ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Дербуш Марина Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Омский государственный
педагогический университет

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации внеурочной деятельности по математике с использованием математических печатных продуктов (газета, буклет и т.д.). Особое внимание уделяется возможностям информационных технологий для создания математических газет, буклетов, журналов как продукта внеурочной деятельности учащихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, школьная математическая печать, математическая газета, буклет, информационные технологии при организации внеурочной деятельности.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основные образовательные программы любого уровня подготовки реализуются через организацию урочной и внеурочной деятельности. При этом под внеурочной деятельностью понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная  на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов» [2].

Внеурочная деятельность по математике включает в себя несколько форм организации, а именно:

  • постоянные формы (математический кружок, научное математическое общество и другие);
  • временные формы (математическая олимпиада, математический вечер и другие);
  • внеурочные (телекоммуникационные, сетевые) проекты (творческие, исследовательские и т.д.).

Любая внеурочная деятельность по математике предполагает создание некоторого собственного продукта деятельности участниками всех вышеперечисленных форм. Это может быть подготовка докладов, презентаций, театрализованных преставлений и, конечно, каких-либо печатных продуктов (математические газеты, буклеты, журналы и т.д.), которые можно объединить одним понятием «школьная математическая печать».

Школьная математическая печать может рассматриваться как самостоятельная форма деятельности учащихся, имеющая собственное планирование на год, в основу которого будут положены различные принципы: расширение и углубление учебного материала, включение материала по истории математике и занимательного материала для повышения интереса к математике [1]. Мы рассмотрим возможности математической печати при организации различных форм внеурочной деятельности по математике.

Одной из основных и самых распространенных форм, без сомнения, является математический кружок. Он предполагает объединение учащихся, проявивших интерес к математике, и планируется на длительный период (от полугода до двух лет). На занятиях кружка важно включать учащихся в активную познавательную и творческую деятельность, Результатом этой деятельности может быть некий продукт, который можно продемонстрировать другим участникам образовательного процесса (учащимся, учителям, родителям). Таким продуктом может быть математическая газета или математический журнал, которые учащиеся подготовят совместно после рассмотрения определенного раздела кружка.

Современные информационные технологии дают возможность перенести процесс подготовки математической газеты с обычного рисования на ватмане формата А1 на специализированные Интернет-ресурсы, с возможностью вставки текстовой и графической информации, причем в режиме группового доступа. Это означает, что каждый учащийся, находясь на своем рабочем месте (возможно удаленно друг от друга) может принять участие в подготовке выпуска газеты. Это дает возможность для реализации всех результатов обучения, так учащимся будет необходимо не только определиться с математическим содержанием, что способствует достижению предметных результатов, но и распределить свои обязанности, договорится о сроке и порядке выполнения действий, что будет способствовать достижению личностных и метапредметных результатов.

Простым и удобным он-лайн сервисом для создания математической газеты может быть сервис Google Рисунки (https://chrome.google.com/webstore/detail/google-drawings). Интерфейс работы с ресурсом будет понятен даже учащимся 5-6 классов, а готовую газету затем можно будет разместить на сайте школы, на сайте (блоге) учителя математики или разместить в Интернете, раздав учащимся QR-код доступа к этому информационному ресурсу.

Пример математической газеты по теме «Занимательная математика», разработанный с помощью сервиса Google Рисунки представлен на рисунке (см.рис.1).

Рис.1

Математические газеты могут быть не только результатом деятельности математического кружка, но и являться необходимым атрибутом при проведении недели (декады) математики, математических вечеров и т.д. Это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в процессе их создания и распространения может охватывать несколько групп учащихся, что в целом будет направлено на развитие интереса математики и за счет содержания представленного в ней материала, и за счет процесса ее создания.

При работе над различными учебными проектами, реализуемыми в рамках внеурочной деятельности, учащиеся часто прибегают к такой форме краткого и красочного представления результатов как буклет. Этот вид рекламной продукции дает возможность в краткой и структурированной форме представить полученные результаты свой работы. И если раньше для этого использовались возможности обычных текстовых редакторов или специальных программ, то сейчас можно использовать различные он-лайн сервисов, в том числе с возможностью группового доступа по ссылке от автора продукта. Удобным и довольно мощным сервисом, обладающим набором дизайнов для сферы образования является ресурс Canva (https://about.canva.com). Пример просто буклета, созданного с помощью этого ресурса, представлен на рисунке (см.рис.2).

Рис. 2

Использование он-лайн сервисов для создания математической печатной продукции будет способствовать развитию интереса к математике и достижению всех образовательных результатов. Учащиеся смогут в удобной и интересной для них форме представить результаты своей внеурочной деятельности, поделиться ими со своими товарищами и родителями и, возможно, в дальнейшем выбрать образовательный маршрут, связанный с углубленным изучением математики.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кондаурова И.К. Дополнительное математическое образование детей в условиях школы: учебно-методическое пособие. – Саратов, 2014. – 160 с.
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемая Марина Викторовна!
Своей статьей Вы вернули меня в мое школьное детство — мы, действительно, рисовали после уроков математические газеты. Вы описываете использование онлайн-ресурса для создания газеты. Нет ли у Вас планов перейти на использование профессиональных инструментов, обеспечивающих формирование у школьников более широкого спектра компетентностей?

Марина Дербуш
Марина Дербуш

Спасибо за проявленный интерес к моей статье!
В последнее время я более детально начала заниматься особенностями организации внеурочной деятельности при обучении математике с использованием возможностей различных информационных технологий. По-мимо совместного выполнения математических газет и проведения массовых внеклассных мероприятий я рассматривают возможности организации научно-исследовательской и проектной деятельности с использованием сетевых ресурсов и специализированных программ. Это не только позволяет сформировать у учащихся необходимые УУД, но и значительно повышает интерес к математике.

Е.М.Нальчик
Е.М.Нальчик

Раз пошла такая история: газеты, буклеты, — а что бы на берестяные грамоты не перейти? Или всё же имеет смысл идти в ногу со временем, вопреки стараниям министерства образования?

Е.М.Нальчик
Е.М.Нальчик

Л.Л. Босова, а что вы имеете ввиду под «профессиональными инструментами»? И кого назначите спонсором для их приобретения в школах?