивать задачи общего и профессионального образования?

Игорь Павлов
Игорь Павлов

Уважаемая Людмила Леонидвна, спасибо за ваш интерес к статье и за вопрос, с актуальностью которого я не могу не согласиться. На мой взгляд, смешивание задач общего и профессионального образования было всегда. Или лучше так: «подмешивание» профессионального образования в общее было всегда. Вопрос лишь в количестве и качестве этого «подмешивания». Если в школе вводятся профильные и пре-профильные области робототехники, программирования, электроники и других вариантов STEM, то мы таким «подмешиванием» лишь усилим общее образование (математику, физику и тд.). В подобных случаях врядли кто возразит, что такое «подмешивание» полезно для ОО. В нашем случае, когда в школу привносятся элементы творческих профессий (дизайн, фото,… Read more »

Анастасия Семиз
Анастасия Семиз

Здравствуйте! Спасибо за статью! Мне она показалась очень интересной и спорной. Как мне кажется, Вы пишете о тех вещах, которые могут быть очень интересны современному школьнику, опираясь на WSJ, но как же интересы учителя, кроме как данного конкурса? Мне кажется, что данный курс можно было бы намного плотнее связать с информатикой и проходить базовые вещи, которые могут касаться не только фотографии. Быть может тогда цель курса станет намного шире, но туда будет входить полезный навык о котором Вы пишите: «овладение школьником основами фотографии на уровне, достаточном, чтобы выполнять качественные фотоработы семейного и школьного уровня», как Вы считаете? Еще раз спасибо… Read more »

Игорь Павлов
Игорь Павлов

Добрый день. Спасибо за ваш интерес к статье. Эта статья лишь анонс уже проработанного курса и практически готового пособия по фото. Готовы также аналогичные курсы по видеопроизводству и графическому дизайну. На наш взгляд, данные пособия дают возможность «набирать» учителю содержание уроков информатики или ДО выходя за рамки традиционного понимания информатики. Набранные курсы могут базироваться на тех уровнях: базовом, с усилением изучаемой технологии и с усилением информационной составляющей. Информационная составляющая (в осноаном постобработка фото и видео) имеется в простом виде в базовом курсе и в расширенном виде в последних двух модулях. Таким образом учителю дается широкий и универсальный конструктор курса. Учитель… Read more »

А.В. Каплан
А.В. Каплан

Уважаемый Игорь Вадимович!
Спасибо за важную статью! Было бы очень интересно увидеть Ваши рассуждения о возможности работы над курсом основ фотографии для начальной школы, учитывая тенденцию увеличения количества направлений в соревнованиях KidSkills.