АВТОРСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

АВТОРСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ

Софронова Наталия Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор,
Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева

Аннотация: В статье представлен опыт разработки видеороликов по информатике для начальной школы, описаны методические подходы использования видеороликов, их структура и содержание.

Ключевые слова: информатика в начальной школе, видеоролики, методика использования видеороликов на уроках.

Увеличение процента видеоконтента в социальных сетях могут наблюдать все пользователи интернета. Приведем статистические данные исследования Simply Measured [3]: более 50%пользователей Facebook ежедневно просматривают хотя бы одно видео, ежедневно в сети регистрируют более 800 млрд просмотров видео. Новым направлением создания видео стали живые видео трансляции, панорамные видео и рекламные карусели. За прошлый год 66,7 млн пользователей добавили 654,7 млн видеороликов на 30 платформ для видео (по данным Tubular Labs). Эти видео просмотрели 2,8 трлн раз. По данным Cisco в 2019-му году 80% интернет-трафика будет приходиться на видео. Очевидно, что учащиеся, как активные пользователи интернета, так же приучены к просмотру больших объемов видеоинформации, а, следовательно, и среди средств обучения должна увеличиться доля дидактического материала на основе видео.

Автором были созданы видеоуроки по темам школьной информатики для начальной школы. Известно, что в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО информатику объединили с математикой. К предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе, отнесли:

  • «овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов…;
  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» [1].

Кроме того, среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования были названы такие, как:

  • «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных  сточниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета» [1].

Очевидно, что значение информатики в начальной школе будет возрастать. Во-первых, это требование времени, во-вторых, это заказ государства в форме ФГОС НОО. Мы не будем проводить анализ учебников по информатике для начальной школы. Все они являются пропедевтическими по отношению к базовому курсу информатики и содержат основные содержательные линии. Именно эти линии мы взяли как системообразующий фактор при определении тем видеороликов:

1)  Что такое информация.

2)  Виды информации.

3)  Организация информации.

4)  Информационные процессы.

5)  Передача информации.

6)  Хранение информации.

7)  Защита информации.

8)  Информационная безопасность.

9)  Поиск информации.

10) Анализ информации.

11) Обработка информации.

12) Устройство компьютера.

13) Алгоритмы.

14) Линейные алгоритмы.

15) Алгоритмы с условием.

16) Циклы с условием.

17) Циклы с параметром.

18) Исполнитель.

19) Роботы.

20) Моделирование.

Особенностью разработанных видеороликов является, во-первых, включение в каждую тему сюжетов со школьниками (учащимися младших классов) (см. рис. 1).

Считаем, что такой прием позволяет показать актуальность изучаемых тем информатики, то, что учебная информация является практически значимой, то, что изучают школьники на уроке, окружает их в повседневной жизни. Во-вторых, это использование фрагментов мультфильмов. Дети младшего школьного возраста любят смотреть мультфильмы. Вставка фрагментов в учебный видеоролик не только активизирует их внимание, но и делает более привлекательным, то есть повышает мотивацию изучения информатики. И последнее, в видеороликах мы активно используем анимацию при демонстрации схем, графиков и другой учебной информации. Это так же повышает у школьников интерес к просмотру видеороликов.

Рис. 1 . Кадр видеоролика со школьниками.

Каждый видеоролик состоит из обязательных частей: заставка, новая учебная информация (включая сюжет с детьми и мультики), заключение (краткое повторение новой учебной информации), заключительные титры. Ролики занимают по времени от 4 до 7 минут.

Видеоролики как дидактический материал имеют важное свойство: их можно остановить в любой момент, прокрутить назад или вперед, выделяя более значимые или сложные для восприятия места. Например, учитель включил видеоролик, и его просмотрели полностью фронтально. Потом можно этот ролик запустить еще раз и останавливать там, где можно обсудить, дополнить информацию, обратиться к жизненному опыту учащихся, чтобы они сами привели примеры на заданные темы. То есть на основе просмотра видеоролика можно не только предъявлять учебную информацию, но и организовать опрос, дискуссию, полемику и пр.

Ролики мы выкладываем в видео-журнале «Инфознайка-медиа», который находится на сайте  http://media.infoznaika.ru. Затем они остаются в канале «Инфознайка ТВ» на youtube.com. Пока разработано только половина роликов  по заявленным темам. Журнал «Инфознайка-медиа» только начал свое существование. Вышло два номера. Автор был бы очень благодарен учителям, если бы они прислали свои мнения и комментарии по адресу n_sofr@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) : https://fgos.ru/
  2. Софронова Н. В. Система пропедевтического обучения информатике // Начальная школа. — № 3. – 2016. – С. 28-32.
  3. Читать или смотреть? Видео в тренде: YouTube, Instagram и Facebook : https://www.cossa.ru/264/145448/
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Мария
Мария

Добрый вечер, Наталья Викторовна. Мне близка идея внедрения обучающих видеороликов в школьный процесс. Как Вы считаете, такие видеоролики должны стать обязательной частью учебного процесса или могут использоваться дополнительно по желанию учителя?

Н.В. Софронова

Жизнь показывает, что интерес к видеоконтенту заметно растёт. Подтверждение — портал youtube, на котором отражены разнообразные грани современности. Безусловно, учителя должны активно использовать видеоматериалы как средство обучения, чтобы быть на одной волне со школьниками.

Голубева Людмила
Голубева Людмила

Здравствуйте, Наталья Викторовна!
Меня очень заинтересовала ваша статья, а так же появились несколько вопросов.
Информатика помогает детям развить творческое мышление, так как достижение конечного результата в поставленной задаче может достигаться разными путями. Но возможно видеоролики отнимут у детей тактильное восприятие и не дадут совершать ошибки, ведь у них в голове уже будет некий шаблон что «только вот так как на видео, правильно». Как быть с этой проблемой? А так же если преподавать только по видео материалам то зачем нужен сам учитель если этот процесс можно будет отнести к самообучению?

Н.В. Софронова

Добрый день, Людмила!
Любой объект можно применить во благо, а можно во зло. Огонь человека согревает, но может леса сжигать. Так же и с информационными технологиями. Все зависит от педагога. Безусловно, видеоролики учителя не заменят, так же как и любые другие средства обучения. Я вижу роль видеороликов в повышении мотивации к изучению учебного предмета, возможно, в концентрированном изложении сути изучаемой темы (что-то вроде опорных сигналов Шаталова). Но если видеоролики создают сами учащиеся, то их роль значительно возрастает. Но это не для младших школьников.

Екатерина
Екатерина

Уважаемая Наталия Викторовна!
Очень интересно, что Вы использовали статистику по просмотрам видео в сети Facebook. Мне кажется, что в России востребованы другие площадки, например, VK, Instagram, Youtube. Считаете ли Вы, что именно с помощью данных ресурсов можно произвести популяризацию Вашего контента?

Н.В. Софронова

Добрый день, Екатерина!
Популяризация контента — вещь нужная, но для меня не самая важная. Все названные вами ресурсы мы используем. Но главный наш портал — infoznaika.ru, наполнением которого я прежде всего озабочена.