РАСКРЫТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА БАЗОВОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАТИКИ – ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

РАСКРЫТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА БАЗОВОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАТИКИ – ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ

Павлов Дмитрий Игоревич 
старший преподаватель
ФГБОУ ВО МПГУ

Аннотация: В настоящей статье приводятся некоторые результаты исследования связи начального курса информатики с компонентами базовой инструментальной грамотности. Опираясь на ранее опубликованные работы, посвящённые развитию у младших школьников навыков получения и передачи информации, автор предлагает типологию заданий нацеленную на формирование этих навыков, а также приводит примеры реализации таких разработок.
Ключевые слова: информатика, начальная школа, ФГОС НОО.
 
Трансформация структуры и содержания образования – неотъемлемая часть глобальных преобразований в обществе, связанных с переходом к информационной модели общественного устройства. Она затрагивает государственную политику в области образования, технологии управления образовательными организациями, а также структуру и содержание предметного обучения.
 
Изменения в государственной политики в области образования выразились в законе об образовании и федеральных государственных образовательных стандартов, которые изменили систему планируемых результатов общего образования, добавив к предметным целям – метапредметные.
 
Эти изменения серьёзно затронули информатику. Так ведущие специалисты, такие как С.А, Бешенков, Л.Л. Босова, А.В. Горячев и многие другие отметили метапредметную природу школьного курса информатики [2] и в частности отмечали, что информатика сегодня способна стать связующим звеном между предметами школьной программы, став основой для формирования умений работать с информацией (данными) [1]. Однако специалисты в области информатики также отмечали, что метапредметный потенциал информатики на сегодня в полной мере не раскрыт.
 

Поиск путей раскрытия этого потенциала сегодня одна из самых насущных задач информатики. Одним из путей достижения этой задачи можно считать построение связи между курсом информатики и базовой инструментальной грамотностью. Это новое понятие в педагогике, введённое в оборот участниками международного проекта «Ключевые компетенции и новая грамотность». «Базовая инструментальная грамотность» «основана на использовании современных инструментов коммуникации, опирающихся на знаковые системы, подразумевает трансформацию в современных техно-логических условиях привычной грамотности «читать + писать + считать» с поправкой на форматы взаимодействия и способы передачи информации, в том числе в режиме «человек — человек» и «человек — машина». [9, с 17].

Базовая инструментальная грамотность – составное, трёхкомпонентное понятие. Анализ научно-методической литературы показывает, что математический и вычислительные (алгоритмический) компоненты базовой инструментальной грамотности тесно связаны с предметной областью информатики, а вот развитию читательского компонента должного внимания не удивляется.

Для изменения ситуации на уровне начального общего образования было предложено изменить структуру предметных результатов, путём раскрытия содержательных линий «Информация и информационные процессы» и «Представление информации». Для этого была сформирована система предметных результатов, нацеленная на развитие навыков получения [7] и передачи [8] информации. К предложенной системе предметных результатов была разработана типология заданий. Всего выделено шесть типов заданий:

  1. Задания на сличение и сопоставление – выполняя задания ученики сопоставляют данные 2-3 типов по заданной теме. Цель работы – структурирование информации в соответствии с поставленной задачей, выявление общих черт и расхождений.
  2. Задания на работу с экспертным мнением – выполняя эти задания ученики осваивают способность оценивать источник и достоверность информации. Это ключевые упражнения для развития критического мышления.
  3. Задания на структурирование и систематизацию – задания с естественным или искусственно созданным усложнением в структуре данных. Ученики осваивают навыки подбора дополнительной информации с целью подготовить необходимый информационный объект, выделяя в нём ключевые связи и различия и объяснять их.
  4. Задания на наглядное представление данных – задания на развитие навыков преобразования данных. Ученики, отталкиваясь от цели выбирают необходимую форму представления. Задания формируют навыки чтения данных, представленных в разных формах (таблицах, схемах, картах, графах, диаграммах и т.д.) и обоснованного выбора форм представления данных (таблица свойств или таблица отношений, круговая или столбчатая диаграмма и т.д.).
  5. Задания на работу с сообщениями с учётом задачи коммуникации – задания в ходе выполнения которых ученики готовят непосредственныи или опосредованные информационные сообщения, с учётом чётко обозначенной задачи коммуникации. У учеников формируется навыки выбора формы, соблюдения объёма и формата, средств выразительности и наглядности при подготовке информационного сообщения. 
  6. Задания на разработку информационного продукта – эти задания представляют собой итоговые, по сути диагностические задания, для реализации которых требуется комбинация навыков, развивавшихся заданиями типов 1-5. Результатом выполнения задания становится конкретный информационный продукт – статья, брошюра, плакат, инфографика, рассказ сопровождаемый презентацией.

Разумеется, общая типология заданий не является исчерпывающей. Задания не могут быть однородны по своей структуре и должны иметь три степени усложнения, обеспечивающие переход от репродуктивного уровня к продуктивному. Кроме того, предложенные задания должны обеспечивать удовлетворения разнообразия индивидуальных потребностей обучающихся. Всего можно выделить три уровня сложности для заданий предложенных типов:

  • Базовая – задания репродуктивного уровня с одним, объективным критерием для оценивания. Эти задания являются обязательным минимумом для освоения всеми учениками.
  • Повышенная – задания репродуктивного уровня с продуктивными элементами или элементами творчества, с 2-3 объективными критериями для оценивания. Эти задания могут являться обязательным минимумом на уровне 4 класса, или же заданиями повышенной сложности, для тех, кто освоил базовый уровень во 2-3 классе.
  • Высокая – задания продуктивного уровня, возможно с элементами творчества, с тремя и более объективными критериями для оценивания и возможно 1-2 субъективными критериями. Эти задания могут являться заданиями повышенной сложности, для тех, кто освоил базовый уровень в 3-4 классе.

Предложенная типология заданий уже нашла своё отражение в УМК «Информатика для всех» выпущенного издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» под редакцией А.В. Горячева и внесённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.

Учителями отмечена современность и востребованность предложенных подходов [6], их связь с результатами начального образования [5], а кроме того, можно выделить связь предложенных подходов с международными тенденциями преподавания информатики [3], в частности на уровне начального образования [4].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бешенков С. А. Школьный предмет стратегического назначения //Информатика и образование. – 2007. – №. 4. – С. 29-31.
  2. Босова Л. Л. Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ // Вестник СВФУ. 2009. №4.
  3. Босова Л.Л., Каплан А.В. Международная конференция по школьной информатике ISSEP 2018 // информатика в школе, 2018 — №9 — с 2-6
  4. Босова Л.Л., Павлов Д.И. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиции международного конкурса bebras // информатика в школе, 2019 — №1 — с 50 — 60
  5. Колганова Ю.С. Информатика в начальной школе как основа для подготовки к всероссийским проверочным работам: опыт молодого специалиста. // Интерактивное образование, 2017 — №6 с. 17-21
  6. Лосик С.Н. Поиск путей реализации непрерывного курса информатики: подходы к обучению учащихся в начальной школе // Интерактивное образование, 2018 — №1 — с40-43
  7. Павлов Д.И. Достижение метапредметных результатов начального образования путем развития навыков получения информации на уроках информатики в начальной школе // Наука и школа. 2018. №1. с.18-23
  8. Павлов Д.И. Достижение метапредметных результатов начального образования путем развития навыков передачи информации на уроках информатики в начальной школе // Проблемы современного образования. 2018. №6 с. 193-201.
  9. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19)).
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Людмила Босова
Людмила Босова
4 лет назад

Уважаемый Дмитрий Игоревич!
Спасибо за интересный материал. Предложенная Вами типология задач достаточно оригинальна. Вы не пробовали установить связи между предложенными типами задач, построить их цепочки? Задачи какого типа оказались для учеников самыми простыми? сложными?

Дмитрий Павлов
Дмитрий Павлов
Reply to  Людмила Босова
4 лет назад

Самыми доступными для детей на практике оказались задания на сличение о сопоставление. При хорошей работе учителя начальных классов они детям знакомы, пусть и поданы несколько в иной форме.
Сейчас ведётся работа по более подробному описанию типологии заданий, со всеми связями, с дифференциацией по уровням сложности и возрастам.

Салахова А.А.
Салахова А.А.
4 лет назад

Уважаемый Дмитрий Игоревич!
Вы поднимаете крайне интересную и, главное, реализованную на практике тему. Подскажите, есть ли какая-то система соотношений по количеству заданий приведённых типов в разных классах? Всё-таки, малыши в начальной школе каждый год практически изменяются с точки зрения психологии. Или же подход универсален?

Дмитрий Павлов
Дмитрий Павлов
Reply to  Салахова А.А.
4 лет назад

Добрый день Алёна!
Типология заданий приведённая в статье — общая. Для каждого типа есть подробный «конструктор» заданий, дифференцированных по сложности и возрасту.

Бурова А. И.
Бурова А. И.
4 лет назад

Дмитрий Игоревич! Спасибо за поднятие такой актуальной проблемы, как инструментальная грамотность. Действительно, в начальной школе ребята сталкиваются с трудностями. Очень понравилась Ваша классификация задач и дифференциация по уровню сложности заданий. Буду пробовать применять на практике данный подход к обучению младших школьников.

Дмитрий Павлов
Дмитрий Павлов
Reply to  Бурова А. И.
4 лет назад

Спасибо за лестный отзыв. Обратите внимание на УМК «Информатика для всех» где данная реализована типология.