МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кадеева Оксана Евгеньевна,
старший преподаватель,
Дальневосточный федеральный университет,
Сырицына Валентина Николаевна,
старший преподаватель,
Дальневосточный федеральный университет

Аннотация: В данной статье раскрываются проблемы организации процесса обучения с внедрением дистанционных технологий в малокомплектные школы и указываются рекомендации в необходимости использования  дистанционных технологий в Приморском крае.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, малокомплектная школа, Приморский край, сельские школы.

Успешная информатизация жизни общества обуславливает новые возможности в области создания и внедрение современных информационных технологий в сферу образования. Свои ожидания общество связывает с технологиями, объединенными термином «дистанционные».

Одной из тенденций развития системы образования в Приморском крае является использование электронных форм обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. Это позволяет осваивать  образовательные программы и их модули без «привязки» к месту нахождения обучающегося и приводит к одновременному снижению трудозатрат преподавателей в расчете на одного обучающегося, а сочетание сетевых форм организации учебного процесса совместно с дистанционным обучением позволяет расширить образовательные возможности.

Анализ проблем, связанных с профессиональной компетенцией учителей малокомплектных и базовых школ, использующих дистанционные технологии обучения, выделяет ряд противоречий между [6]:

  • актуальными требованиями к уровню профессиональной компетенции учителей малокомплектных и базовых школ и готовностью их к дистанционной форме обучения;
  • возросшей потребностью учителей с качественной практической подготовкой в удаленных районах Приморского края и направленностью педагогических вузов на теоретическую подготовку будущих учителей без учета реальных потребностей дистанционного обучения;
  • необходимостью подготовки в системе профессионального образования учителей, обладающих высокопрофессиональными навыками использованиям дистанционных технологий и отсутствием единых требований к программному и аппаратному обеспечению данных технологий.

Данные противоречия негативно влияют на организацию процесса обучения в малокомплектных школах Приморского края и ставят задачу создания необходимых педагогических условий эффективного профессионального образования будущих учителей, способных организовать такой процесс обучения и решить возникающие в ходе данного обучения проблемы.

В результате внедрения дистанционных технологий ощутимо возрастут степени индивидуализации и уровня качества образования, значительно снизится объем рутинных трудозатрат. При этом образование станет привлекательнее, шире и доступнее для всех слоев общества.

Сложившаяся система образования Приморского края включает в себя образовательные учреждения и организации 34 муниципальных образований Приморского края, среди которых два закрытых административно-территориальных образования Приморского края: Большой Камень и Фокино, 11 городских округов Приморского края и 23 муниципальных образования Приморского края, имеющих в своем составе городские и сельские, в том числе поселковые, поселения. Специфика региональной системы образования Приморского края определяется близостью к границе с Китайской Народной Республикой, наличием в Приморском крае городов-портов, расположенных на побережье Японского моря, вдоль восточных границ Российской Федерации: города Находка, Владивосток.

На территории Приморского края функционирует 526 учреждений общего образования и 116 учреждений дополнительного образования. 511 муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе 11 гимназий, 5 лицеев, 22 общеобразовательные организации с углубленным изучением предметов. Из них 50,3% городские и 49,6% сельские; при этом доля школьников городских школ  75%, в сельских школах  25%.

Тенденция сокращения численности обучающихся общеобразовательных учреждений сохраняется, поэтому естественными были процессы реорганизации и оптимизации.

Доля сельских образовательных учреждений среди учреждений дошкольного образования составляет 35,5%, среди учреждений общего образования 50,4% и 28,6% среди учреждений дополнительного образования. Таким образом, доля учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, преобладает.

С 2014 года в 11 (из 24) базовых школах – участницах системы дистанционного обучения начались работы по переключению  со спутникового канала скоростью 512 Кбит/с на наземный канал с гарантированной скоростью 2 Мбит/с. Создано дополнительно 22 базовые школы   центра компетенции естественнонаучной и физико-математической направленности (всего 177 базовых школ). Организовано дистанционное обучение в 24 базовых и 106 удаленных школах. В течение указанного периода 725 педагогов и руководителей образовательных учреждений Приморского края проходили курсы повышения квалификации в данной области, в том числе 226 человек – по накопительной модели, 318 – по модульно-распределенной, 161 – по сетевой, 20 – по дистанционной, что на 14% больше от запланированного.

Вследствие чего, на период 2015 учебного года в образовательные учреждения 27 территорий края прибыло 188 молодых специалистов, из них большая часть – это учителя начальных классов (43 человека), учителя иностранных языков (34), учителя истории и обществознания (20), воспитатели ДОУ (19), учителя русского языка и литературы (18). Больше всего прибыло в города Владивосток (56 человек), Уссурийск (39 человек), Артем и Находка (по 9 человек). 100 молодых специалистов начали трудовую деятельность в своих территориях. В связи с прибытие молодых специалистов число педагогических работников со стажем работы до 10 лет увеличилось и составило 16,5 %  по сравнению с предыдущим годом.

Однако, привлечение кадров для работы на село продолжает оставаться актуальной проблемой.

Таким образом, к наиболее острым проблемам в настоящий период можно отнести:

  • отсутствие мотивации у выпускников педагогических вузов в поступлении на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности;
  • увеличение числа педагогов пенсионного возраста;
  • отсутствие вакансий в отдельных районах края для притока молодых специалистов;
  • отсутствие устойчивой мотивации педагогов пенсионного возраста к освоению новых образовательных технологий, что влечет за собой рост потребности в современных педагогических кадрах;
  • нехватка кадрового резерва руководителей образовательных учреждений.

Таким образом, из всего перечисленного актуальны следующие проблемы малокомплектных школ Приморского края: удаленность от более крупных образовательных учреждений и нехватка педагогических кадров. Решить обе проблемы можно посредством применения в малокомплектных школах дистанционных технологий. Развитие современной Интернет-связи, информатизации и компьютеризации позволяет вести эффективное обучение дистанционно. Причем независимо от того, где находится ученик, каково их количество в школе.

Такая система, с использованием базовых школ, с укомплектованным штатом преподавателей, реализуется в Приморском крае. Однако все это предъявляет к современному учителю высокие требования и подразумевает наличие у него специальных компетенций. Данные преподаватели должны иметь высокую мотивацию к применению в своей деятельности дистанционных образовательных технологий и соответствующую подготовку в применении данных технологий и работе с современными программно-аппаратными средствами обучения. Говоря о малокомплектных школах, в большинстве случаев ведем речь об удаленных, сельских школах, само расположение которых обуславливает их проблемы и, как это не странно – достоинства.

Поэтому необходимость создания новой системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к реальной системе образования. Современные учителя школ не владеют достаточным уровнем информационно-коммуникационных технологий – компетентности в области использования дистанционных образовательных технологий в организации обучения, директора школ в области управления и организации мониторинга с использованием дистанционных образовательных технологий.

Из этого можно сделать вывод, что компетентность учителя в области дистанционных технологий основывается на умении использовать современные компьютерные средства, на знании особенностей работы программно-аппаратных средств и способности их грамотного использования в своей профессиональной деятельности для организации качественного дистанционного обучения [2, с. 15].

Рассматривая вопрос подготовки основных рекомендаций по использованию программно-аппаратных средств, следует учитывать результаты исследований, по применению данных средств в процессе обучения с использованием дистанционных технологий и возникающих при этом трудностях.

В ходе проведенного анализа выявлено, что дистанционное обучение наиболее востребовано на данном этапе развития образования в стране и наиболее остро потребность в нем ощущается в Приморском крае, имеющем большое количество малокомплектных и удаленных школ, а также нехватку педагогических кадров в данных образовательных заведениях. Также необходимо уточнять наиболее сложные в освоении программно-аппаратные средства, изучение которых вызывает трудности у педагогов, реализующих дистанционное обучение.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Андреев А.Л. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисциплинарность. Высшее образование в России, 2014. № 3. С.30-37.
  2. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2011. 336 с.
  3. Государственная программа «Развитие образования Приморского края» на 2013-2017 гг. в ред. Постановления Администрации Приморского края от 16.05.2013 N 180-па.
  4. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. №4. С. 34-37.
  5. Рулиене Л.H. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. 272 с.
  6. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития. Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 107-109.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Голубева Людмила
Голубева Людмила

Здравствуйте! Спасибо за интересную статью! Очень сейчас актуален вопрос малокомплектных школ и не хватки учителей, но хотелось бы больше узнать об дистанционном обучении: как оно проходит, обеспечены школы всем оборудованием, не снижается ли успеваемость у детей?