ТЕКУЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ИОС

By | 21.05.2018
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ТЕКУЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ИОС

Лаврёнов Александр Николаевич
кандидат физ.-мат. наук, доцент

БГПУ им М. Танка
Беларусь, г.Минск
e-mail: lavrenov@bspu.by

В современных условиях происходят довольно быстрые изменения во многих областях деятельности человечества. Особо выделяется такая многогранная активность, которая «обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта», т.е. педагогическая деятельность согласно [3]. Другими словами, с информационной точки зрения имеются как передающий такой опыт (культуру) источник, так и получающий его потребитель. Государство или общество в качестве источника уполномочивает специального своего представителя или педагога. Он является обычно социально образованным человеком, имеющим педагогическое (профессиональное) образование. Также отметим, что выделяют обычно базовый обязательный компонент, который считают свойством культурного человека данного общества, в силу бесконечности всего духовно-практического опыта. В качестве его получателя будем определять целевую аудиторию.

В педагогической деятельности детализируют ее два вида: научный и практический. Первый предназначен для открытия закономерностей в процессе передачи духовно-практического опыта, для получения нового знания в педагогике. Практический вид педагогической деятельности представляется двумя процессами — обучение и воспитание. Источник необходимой информации в них обозначается соответственно терминами — учитель и воспитатель, а целевая аудитория — ученик и воспитанник. Если сначала между данными субъектами педагогической деятельности не было посредников, то далее постепенно начал появляться дополнительный вспомогательный инструментарий. Отметим, что с точки зрения ученика данный процесс ведет к уменьшению роли учителя, хотя последний бы трактовал появление своих новых помощников в образовательном процессе как возможность новых вариантов решения своих педагогических задач при той же или большей интенсивности работы с целевой аудиторией.

Постепенно тематическая и предметная фрагментарность дополнительного вспомогательного инструментария была преодолена в таком интегрирующем объекте как информационная образовательная среда (ИОС). Напомним ее определение согласно Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утверждённой постановлением ГК РФ по высшему образованию 31 мая 1995 года:ИОС —  это «системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [2]. Её структура, а также многокомпонентность и многоуровневость или иерархичность не будут сейчас обсуждаться. Подчеркнем только особо, что интегрирующий эффект ИОС ведет с необходимостью к рассмотрению учителем такой формы работы с целевой аудиторией как проектная деятельность. В данном случае проект выступает как практическое решение конкретной проблемы при использовании всей совокупности необходимых компетенций ученика в данном предмете или, даже возможно, в ряде предметов, т.е. как определенный интегральный контрольный инструмент. С другой стороны, проект предполагает в общем случае в качестве целевой аудитории фактически коллектив учеников. Это, в свою очередь, логически ведет к организации коллективной или командной работы в проекте. Точный анализ имеющихся человеческих и материальных ресурсов и выверенная по объему помощь учителя в обоих случаях является достаточно сложной педагогической задачей, требующей для своего решения его высокий уровень компетенции. Однако, не менее важной, а может быть и самой главной проблемой здесь для учителя выступает организация этой всей педагогической деятельности. Приведем крайние варианты ее реализации. В одном случае педагог жестко не только указывает на все характеристики процесса, но и требует конкретных, определенных детерминированных им действий для достижения своего запрограммированного результата. В противоположном случае целевая аудитория при косвенной фокусировке учителем на ряде имеющихся проблем сама формулирует цель и задачи проекта, определяет необходимые ресурсы и сроки достижения нужного результата. Таким образом, в итоге будем получать соответственно:а) «протестный» или ведомый контингент; б) лидерский или с активной жизненной позицией контингент.

В конце данного короткого доклада хотелось бы указать следующее.Хотя его название обозначено в рамках логической связки педагог и ИОС (т.е. в рамках процесса образования), однако вышесказанное имеет место и в общем случае педагогической деятельности. Здесь как для процесса воспитания, так и научной деятельности можно уже найти некие определенные аналоги ИОС (например, в [1]), но они не имеют такой проработанности как для процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лаврёнов А.Н. Информационно-образовательная среда поддержки аудиторной и внеаудиторной работы студентов / А.Н. Лаврёнов // Реализация в вузах образовательных стандартов нового поколения: материалы научно-практической конференции— Новополоцк: Изд-во ПГУ, 2008. — С. 117—120.
2. Наливалкин А. Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. 2012. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 15.04.2018).
3. Педагогическая_деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогическая_деятельность. (дата обращения 15.04.2018).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
wpDiscuz