ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Белов Игорь Евгеньевич
магистрант,
Российский государственный
социальный университет

Аннотация: Статья рассказывает об основных требованиях, применяемых к разработке электронных учебно-методических комплексов для проведения уроков по информатике в младших классах средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова: ЭУМК, дети, младшеклассники, разработка, начальная школа, процесс обучения,.

С целью увеличения продуктивности учебного процесса рекомендуется использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Компьютер на занятиях в младших классах выступает как объект изучения, а так же как средство обучения, влияющее на увеличение познавательной активности. Такой подход помогает сформировать у детей навыки использования компьютера в учебно-познавательной деятельности на уроке. Именно поэтому, для достижения максимальных результатов в решении поставленных задач обучения нужно, чтобы внедрение ЭУМК в процесс обучения младших классов стало неотъемлемой частью преподавания на уроках в начальной школе. Таким образом, мы можем сформулировать первое условие применения ЭУМК на уроке – это органичное включение в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин начальной школы. В этом случае ЭУМК смогут стать достаточно мощным средством для увеличения эффективности обучения во всех учебных дисциплинах.

Вторым условием применения электронных учебно-методических комплексов на уроках является необходимость их соответствия содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль ЭУМК как инструмента познания.

Третье условие заключается в том, что использование ЭУМК должно быть сопоставлено с дидактической целью урока, входить в его структуру и вести к решению поставленных задач. По результатам педагогических исследований появляется возможность судить об эффективности использования электронных учебно-методических комплексов при знакомстве учеников с новым учебным материалом, в процессе закрепления изученного материала, на этапе формирования умений с навыками и при применении их на практике, а также при контроле за результатами обучения.

Наиболее общими для всех современных концепций процесса обучения являются рекомендации по конструированию и предъявлению содержания учебных предметов, включающие:

  • объективный анализ изучаемого содержания;
  • упорядочение изучаемого содержания;
  • предоставление возможности самостоятельного усвоения знаний;
  • обеспечение индивидуального темпа обучения;
  • наличие оперативной связи между субъектами обучения.

Для того, чтобы данные требования были реализованы на уроках в условиях информатизации учебного процесса, нужно, чтобы применяемые на занятиях ЭУМК были технологически и операционально доступны для школьников младшего возраста. Тогда учителю не придется каждый раз объяснять последовательность работы с разным программным обеспечением, и объем времени требуемый для достижения определенной дидактической цели урока будет минимальным. Кроме того, использование электронных учебно-методических комплексов должно показывать их большую эффективность в сравнении с другими средствами обучения, формируя у учеников младшей школы потребность в их применении.

Условия, названные выше, являются необходимыми для использования электронных учебно-методических комплексов на уроках в начальных классах, иначе их эффективность значительно снижается.

В условиях младшей школы методы обучения имеют высокую значимость и используются на занятиях для объяснения, закрепления, упражнения, а также контроля. ЭУМК выступает в единстве, а также в новом инициативно-проблемном качестве: она является носителем нового содержания.

Для того чтобы электронные учебно-методические комплексы могли использоваться на протяжении урока, они, помимо требований, перечисленных выше, должны удовлетворять еще и следующим условиям:

  • иметь положительную нравственную направленность;
  • должны иметь у себя новые, нехарактерные для традиционных форм обучения черты, для того чтобы вызывать интерес со стороны учеников, а следовательно, повысить их мотивацию к обучению и в перспективе успеваемость;
  • обязаны соответствовать психическим и психофизиологическим возможностям учащегося;
  • должны идти вместе с традиционными формами обучения, дополняя их;
  • должны отражать действующий учебный план и быть сопряженными по времени с учебным планом школы. Отсюда одна из ведущих научно-методических проблем – создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

Электронный учебно-методический комплекс должен давать преподавателю возможность подобрать к каждому конкретному обучающемуся индивидуальную модель обучения: преподаватель, использующий на своем занятии электронный учебно-методический комплекс, может подготовить разные по сложности вопросы и задания для каждого ученика по выбранной теме и определить их количество. При этом для обеспечения такого подхода во время работы учеников с ЭУМК преподавателю нужно до проведения уроков подготовить для каждого ребёнка вариант программы в его «зоне комфорта». Очень важно помнить, что каждое нововведение предъявляет новые требования к ребенку, а также активизирует и развивает разные структуры его психики. Лучше не стоит усложнять программу сразу в нескольких разных направлениях, так как в этом случае она может оказаться слишком сложной для ребенка и развивающего эффекта иметь не будет.

Для того, чтобы программа имела положительный эффект для развития ребёнка, нужно следить за тем, чтобы ученик не испытывал эмоциональный дискомфорт, а поэтому необходимо стараться пробудить у него творческую инициативу, при этом не навязывая своего решения и не принуждая его к продолжению программы. Если ребенок будет положительно реагировать на новую умственную нагрузку при возможности самостоятельного выбора, он проявит смелую инициативу, свободное воображение, будет наслаждаться результатом вложения своих сил.

Для достижения положенных результатов, при разработке электронных учебно-методических комплексов нужно опираться на следующие принципы:

  • Гуманистичностъ. ЭУМК не должен быть использована во вред ребенку. В нем неприемлемо отражение идей национальной, религиозной или классовой неприязни, использование сцен насилия, а также нецензурной лексики.
  • Функциональность. Разработчик ЭУМК, должен ясно видеть обозначенную цель программы и в зависимости от нее планировать внутреннее содержание и внешний вид.
  • Мотивационная отнесенность. Разработчик программы, либо программного обеспечения, обязать создавать её с учетом тех мотивов и потребностей обучаемых, на реализацию которых она направлена. Эффективность ЭУМК будет вплотную зависеть от полноты описания спектра возможных потребностей, которые она могла бы удовлетворить.
  • Когнитивное наполнение. Разработчик должен ясно видеть и понимать список наиболее востребованных когнитивных функций, что необходимо для создания оптимального режима их ввода в программу и выработать рекомендации по профилактике переутомления ученика.
  • Эмоциональная включенность. Одним из самых главных атрибутов ЭУМК является эмоциональное переживание ребенком последствий собственных действий, а также самого процесса выполнения задания. Очень важно стараться создать такую последовательность действий, которая давала бы ученику чувство раскрепощенности и ощущение полного погружения в действия.
  • Контролируемость. Здесь разработчику ЭУМК необходимо предусмотреть возможность для ребёнка контролировать состояние своих когнитивных функций и эмоциональную включенность в процесс обучения, чтобы избежать переутомления.
  • Прозрачность. Правила, а также условия программы обязаны быть понятными, а клавиши управления доступными, иными словами интерфейс программы, её визуальная оболочка и наполненность, не должны быть перегружены. Процесс и результат учебной деятельности ученика также должны быть выражены в простой, понятной и легко читаемой форме.
  • Сопряженность действия и результата. Ещё одна очень важная характеристика ЭУМК – сопряженность действий обучаемого и результатов, которых он достигает. Иначе , у ребёнка обязательно появится состояние фрустрации или агрессии.

Развивающий эффект ЭУМК будет очень низким, если в нем недостаточно эксплицирована сопряженность действия и результата. Преподаватель обязан очень тщательно подобрать комплекс с учетом возрастных и учебных направленностей ученика. Необходимо чтобы задания были составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

Так как в младшей школе дети способны произвольно удерживать свое внимание на одном предмете не более 10-20 минут, просто необходимо, чтобы электронные учебно-методические комплексы были достаточно динамичными. Отсюда следует, что все используемые программы должны являться мультимедийными, рисунки – выполненными ярко и художественно, краски должны сочными с наиболее меньшим содержанием тёмных тонов, а так же иметь музыкальное и голосовое сопровождение.

Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей младшего школьного возраста. Ученики получают мощный эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать и вернуться к данному занятию вновь. Таким образом, у детей появляется мотивация к вхождению в компьютерный мир, которая в дальнейшем становится всё выше и выше. Очень важно чтобы ЭУМК обеспечивали непринужденный характер занятий и вызывали мощное желание добиться успеха.

ЭУМК обязаны способствовать у ученика развитию прогнозирования результата действий. Ребёнок начинает в первую очередь думать и только потом действовать. Само устройство компьютера сразу же ставит ребёнка в абсолютно новую, для него, психологическую позицию: необходимо сначала выбрать, на какую клавишу нажать, для того чтобы получилось то, что ты хочешь видеть на экране монитора компьютера. РебЕнок, прежде чем манипулировать образами на экране, обязательно проделывает требуемую операцию у себя в голове. Таким образом, вместе с совершенствованием наглядно-действенного мышления формируется аналитическое. На занятиях при помощи электронных учебно-методических комплексов формируется тонкая координация движений глаз и руки, это содействует становлению произвольного распределенного внимания. ЭУМК помогают школьникам научится преодолевать трудности, развивают умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить её условия, а также выполнить их максимально правильно.

Одним из самых главных условий внедрения компьютеров и компьютерных программ, а также программного обеспечения и разного рода средств ИКТ в образовательный процесс образовательных учреждений является наличие грамотно подготовленных специалистов. Специалисты должны знать технические возможности компьютера, владеть всеми необходимыми навыками работы с ним, а так же четко выполнять санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, иметь хорошую ориентацию в компьютерных программах, разработанных специально для младших школьников, знать этические правила их применения и владеть методикой приобщения детей к новым технологиям.

При компьютерной поддержке обучения необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой, санитарные нормы организации труда детей за компьютером. Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями, которые эффективно снижают зрительное и статическое напряжение.

Таким образом, для максимально эффективного внедрения в процесс обучения школьников младших классов электронных учебно-методических комплексов с целью развития логического мышления необходимо придерживаться определенных требований. Во-первых, ЭУМК должны четко соотноситься с дидактической целью урока, отражать действующий учебный план и быть сопряженными во времени с учебным планом школы. Во-вторых, они обязаны быть технологически и операционально доступны для детей младшего школьного возраста, а также соответствовать их уровню развития и имеющимся знаниям и способностям. Еще одним неотъемлемым требованием к ЭУМК является их возможность позволять педагогу подбирать каждому ученику индивидуальную модель обучения, задавать нужный темп выполнения заданий, выбирать вопросы по уровню сложности, определять их количество. ЭУМК должны быть более эффективными, нежели другие учебные средства, так как это свойство будет формировать у детей младшего школьного возраста потребность в необходимости их применении.

Электронные учебно-методические комплексы должны быть занимательными и динамичными, для того чтобы они могли привлечь внимание младшего школьника и удерживать его на протяжении всего урока. Необходимо чтобы они были доступными для понимания – во избежание потери мотивации ученика.

Одним из самых важных требований для разработчика при разработке ЭУМК является сопряженность действий ученика с результатом, который он достигает. РебЕнку младшего школьного возраста просто необходимо незамедлительно демонстрировать даже промежуточные итоги его деятельности, иначе может понизиться его мотивация.

К тому же жизненно необходимы хорошо обученные компетентные специалисты, которые управляли бы образовательным процессом и при необходимости вовремя вносили бы в него коррективы.

В конце концов, одним из самых главных условий применения электронных учебно-методических комплексов на уроках информатики в начальной школе с целью развития логического мышления является соблюдение основной задачи – развитие у обучаемых всех составляющих компонентов логического мышления.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Еремин С.А. // ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ИНФОРМАТИКА” // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 4 (83). С.
  2. Баженова Т.В. // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // В сборнике: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. 2014. С. 568-571.
  3. Баженова Т.В., Махныткина О.В. // СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 2. № 12. С. 59-62.
  4. Баракина Т.В. // ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТОВ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Информатика в школе. 2014. № 7 (100). С. 58-61.
  5. Ращепкина А.А., Зверева К.О. // ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 173-174.
  6. Айбазова А.К. // РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // В сборнике: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 99-101.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Л.Л. Босова
Л.Л. Босова

Уважаемый Игорь Евгеньевич!
В своей статье Вы подняли чрезвычайно актуальную тему и достаточно полно ее представили. Но как начинающему исследователю я хотела бы дать Вам несколько советов:
1) надо определять все используемые ключевые понятия — Вы не определили ЭУМК;
2) в Вашей статье есть список литературы, но нет ссылок на представленные там источники из текста статьи — а у меня есть большие сомнения, что все идеи и формулировки принадлежат именно Вам.
Мне кажется, Вам следует провести доработку представленного материала, возможно расширив список источников. Удачи Вам!