О ВОЗМОЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ КЛАВИАТУРНОМУ ПИСЬМУ НА КОРРЕКЦИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)

О ВОЗМОЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ КЛАВИАТУРНОМУ ПИСЬМУ НА КОРРЕКЦИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гальцова Злата Дмитриевна
учитель начальных классов
ГБОУ Школа №814

 

Аннотация: В данной статье ставиться задача рассмотреть направления исследования влияния обучения клавиатурному письму на коррекцию дисграфии у учащихся начальной школы.
Ключевые слова: метапредметные результаты, дисграфия, клавиатурное письмо, коррекция, трудности в обучении, комплексный подход, информатика, начальная школа.
 
Современный этап развития образования характеризуется серьёзными структурными изменениями во всех областях школьной жизни. Обращают на себя внимание информатизация образовательного процесса, ориентация на метапредметные результаты, рост междисциплинарности. Одновременно с изменениями подходов к образованию, меняется и контингент учащихся. В частности, всё больше обучающихся испытывают серьёзные трудности в обучении, вызванные различными особенностями развития. Одним из таких нарушений является дисграфия или «частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме»[Селиверстов-1].
 
Сегодня, по разным оценкам, дисграфия выявляется более чем у 50 % учащихся вторых классов и 35-40% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).
 
Одним из видов дисграфии является оптическая дисграфия, при которой на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если у ученика нарушается узнавание и воспроизведение отдельных (изолированных) букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если же нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии.
 
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи. Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений[Розова-1].
 
Традиционные методы коррекции дисграфии проверены и эффективны, однако, учитывая рост числа детей с подомными нарушениями, не могут считаться достаточными. В этой связи поиск новых путей коррекции дисграфии является перспективным и актуальным направлением.
 
Имеющийся опыт преподавания информатики в начальной школе[Гальцова-1], и в частности осознание влияния информатики на различные области образования[Павлов-1] позволили считать, что информатика может стать ключом для коррекции дисграфии у современных детей.
 
Этот тезис базируется на изучении научно-методической литературы, в которой описаны различные примеры использования информатики для преодоления трудностей к обучению. В частности исследовались вопросы использования систем дистанционного обучения при различных видах испытываемых трудностей в очном обучении[Орлов-1], а кроме того проделана большая работа по изучению организации уроков информатики в классах с детьми с нарушением зрения[Соколов-1].
Анализ различных подходов к использованию различных элементов информатики для коррекции нарушений поведенческого или паталогического характера, позволил сделать следующее предположение: Обучение младших школьников клавиатурному письму может стать способом коррекции оптической и иных видов дисграфии.
Обучение клавиатурному письму – важная составляющая пропедевтического курса информатики. Вопросы культуры обучения клавиатурному письму, использования разноуровневых заданий и выработки индивидуальной траектории формирования навыка клавиатурного письма, широко освещены в научно-методической литературе[Цветкова-1].
 
Кроме того, специалистами в области дефектологии, обоснована необходимость изучения готовности к овладению клавиатурным письмом школьников с недоразвитием речи и рассмотрены различные подходы к такому обучению, а также проанализированы некоторые результаты такого обучения. Подробно описаны общие черты, различия и взаимосвязи между подходами к обучению традиционному и клавиатурному письму[Масленникова-1].
 
Работа по поиску путей коррекции дисграфии у младших школьников через обучение клавиатурному письму должна проводиться комплексно, с привлечением специалистов-дефектологов, специалистов по начальному образованию и методике информатики. Кроме того, необходимо детальное планирование и обязательное освещение хода и результатов работы с целью верификации результатов.
 
ЛИТЕРАТУРА:
  1. Гальцова З.Д. Информатика во внеурочной деятельности первого класса общеобразовательной школы // Материалы Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе». Под редакцией Л.Л. Босовой, Н.К. Нателаури, Москва, 2018
  2. Масленникова А.И. Теоретические проблемы обучения традиционному и клавиатурному письму младших школьников с недоразвитием речи // Мир науки и инновация — № 2(2) — том 7 — 2015 — с 36-38
  3. Орлов А.С., Павлов Д.И. Применение систем дистанционного обучения для поддержки очного образовательного процесса / Информатика и образование — №5 — 2016 — с 13-19
  4. Павлов Д.И. О связи информатики в начальной школе с другими дисциплинами // Информатика в школе — №6 — 2018 — с 63-64
  5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., Преодоление дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у школьников: учебно-методическое пособие / М.: Редкая птица, 2017.- 304 с.
  6. Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г., Пехтерева Л.Б. Понятейно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный изд. центр. ВЛАДОС, 2015.-287 с.
  7. Соколов В.В. Особенности обучения детей с грубоким нарушением зрения современным информационным технологиям // Дефектология — №4 — 2013 — с 65-77
  8. Цветкова М.С., Богомолова О.Б., Культура клавиатурного письма // М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, 413 стр.
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Надежда Николаевна

Злата Дмитриевна, спасибо большое, что подняли такую актуальную тему! Грамотная работа с клавиатурным письмом действительно помогает детям преодолеть трудности освоения письменной речи, используется при разных нозологиях. Для многих детей появилась надежда, что проблема разрешима.

Злата
Злата

Спасибо большое за комментарий!

В.С. Сарьян
В.С. Сарьян

Тема актуальна для современного педагога. Материал изложен в доступной форме. Статья может стать первым шагом на пути к самостоятельному созданию системы занятий в учебном процессе.

Злата
Злата

Спасибо большое! Буду продолжать работать над данной темой.