ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Кузьмина Татьяна Викторовна,
учитель математики
МАОУ «Лицей № 6 «Перспектива»
Россия, Красноярск

Аннотация: Статья посвящена технологии использования интеллект-карт на уроках математике. Приведены их основные особенности и дидактические возможности.

Ключевые слова: интеллект-карта, ЕГЭ, математика, этапы урока, контроль.

Для успешного прохождения итоговой аттестации по математике всеми учениками учитель должен провести немалую подготовительную работу. Многие педагоги предлагают разработку и внедрение специальных систем для подготовки к ЕГЭ. Они предполагают систематическую работу, направленную на получение навыков решения тренировочных заданий единого государственного экзамена. Одной из важнейших составляющих успешной сдачи ЕГЭ является предметная готовность ученика. Для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ без внедрения дополнительного учебного времени требуется разработка и применение новых методов и средств, в том числе инновационных. На наш взгляд таким средством в этой области является применение интеллект-карт.

Выделяют четыре существенные отличительные черты интеллект-карт:

  • объект внимания (изучения) кристаллизован в центральном образе;
  • основные темы, связанные с объектом внимания (изучения) расходятся от центрального образа в виде ветвей;
  • ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами, вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; тоже справедливо для третичных идей и т.д.;
  • ветви формируют связанную узловую систему [2].

Технология применения интеллект-карт в образовании имеет ряд преимуществ перед другими современными технологиями обучения:

  • способствует развитию ментальных способностей (способность классифицировать, ясность изложения мыслей и др.);
  • помогает сводить воедино сложную по составу информацию на одном листе;
  • способствует запоминанию большого объема информации, принятию более обоснованного решения;
  • позволяет хранить информацию;
  • повышает скорость мыслительных процессов;
  • способствует развитию творческого мышления.

По своей сути интеллект-карта является схемой, используемой для представления ассоциаций по определенной теме, которые связаны и размещены вокруг ключевого слова. Наиболее часто интеллект-карты используются для генерирования, структурирования и классификации информации, что позволяет впоследствии с легкостью воспроизводить основные идеи из памяти на основе визуальных образов.

Для построения интеллект-карты сначала необходимо выделить цельный образ – формулирование задачи, которая требует решения. Центральный образ интеллект-карты выглядит  как «ствол дерева», от которого отходят базовые идеи, представляющие собой «толстые ветви». Ветви ассоциативно связаны с центральным образом, от них также ответвляются второстепенные идеи ассоциации и т.п. Такая структура интеллект-карт позволяет реализовать принцип иерархичности и ассоциативности мышления – от общего к частному. Отличительной чертой интеллект-карт является преобладание в них визуальных образов (использование цвета, изменение шрифта, создание рисунков, применение условных обозначений).

Построение интеллект-карт в учебном процессе дает свободу действий учащихся, что эффективно влияет на качество результатов мыслительной деятельности;  позволяет сделать быструю расстановку фактов иерархическом порядке и одновременно способствует их усвоению. При создании интеллект-карт происходит обдумывание и анализ информации [3].

Интеллект-карты могут быть построены учениками в рабочих тетрадях, в специально отведенных тетрадях для конспектирования, либо на отельных листах. Карты, построенные вручную на бумаге или на доске, чаще всего требуют  «перестраивания», т.к. рисунки могут быть выполнены неаккуратно, что влияет на качество карты. Именно поэтому некоторые авторы и педагоги вместо традиционных способов построения интеллект-карт предпочитают использовать современные методы. В настоящее время существует множество различных мобильных приложений  и широкий спектр компьютерных программ для создания интеллект-карт.

Г.Е. Абылкасова предлагает следующие возможности использования интеллект-карт на различных этапах урока:

  1. Проверка домашнего задания – устный опрос с целью выявления уровня знаний учащихся с использованием интеллект-карт.
  2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков – восполнить недостающие знания учащихся, вспомнить необходимые опорные знания с использованием интеллект-карт.
  3. Формирование понятийного аппарата, новых знаний и практических умений – усвоение нового учебного материала с использованием интеллект-карт в виде опорного конспекта.
  4. Контроль и учет знаний – учeт и контроль знаний с применением интеллект-карт [1].

Т.А. Свалова описывает использование интеллект-карт на этапах изучения нового материала и считает их средством формирующего оценивания. Педагог, предвидя желаемые результаты обучения по теме, готовит эталонную карту заранее. Обучающиеся с ее помощью изучают новую тему. Две основные функции такой карты – навигация по учебному материалу и его структурирование. На карте изображается объект изучения во всех его взаимосвязях и характеристиках.

Данным способом представления учебного материала удобно пользоваться как ученикам, так и педагогу. В первую очередь, учащимся дается  представление об объеме информации, которую необходимо усвоить. Во вторую очередь, ученики получают  в свое распоряжение готовый конспект, который могут дополнить своими описаниями или примерами. К тому же, при проведении занятия легко улавливается ход мыслей учителя, а его деятельность, в свою очередь, не направлена на точное воспроизведение  текста, что позволяет учитывать особенности класса [4].

При использовании интеллект-карт на этапе формирующего оценивания контроль знаний возможно проводить как на промежуточных этапах изучения материала, так и после окончания работы с картой. Проверка знаний учащихся происходит при помощи «контрольных карт» различных видов: неполная карта, карта с ошибками, карта с отсутствием связей между объектами.

Первая разновидность  карты является одной из самых простых: ученику предоставляют готовую  карту с пропущенными объектами. Его задача – заполнить недостающие фрагменты. Этим способом легко проверяется запоминание учеником понятий и нахождение их места на карте.

Вторая разновидность – карта с преднамеренными ошибками. Она содержит лишние связи, неподходящие понятия. Выполнение данного задания предполагает поиск и исправление допущенных ошибок, устранение ненужных связей и лишних понятий, которые не имеют отношения к изучаемой теме.

Третья разновидность – «карта с отсутствием связей между объектами». Такой способ подходит как для индивидуальной, так и для групповой деятельности (к примеру, на уроках повторения, обобщения, систематизации, закрепления знаний). Смысл заключается в предоставлении обучающимся уже готовых понятий, которые им нужно соотнести между собой и расставить связи [4].

Все виды карт очень удобны, но при оценивании знаний необходимо определить валидность созданной учеником интеллект-карты. Оценка качества знаний, отраженных учеником на карте, – их полнота, правильность и структура – может быть выполнена различными способами.

Таким образом, при помощи данного способа контроля знаний можно понять целостную картину усвоения изученного материала учеником, найти «пробелы» в знаниях и провести своевременную корректирующую работу. При этом также формируется полное представление о пройденной теме, совершенствуется умение работать с понятиями, устанавливаются причинно следственные связи, строятся логические рассуждения и даются обоснованные выводы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абылкасова, Г.Е. Применение интеллект-карт как одной из форм информационных технологий в процессе обучения учащихся в средней школе / Г.Е. Абылкасова, Г.К. Дюсембинова // В сборнике: Теория и практика современного научного знания.проблемы. прогнозы. решения Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 33-34.
  2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. Пер. с англ. Е. А. Самсонов.– 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  3. Костюкевич, Е.Ф. Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе / Е.Ф. Костюкевич // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве.- 2016.- № 3.- С. 83-89.
  4. Свалова, Т.А. Интеллект-карта как средство формируюшего оценивания знаний / Т.А. Свалова, М.Ю. Мамонтова // В сборнике: Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий Межвузовский сборник научных работ. Екатеринбург, 2016.- С. 86-96.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
М.В. Егупова
М.В. Егупова

Уважаемая Татьяна Викторовна! Поднятая Вами тема — подготовка к ЕГЭ — актуальна и интересна многим. Хотелось бы увидеть пример такой интеллект-карты.

В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Какими программами для создания интеллект-карт Вы пользуетесь? Если примеры ментальных карт в открытом доступе?