ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Гаврилюк Анна Станиславовна, 
учитель математики,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №10 имени А.Е. Бочкина г. Дивногорска Красноярского края,
аспирант,
Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева

Аннотация: в статье описан подход к созданию инструментария для оценивания уровня сформированности познавательных учебных действий при обучении математике в 7-9 классах на основе их динамической модели. Сформулированы требования к оценивающему средству с учётом возрастных особенностей обучающихся и содержания дисциплины.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, критерии и уровни сформированности, конструктор заданий, надежность, валидность.

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) является обеспечение комплексного подхода к оценке как предметных, так и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Диагностическая деятельность на сегодняшний день является нормативно-обязательной для каждого педагога и для школы в целом.

Наиболее остро стоит вопрос диагностики метапредметных результатов подготовки обучающихся, в том числе универсальных учебных действий (УУД).

Педагогическая наука пока не предложила основной школе универсальные инструменты оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся, поэтому современная школа находится в поиске подхо­дящего опыта [Кондратьева и др., 2016].

Заметный вклад в решение проблем оценивания метапредметных результатов обучения математике внесен Л.И. Боженковой, по мнению которой познавательные универсальные учебные действия составляют основу процесса решения математических задач. Предметные результаты обучения математике содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, в основе которых лежат познавательные УУД [Боженкова, 2016].

В рамках требований ФГОС ООО к результатам обучения выделим следующие познавательные универсальные учебные действия:

1) познавательные общеучебные УУД – определение изучаемого понятия, выделение его свойств, перевод информации из текстового представления в графическое или символьное, и наоборот, решение задачи разными способами и выделение наиболее оптимального, формулирование вывода;

2) познавательные логические УУД – сравнение объектов по существенным признакам, установление причинно-следственных связей, построение цепочек логических рассуждений, структурирование учебной информации [Гаврилюк, 2018].

В процессе поиска новых оценочных средств и создания эффективного инструментария, позволяющего не только оценивать уровень сформированности познавательных УУД, но и отслеживать его динамику в процессе обучения, были сформулированы специальные требования к оценочным средствам.

Оценочное средство должно:

1) быть удобно применимым в различных ситуациях, понятным и легко доступным как учителю математики, так и обучающемуся;
2) способствовать экономии учебного времени;
3) основываться на базовом математическом содержании, что способствует более «чистому» проявлению УУД;
4) давать результаты, которые легко обрабатывать, анализировать, систематизировать и хранить [Гаврилюк, Красноярск, 2018].

На основе анализа перечня адекватных умений, определённого Л.И. Боженковой [Боженкова, 2016],  структуры и содержания УУД, рассмотренных О.В. Тумашевой и О.В. Берсеневой [Тумашева, Берсенева, 2016], были сформулированы критерии и описаны показатели сформированности познавательных УУД обучающихся 7-х, 8-х и 9-х классов [Гаврилюк, 2018].

Исходя из того, что каждый возрастной период школьника обуславливает основной или ведущий тип учебной деятельности [Эльконин, 2001], была проведена конкретизация показателей сформированности познавательных УУД этой категории обучающихся с учётом их возрастных особенностей, содержания и объёма учебного материала. При описании показателей каждого из критериев сформированности познавательных универсальных учебных действий были соблюдены требования чёткости, лаконичности, однозначности формулировок и их понятности каждому участнику образовательного процесса [Шкерина, 2015].

Для диагностики уровня сформированности каждого познавательного универсального учебного действия разработан конструктор заданий, представленный критериями сформированности действия, «определяющих слов» и шаблонов заданий (см. табл.1).

Таблица 1

Конструктор заданий для диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (фрагмент)

Универсальное учебное действие

Критерий сформированности Определяющие слова

Шаблон задания

умение определять изучаемое понятие, выделять его свойства умеет определять изучаемое понятие по его признакам установите соответствие между понятиями и их характеристиками, свойствами или признаками  

Установите соответствие между понятиями и их определениями.

 

А)   1)  
Б)   2)  
В)   3)  

 

Ответ:

 

А Б В
     

 

На основании данного конструктора создан банк соответствующих заданий по различным тематическим линиям школьного курса математики 7-9 классов. Проведена оценка валидности и надёжности каждого задания.

Оценивание познавательных универсальных учебных действий происходило на основании критериально-уровневого подхода. Для каждого познавательного универсального учебного действия определены критерии и показатели сформированности (см. табл. 2) [Шкерина и др., 2018; Газейкина, Казакова, 2016].

Таблица 2

Показатели уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (фрагмент)

Критерий сформированности УУД

Показатель Баллы

Уровень сформированности УУД

умеет определять изучаемое понятие по его признакам установлены все соответствия

(показатель проявился полностью)

2 высокий
установлены 1-2 соответствия

(показатель проявился частично)

1 средний
не установлено ни одного соответствия (показатель не проявился) 0 низкий

 

Для проведения оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий разработанные диагностические задания были интегрированы в состав предметных контрольных работ в контексте их математического содержания, для выполнения которых востребованы соответствующие познавательные умения.

При выявлении уровня сформированности следует учитывать полноту усвоения компонентов познавательных универсальных учебных действий как комплекса соответствующих знаний, умений. В данной работе в зависимости от степени проявления критериев сформированности определены уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий: низкий, средний, высокий.

Описанный подход позволил создать валидный, надёжный инструментарий, который позволяет как оценивать уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, так и отслеживать его динамику в процессе обучения математике, который удобно применять и легко адаптировать к различным учебно-методическим комплексам и условиям.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. – М.: Лаборатория знаний, 2016.
  2. Гаврилюк А.С. Особенности моделирования динамики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике в 7-9 классах. В кн.: Современные проблемы и перспективы развития педагогике и психологии: сборник материалов 15-й международной науч.-практ. конф. – Махачкала: Издательство «Апробация», 2018. С.19-21.
  3. Гаврилюк А.С. Особенности мониторинга метапредметных результатов математической подготовки обучающихся. В кн.: Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. – Красноярск, 2018. С.124-127.
  4. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 161-168.
  5. Кондратьева И.Н., Матюшкина М.Д., Рубашкин Д.Д. Познавательные универсальные учебные действия в основной школе: проблемы формирования и оценивания // Непрерывное образование. 2016. № 3(17). С.15-22.
  6. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016.
  7. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Берсенева О.В., Журавлева Н.А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск. 2018.
  8. Шкерина Л.В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: учебное пособие. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.
  9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
 
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
М.В. Егупова
М.В. Егупова

Уважаемая Анна Станиславовна! Хотелось бы увидеть примеры заданий. Возможно, Вам будет интересно познакомиться с работами М.В. Егуповой и Ю.А. Глазкова, связанных с формированием УУД в обучении геометрии. Например,
Глазков Ю.А., Егупова М.В.
Рабочая тетрадь по геометрии:7,8, 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» ФГОС (к новому учебнику) / Москва, 2018.
Глазков Ю.А., Егупова М.В. ЗАДАНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ//Математика в школе. 2017. № 2. С. 24-31

Гаврилюк Анна Станиславовна
Гаврилюк Анна Станиславовна

Уважаемая Марина Викторовна! В последующих своих публикациях я планирую представить примеры заданий. Спасибо вам за отзыв и ценные для меня рекомендации.

Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна

Уважаемая Анна Станиславовна, Вы затронули сложную проблему . Если Вы не знакомы с работой по этой проблеме , то надеюсь Вам будет интересно посмотреть защищённую в 2017 году диссертацию Е.В. Соколовой «Критериальное внутренне оценивание учебных достижений учащихся 7-9 классов в обучении геометрии» (она есть на сайте МПГУ) и соответствующая монография (авторы Л.И. Боженкова, Е.В. Соколова). Успехов Вам!

Гаврилюк Анна Станиславовна
Гаврилюк Анна Станиславовна

Уважаемая Людмила Ивановна! Спасибо вам за отзыв. Я, конечно же, обращаюсь к вашему опыту и опыту ваших коллег. Любой ваш совет или рекомендация очень ценны и важны для меня. Непременно воспользуюсь.