О ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ INTERNET OF THINGS

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ INTERNET OF THINGS

Мырадов Мырат Вепаевич,
студент,
Московский педагогический
государственный университет

Аннотация: В статье рассматривается развитие навыков Worldskills Junior на уроках информатики. Рассмотрено понятие интернет вещей, польза на развитие образовательной программы.
Ключевые слова: Информатика, Worldskills Junior, Россия, школы, рабочие программы, интернет вещей, Internet of things.
 

Стремительные изменения во всех областях человеческой жизни сегодня ни для кого не новость. Я.И. Кузьминов характеризовал эти изменения так: «Меняется способ производства — если в течение последних 200 лет работник «прилагался» к машинам, а средства производства поглощали основную часть капитальных затрат, то в «новой экономике» компьютер выступает как относительно универсальное средство производства (как лопата или молоток в доиндустриальной экономике), реализующее уникальные способности работника. В «новой экономике» именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат.»[Кузьминов-1].

Ведущими специалистами в области структурных преобразований в Российском образовании, такими как К.А. Баранников, И.М. Реморенко, И.Д. Фрумин отмечается неготовность образовательной системы к подготовке быстро адаптируемых к активной экономической деятельности кадров. В частности, отмечается, что фундамент, закладываемый для этого в школе, не может считаться достаточным.Подобные тезисы справедливы для большинства школьных дисциплин и, в частности, для информатики. Несмотря на то, что система обучения информатике является устоявшейся, адаптивной[Бешенков-1] и чувствительной к международным тенденциям[Босова-1], [Босова-2], для подготовки специалистов в области IT школьная база всё ещё не достаточно, о чём часто говорят представители технических вузов и работодатели.

Одним из способов исправить эту ситуацию можно считать систему WorldSkills, а вернее профориентационную ступень WorldSkills Junior. Среди перечня предлагаемых компетенций свыше десяти по своей сути могут быть освоены в рамках школьного курса информатики. К одной из таких компетенций относится Internet of Things или «Интернет вещей».

Термин «Интернет вещей» (IoT) впервые был использован в 1999 году британским технологическим пионером Кевином Эштоном для описания системы, в которой объекты в физическом мире могут быть подключены к интернету с помощью датчиков [Ashton-1].Сегодня Интернет вещей стал популярным термином для описания сценариев, в которых подключение к Интернету и вычислительные возможности распространяются на различные объекты, устройства, датчики и повседневные предметы.

Компетенция IoT тесно связана с содержательными линиями «Алгоритмизация и программирование», «Формализация и моделирование» и «Информационные технологии». Кроме того, при освоении компетенций IoT возникают межпредметные связи с математикой и физикой.
Однако базовый курс информатики не предлагает должного содержания для освоения компетенции Интернет Вещей. А по мнению многих специалистов, являющихся противниками утилизации содержания образования и ранней профориентации, и не должен.

Несмотря на спорный характер профориентации средствами школьных дисциплин, исследование возможных связей IoT со школьным курсом информатики представляется интересным. Тут обращает на себя внимание тезисы А.В. Горячева выдвинутые на конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018», в рамках которой он предложил модульную концепцию курса информатики [Горячев-1].В это же время, в рамках конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» былиозвучены тезисы о возможном создании тематических модулей курса информатики с ориентацией на компетентностное обучение в формате WorldSkills Junior. [Павлов-1]

В этой связи представляется перспективным следующий план исследования:

  1. Анализ требований компетенции IoT в программе WorldSkills Junior и его связь с содержательными линиями курса информатики;
  2. Анализ УМК по информатике для основной и средней школы на предмет выявления связей с компетенциями IoT в программе WorldSkills Junior;
  3. Разработать и апробировать элементы вариативного курса, расширяющего школьную базу курса информатики и ориентированного к развитию компетенций IoT;
  4. Подготовить полноценный учебный курс освоения компетенций IoT в рамках школьной информатики

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1.
  2. Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP-2018 // Информатика в школе — № 9(142) — 2018 — стр 2-6
  3. Босова Л.Л., Павлов Д.И. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиции международного конкурса bebras // Информатика в школе — 2019 — ?1 (114) — стр 50 – 60
  4. Горячев А.В. О целесообразности модульной организации курса информатики в основной и старшей школе // Сборник материалов международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018» под общей редакцией В.В. Гришкуна, Москва, 14-17 октября 2018 года — том 2 — с.450-453
  5. Кузьминов Я. И. Реформа образования: причины и цели //Отечественные записки. – 2002. – №. 1. – С. 91-105.
  6. Павлов Д.И. О возможном направлении изменений в содержании обучения информатике в основной и старшей школе // материалы IV Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» — 2018 — часть 1 стр. 171-175
  7. Ashton K. et al. That ‘internet of things’ thing //RFID journal. – 2009. – Т. 22. – №. – С. 97-114.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемый Мырат Выпаевич!
Спасибо, что поднимаете актуальную тему. Успехов Вам в осуществлении представленного плана!

М.В. Мырадов
М.В. Мырадов

Уважаемая Людмила Леонидовна, спасибо большое, буду стараться развиваться в этом направлении.