ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Арланова Оксана Павловна
учитель первой категории
МОУ Шумовская СШ

Аннотация: Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. В последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли революционные изменения: возрос объем передаваемой информации, возникли новые виды визуальной информации, а также способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов. Визуализация помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию, развивает критическое мышление, помогает учащимся интегрировать новые знания, позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти, опорные конспекты, презентации, видеоролики, интеллект-карты, ментальные карты способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации.
Ключевые слова: визуализация, метод интеллект-карт, опорные конспекты.
 

Учителя часто сталкиваются с проблемой — школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма). Подача информации от учителя к ученику чаще всего носила прямой устный характер. Сегодня клиповое мышление современных детей ставит преподавателя в другие условия передачи информации. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.

Необходимо отметить, что ведущим видом восприятия информации является зрительное, что предполагает как развитие традиционно-наглядных, так и инновационных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения в процессе обучения. Известно, что до 90 % информации человек получает через зрительный канал восприятия. В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющие преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно-логическое мышление.

Визуализация в обучении математике — одна из «вечных» проблем математического образования. Она была актуальна еще в 1957 г., когда Пьер Ван Хиель впервые представил модель обучения геометрии с опорой на развитие визуального мышления учащихся. Необычайно популярна эта тема и сегодня. Применение различных средств визуализации активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств визуализации, и особенности применения их.

Исходя из выше изложенного, на своих уроках я решила использовать два наиболее эффективных, по моему мнению, метода. Одним из методов, отвечающих возникающим в современном обществе потребностям и помогающим повысить эффективность образовательного процесса, является создание и использование интеллект-карт, представляющих собой графическое изображение информации. Он помогает систематизировать знания, а также помогает увеличить одно из главных качеств, необходимых современному человеку – креативное, творческое мышление. Другим — использование на уроках опорных конспектов, которые способствуют наилучшему представлению информации, ее усвоению и развитию мышления учащихся. Работа с опорными конспектами, составление структурно-логических схем способствуют представлению всего объема материала в сжатом виде, настраивают учащихся на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке. У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются состояние «могу и умею» и чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.

При ознакомлении с новым материалом и, особенно, при закреплении знаний и умений я организую работу с наглядными пособиями так, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями. Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями, но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Я всячески поощряю детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе. Важным условием эффективности использования средств визуализации является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала.

Создавая интеллект-карты и опорные конспекты, я хотела получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации.

Систематическое и целенаправленное использование методов визуализации в процессе обучения школьников математике способствует осознанному умению решать математические задачи, повышает уровень эффективности обучения, способствует развитию и поддержанию интереса к математике, а так же развитию различных форм мыслительной деятельности.

Если использовать опорные конспекты и метод «Интеллект-карт» как способ визуализации информации, то можно повысить творческий, креативный и интеллектуальный уровень учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.С. Атанасян. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый и углубл.уровни. 2018. 255 с.
  2. О.Б. Епишева. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций. 2008. 203 с.
  3. О.Г. Сорока, И. Н. Васильева. Визуализация учебной информации. http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf
  4. http://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-myshlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditelej/
  5. https://womanadvice.ru/klipovoe-myshlenie-fenomen-sovremennosti-plyusy-i-minusy-klipovogo-myshleniya
  6. https://урок.рф/library/opornie_konspekti_na_urokah_matematiki_162137.html
  7. http://www.ug.ru/method_article/313
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Боженкова Людмила Ивановна
Боженкова Людмила Ивановна

В статье Арлановой Оксаны Павловны обсуждается полезность использования интеллект -карт и опорных конспектов в качестве средств обучения. В российской психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно полно разработан вопрос о средствах преобразования учебной информации, способах её представления; доказано значение этих процессов для совершенствования понимания, памяти и внимания учеников. В настоящее время актуальной является проблема связи этих процессов с достижением планируемых результатов обучения математике в контексте ФГОС общего образования, а также иллюстрация реальных возможностей использования указанных в статье средств обучения (не метода обучения).

А.Б. Дрозник
А.Б. Дрозник

Заглавие работы показалась весьма интересным. Хотя наглядность на занятиях геометрии нельзя сказать, что стала актуальной. Она была со времен Евклида. Впечатляет список литературы, но из текста не видно, где и что используется. Нового в статье же я не нашла. Приложения повторят друг друга, и по сути являются картинками из стандартного учебника по геометрии для средней школы под авторством Л.С. Атанасяна.

Арланова О.П.
Арланова О.П.

Спасибо за комментарий. По поводу приложений могу сказать, что его выложили не весь почему-то, нет самих интеллек-карт, только опорные конспекты.

В.В. Назарова
В.В. Назарова

Добрый день! Благодарю Вас за материал. Подскажите, пожалуйста, какими программами для создания интеллект-карт Вы пользуетесь? Данный вопрос актуален для меня с практической точки зрения, так как я являюсь магистрантом пед.направления, мы рассматриваем ресурсы, которые учителя могут использовать в своей повседневной преподавательской деятельности, но при этом не включать «функции супермена» (потому что большинство сервисов для создания интеллект карт англоязычные, и чтобы создать свой продукт, а тем более качественный, преподавателю придется потратить явно не один час).

Арланова О.П.
Арланова О.П.

Добрый вечер! Для создания интеллект-карт пользуюсь стандартной программой Microsoft Office Word, стараюсь использовать Smart приложения.

Сандалова Мария
Сандалова Мария

Как педагог, работающий с детьми с аутизмом, уделяю много внимания методам визуализации информации, поэтому заинтересовалась темой, рассчитывая найти в статье новые источники вдохновения. К сожалению, изложенные информация показалась мне общепринятой и давно известной, а рисунки из приложения висели на стенах кабинетах математики и 25 лет назад. Для заинтересованности читателя, автору стоит поискать более интересные и новые подходы к визуализации информации. Например, нотную запись при изучении дробей.

Арланова О.П.
Арланова О.П.

Благодарю за комментарий. Повторюсь, интеллект-карт нет в приложении, хотя я все скидывала.