ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ ИНФОРМАТИКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

By | 21.05.2018
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ ИНФОРМАТИКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Зенько Сергей Иванович
кандидат педагогических наук, доцент

БГПУ им. М.Танка
Беларусь, г.Минск
e-mail: sergey.zenko@tut.by

При подготовке учителя информатики для обучения учащихся в условиях использования информационных технологий очень важен характер взаимодействия между участниками образовательного процесса при освоении нового содержания обучения, новых тем и понятий. На основании рассмотрения обновлённое содержание школьного курса информатики в Республике Беларусь, проведенного семантического анализа основных понятий учебного предмета «Информатика», систематизации методических подходов к обучению учащихся понятиям считаем целесообразным формировать у будущих учителе информатикипредставление о трех возможных классификациях понятий:1) по содержательным линиям учебного предмета; 2) по логико-структурным взаимосвязям и взаимодействиям понятий; 3) по этимологии иноязычных и переводных слов в определении понятия.

  1. Классификация понятий информатики в средней школе по содержательным линиям.

При классификации понятий информатики по содержательным линиям нами выделяются межсодержательные и внутрисодержательные понятия. В курсе школьной информатики в Республике Беларусь выделяется шесть содержательных линий: информация и информационные процессы, аппаратное и программное обеспечение компьютеров, основы алгоритмизации и программирования, компьютерные информационные технологии, информационное моделирование.

Межсодержательные понятия – это понятия, которые используются при рассмотрении учебного материала в нескольких (от двух и более) содержательных линиях учебного предмета «Информатика» в школе. Примерами таких понятий являются: «информация», «данные», «компьютер», «алгоритм», «информационная модель» и др.

Внутрисодержательные понятия – это понятия, которые используются при рассмотрении учебного материала только в одной содержательной линии учебного предмета «Информатика» в школе.К внутрисодержательным понятиям относяться: «байт», «адабтер», «алгоритмическая конструкция следование», «среда программирования», «компьютерный видеомонтаж», «интернет», «сетевая модель».

  1. Классификация понятий информатики в средней школе по логико-структурным взаимосвязям и взаимодействиям понятий.

При классификации понятий учебного предмета «Информатика» по логико-структурным взаимосвязям и взаимодействиям понятий нами выделяются стабильные (устойчивые) и расширяющиеся понятия, ключевые (основные) и вспомогательные понятия.

Стабильные (устойчивые) понятия – это понятия, которые с момента их введения используются в неизменном виде на протяжении всего времени изучения учебного предмета «Информатика» в школе.Примером такого понятия является понятие «информационный процесс». Оно вводиться в 7 классе и рассматривается как «любая деятельность человека, связанная с информацией».

Расширяющиеся понятия – это понятия, которые на протяжении изучения учебного предмета «Информатика» в школе масштабируются (укрупняются, уточняются, развиваются) за счет рассмотрения компонентов нового учебного материала – новых объектов, процессов, свойств, типов данных, видов информации и т.д., при этом доступность для понимания понятия не снижается. Например, понятие «процессор»:

  • в 6 классе: это «одно из самых важных устройств компьютера, расположенное в системном блоке и предназначенное для обработки информации»;
  • в 7 классе: это «важнейшее устройство компьютера, его мозг. Он обрабатывает информацию, выполняя вычисления»;
  • в 10 классе: это «устройство, обеспечивающее преобразование данных и управление другими устройствами компьютера».

Ключевые (основные) понятия – это понятия, которые наиболее часто используются в содержании учебного материала при изучении различных тем учебного предмета «Информатика» в школе. Например, для вышеуказанного понятия «информационные процессы» ключевыми понятиями являются понятия «хранение информации», «передача информации», «обработка информации», «поиск информации».

Вспомогательные понятия – это понятия, которые вводятся с целью предоставления дополнительного уточнения характеристик, свойств, признаков для лучшего понимания отдельных стабильных и расширяющихся понятий. Для понятия «информационные процессы» вспомогательными будут понятия «оперативная память», «долговременная память», «компьютерные носители информации», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «редактирование информации», «форматирование информации».

  1. Классификация понятий информатики в средней школепо этимологии иноязычных и переводных слов в определении понятия.

Информатика содержит большое число иноязычных понятий. В связи с тем, что компьютерные, цифровые, сетевые, мобильный, интернет и др. технологии стремительно развиваются, то количество таких понятий быстро возрастает. Поэтому для учителей информатики проблема обоснованной, равноценной и целесообразной терминологии, передающей сущность понятий с учетом иноязычности происхождения, специфики русского и белорусского языков остается актуальной.На основании анализа значений и этимологии иноязычных слов и их переводных эквивалентов, систематизации аналогов русскоязычных понятий в английском языке и выявлении сущности понятий учебного предмета проведенадифференциация понятий на основе этимологии по частям речи – понятия-существительные, понятия-глаголы, понятия-прилагательные и понятия-комбинации частей речи. Оценка степени соответствия между частями речи понятий учебного предмета «Информатика» и иноязычными и переводнымиэквивалентами позволяют вносить коррективы в методическую работу учителя при подготовке к обучению понятиям информатики учащихся.

Например, понятие курса информатики «буфер (обмена)» – существительное, а иноязычный эквивалент происходит от слов«buffer¬buff(англ)смягчать удар» – глагол. В 6 классе, оно вводиться как «специальная область памяти компьютера для временного хранения информации при выполнении операций Вырезать и Копировать».

Подготовка будущих учителей информатики к использованию вышерассмотренных классификаций при обучении учащихся на основе деятельностно-семантического подхода, как показал педагогический эксперимент во время практики студентов в школе, способствует формированию у учащихся осознанного восприятия изучаемых понятий и облегчает освоение программного материала.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зенько, С. И. Деятельностно-семантический подход как условие повышения эффективности методической подготовки будущего учителя информатики / С. И. Зенько // Весці БДПУ. Серыя 3. Фізіка. Матэматыка. Інфарма-тыка. Біялогія. Геаграфія. – 2017.– С.49–56.
2. Зенько, С. И. Методические аспекты подготовки будущего учителя информатики к работе с понятиями содержательной линии «Аппаратное и программное обеспечение компьютеров» на основе деятельностно-семантического подхода / С. И. Зенько // Вестник Полоцкого государственного уни-верситета. Серия Е. Педагогические науки. – 2017.– С. 58–62.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
wpDiscuz