ВЕБ ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ВЕБ ДИЗАЙН И РАЗРАБОТКА

Прокинов Егор Геннадьевич,
студент,
Московский педагогический
государственный университет

Аннотация: в статье рассматривается раздел World Skills Junior  «Веб дизайн и разработка», проанализирована школьная литература, подходящая для данной темы.

Ключевые слова: обучение школьников веб дизайну и разработке, информатика в школе, HTML, World Skills Junior.

Курс информатики в настоящее время переживает очень непростые времена. С одной стороны, определены цели непрерывного курса и построена методическая система обучения[7]. Освещены вопросы, связанные с влиянием ФГОС на информатику [2], а также с метапредметной природой школьной информатики [3]. Учтены и перспективные направления, связанные с робототехникой и искусственным интеллектом [10].

Между тем, популярность и востребованность информатики у школьников крайне низка. По разным оценкам только каждый 12 школьник выходит на государственную итоговую аттестацию после 9 класса, а в 11 классе показатель ещё ниже. И это в цифровую эпоху, когда компьютер и информационно-коммуникационные технологии сопровождают нас каждый день.

Попытки исправить ситуацию предпринимаются многими специалистами. Анализируется зарубежный опыт преподавания информатики [4]. Большое внимание уделено этапу начального образования [5] и, в частности, раскрытию содержательных линий «Информации и информационных процессов» и «Представление информации». Однако даже на уровне начального образования интерес к информатике недостаточен, а в основной и средней школе он неуклонно снижается.

В этой связи особый интерес представляют идеи, нацеленные на повышение вариативности курса информатики. В частности тезисы выдвинутые А.В. Горячевым в рамках проходившей 14-17 октября 2018 года конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018» в ходе которой он отмечал, что при определении содержания и методов обучения информатике «следует ориентироваться на более гибкие подходы к содержанию курса и контрольно-измерительных материалов, а также к более широкий круг форм  обучения» [6]. В частности А.В. Горячев выделил как перспективную, модульную форму организации курса. 

Идеи А.В. Горячева нашли поддержку на проходившей в декабре 2018 года конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» где было сделано предположение о возможном направлении изменений в содержании обучения информатике, путём создания тематических модулей, используя которые учитель может варьировать содержание курса, а кроме того, предположение о том, что некоторые из модулей могут быть ориентированы на предпрофильное обучение, содержание которого определяется в связи с компетенциями World Skills Junior [9].  

Международная система популяризации рабочих профессий и повышения статуса и стандартов профессиональной подготовки через проведение международных соревнований по всему миру WorldSkills International основана в 1953 году и на сегодня представлена в 77 странах. Однако сегодня стандарты WSI активнее всего внедряются на уровне среднего профессионального образования, в частности как инструмент проведения итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, а не теоретической работы. [1] А между тем, в структуре WorldSkills представлена подготовительная ступень – World Skills Junior в рамках которого представлено свыше 10 компетенций, освоение которых тесно связано со школьным курсом информатики.

Одной из самых близких к школьному курсу информатики является компетенция Web Design and Development (веб-дизайн и разработка) для возрастной группы 14-16 лет. Аннотация к компетенции сообщает, что: «Веб-разработчик является динамичной, постоянно меняющейся профессией, сферой деятельности которой является создание и функционирования веб-сайтов. Веб-разработчики используют для создания веб-сайтов специальные программы и языки программирования и разметки, которые связывают ссылки на различные веб-страницы, другие веб-сайты, графические элементы, текст и фото в единый функциональный и удобный информационный продукт. Компьютерные программы, заготовки и открытые электронные библиотеки используются в качестве технической базы. В своей работе разработчики сайтов обязаны обращать внимание на закон об авторском праве и этические вопросы.».

Участники конкурсов WSJ выполняют следующие виды заданий:

  • Разработку дизайна сайта
  • Верстку сайта по макету
  • Разработку клиентской части сайта,
  • Разработку серверной части сайта.

Оценивание выполненных заданий осуществляется исходя из следующих критериев:

  • Принципы и практики, которые позволяют продуктивно работать в команде;
  • Дизайн-концепции и техники, в том числе черновое макетирование страниц (wireframing), объектно-событийное моделирование (storyboarding) и создание блок-схем;
  • Как создать и оптимизировать графику для сети Интернет;
  • Как создавать дизайн по предоставляемым инструкциям и спецификациям;
  • Выбора цвета, типографики и композиции;
  • Современные стили и тенденции дизайна.
  • World Wide Web Consortium (W3C) стандарты HTML и CSS;
  • Возможности клиентского языка программирования JavaScript;
  • Методы и объекты в JavaScript
  • Как разрабатывать код с использованием открытых библиотек. Объектно-ориентированная парадигма JavaScript
  • Разработка веб-сервисов с применением PHP, XML (Extensible Markup Language) и JSON;
  • Как разрабатывать программный код в соответствии с паттернами (например, MVC (Model View Controller);
  • Как разрабатывать безопасное веб-приложение.
  • Использование открытых библиотек и Фреймворков. Yii2, Laravel;
  • Как найти, выбрать и подключить подходящие плагины/модули;
  • Способы реализации функциональных возможностей CMS;

Уровень заданий, а также критерии оценивания показывают, что подготовка к участию в соревнованиях WSJ в компетенции Web Design and Development требует серьёзной подготовки и ставит ученика практически на грань получения профессии. Однако анализ УМК по информатике показывает, что данной теме уделяется недостаточно внимания. Так, элементы темы рассмотрены в разделе 4.4 учебника для 9 класса (Л.Л. Босова, А.Ю.Босова), а также параграфах 6-7 «Web-сайты и язык html» учебника для 9 класса (К.Ю. Поляков). Однако объём темы в часах, а также глубина её рассмотрения не способствуют даже формированию первичных представлений о современном WEB-дизайне, и front-end разработке.  

В качестве альтернативы можно рассмотреть разработанный для внеурочной деятельности, популярные у учителей курсы:

  • https://htmlacademy.ru/
  • https://www.udemy.com/html-css-course/
  • https://geekbrains.ru/courses
  • https://wayup.in/library/course6

Однако эти курсы, пусть и содержат богатый контент, зачастую содержат методические неточности и не редко составлены без учёта психолого-педагогических особенностей школьников, что делает их трудно применимыми в программе основной школы.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что тематика Web Design and Development не достаточно представлена в школьном курсе информатики, а в рамках разработанных факультативных курсов подача материала не достаточна и бессистемна. Однако при модульной комплектации курса, курс Web Design and Development мог стать бы серьёзным обогащением программы по информатике, затрагивая контролируемые элементы содержания и при этом формируя предпрофессиональные навыки.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Амыкова В. Н., Нембрикова Е. В. К вопросу о внедрении демонстрационного экзамена в систему среднего профессионального образования //ББК 60 П27. – 2017. – С. 46.
  2. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Миндзаева Э. В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1.
  3. Босова Л. Л. Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ // Вестник СВФУ. 2009. №4.
  4. Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP 2018 // информатика в школе, 2018 — №9 — с 2-6
  5. Босова Л.Л., Павлов Д.И. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиции международного конкурса bebras // информатика в школе, 2019 — №1 — с 50 – 60
  6. Горячев А.В. О целесообразности модульной организации курса информатики в основной и старшей школе // Сборник материалов международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования — 2018» под общей редакцией В.В. Гришкуна, Москва, 14-17 октября 2018 года — том 2 — с.450-453
  7. Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Захарова Т. Б., Коротенков Ю. Г., Матвеева Н. В. Об информатике, ее подходах и предмете (философия информатики) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2005. №3.
  8. Павлов Д. И. Раскрытие содержательных линий «Представления информации» и «Информационных процессов» на уровне начального общего образования // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 1.
  9. Павлов Д.И. О возможном направлении изменений в содержании обучения информатике в основной и старшей школе // материалы IV Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и ВУЗе» — 2018 — часть 1 стр. 171-175
  10. Самылкина Н.Н., Калинин И.А. Влияние образовательной робототехники на содержание курса информатики основной школы // Информатика в школе, 2018 — №8(131) — с 16-21
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Магистрант
Магистрант

Добрый день! Спасибо за статью. Согласна с данной проблемой. На ваш взгляд, за счет чего можно увеличить количество часов на данную тему?

Анастасия М.
Анастасия М.

Здравствуйте, Егор! Согласна, что данной теме в школе уделяется мало внимания.
Заинтересовал вопрос, все ли онлайн-курсы, представленные в Вашей статье, являются бесплатными? Какой из них, по Вашему мнению, наиболее подходит для изучения?

Екатерина
Екатерина

Добрый день, Егор! Хотела бы поблагодарить Вас за статью! Как Вы считаете курс по веб-дизайну и разработке действительно может повысить интерес популярность и востребованность информатики у школьников?