СТАНОВЛЕНИЕ САМОНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

By | 21.05.2018
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

СТАНОВЛЕНИЕ САМОНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Козловская Кристина Ивановна
БГПУ им М. Танка
Беларусь, г.Минск
e-mail: k_ristin@mail.ru

Современные тенденции развития образования требуют изменения принципов подготовки будущих учителей. Необходимы новые стандарты в планировании, организации и обеспечении образовательного процесса.В настоящее время общество заинтересованно в грамотных, хорошо обученных педагогах. Эффективность их обучения напрямую зависит от активизации образовательного процесса. В данных реалиях, происходит процесс модернизации образования, внедряются новые интерактивные формы обучения, способствующие развитию и активизации самонравленного обучения.

В последние годы в высшей школе стали уделять больше внимания формированию навыков самонаправленного обучения. Использование методовстимулирующих самонаправленное обучение, позволяет формировать индивидуальный подход к обучению, развивает у студентов ответственность за свое обучение, учащиеся приобретают профессиональную направленность, эффективнее происходит профессиональная адаптация во время прохождения педагогической практики.

Среди таких методов можно выделить и обучение через исследование, интерактивные методы, составление индивидуального плана обучения. Студенты усваивают материал лучше, если могут контролировать процесс получения знаний самостоятельно.

Самонаправленное обучение позволяет студенту оптимизировать свой опыт, и направить силы на изучение того материала, который ему ещё не известен. Природа такого обучения позволяет запоминать информацию на длительный срок. Самонаправленное обучение предполагает собственный путь развития студента и умение использовать полученные знания и навыки в будущей профессиональной деятельности, а также вырабатывает у студента привычку к дальнейшему самосовершенствованию и обучению.

Как же организовать эффективное самонаправленное обучение? Тут некоторые ученые на первый план выдвинули мотивационный компонент самонаправленного обучения, говоря, что данный вид эффективен, поскольку делает студентов более мотивированными к обучению. Но немногие ученые исследовали, как самонаправленное обучение может влиять на когнитивные процессы. Исследователи ТоддГурекис и ДагласМаркант из Нью-Йоркского университета исследуют проблему самонаправленного обучения с когнитивной и вычислительной точки зрения. Их исследования показывают, что мы не всегда оптимально подходим для самонаправленного обучения. Множество когнитивных погрешностей и эвристики, на которые мы полагаемся, чтобы принять решение, могут также повлиять на то, на какую информацию мы обращаем внимание и как, в конечном счете, учимся. Так какие же основные этапы в организации самонаправленного обучения можно выделить?

Во-первых, для успешного самонапрвленного обучения требуются различные навыки и отношение к обучению. Признаки готовности к самонаправленному обучению предполагают: организованность, самодисциплину, способность эффективно общаться и способность принимать конструктивную обратную связь и участвовать в самооценке и саморефлексии.

Во-вторых, необходимо чётко определять учебную цель. Тут необходима коммуникация между студентом и курирующим преподавателем. Студент определяет для себя цель каждой учебной единицы, структуру и последовательность действий, график завершения мероприятий, информацию о ресурсах для каждой цели. После, студент и преподаватель вместе обсуждают данный план и определяют его эффективность.

В третьих, студент должен понимать свой подход к обучению: поверхностный, глубокий или стратегический.
Так же студенту необходимо помнить об оценивании своих учебных достижений. Участвовать в самоанализе и регулярно консультироваться с курирующим преподавателем.

Данный подход был представлен учёными из сингапурского университета менеджмента и представлен на рисунке:

Все представленные выше этапы учитываются при реализации факультативных программ при изучении информационных дисциплин на физико-математическом факультете БПУ им. М. Танка. Таким образом, самонаправленное обучение позволяет сформировать индивидуальный подход к обучению, развивает ответственность за своё обучение, эффективнее происходит профессиональная адаптация. У студента, овладевшего этим навыком, постоянно вращается спираль приобретения нового, которая подтягивает все нужное и внедряет вдело.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Centre forTeaching Excellence, Singapore management university:Becoming a self directed learner(2017)
2. Douglas Markant, Burr Settles, Todd M. Gureckis:Self-Directed Learning Favors Local, Rather Than Global, Uncertainty. Cognitive Science 40(1): 100-120 (2016)
3. Centre for teaching excellence university of Waterloo:Self-Directed Learning: A Four-Step Process.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
wpDiscuz