ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ ГРУЗИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ ГРУЗИИ

Нателаури Нино Карловна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail: nnatelauri@yandex.ru
Сагиришвили Саломе В.
студент Тбилисского государственного университета
им. Иванэ Джавахишвили
Грузия, г.Тбилиси 

90е годы оказались тяжелым периодом для Грузии, в том числе и для системы образования. Результатом экономического кризиса, в котором оказалась страна, стало понижение качества образовательного процесса, проблемы с оснащением школ учебниками и другими средствами обучения, понижение оплаты учителям, повышение текучести педагогов, понижение количества обучающихся в целом, при этом повышение их количества в классах.

В 2000х  ситуация меняется. Начинается пересмотр имеющихся стандартов и образовательных программ, уделяется внимание повышению квалификации учителей, совершенствованию системы оценивания, информатизации образовательных организаций.

В 2004г. выходит документ «Национальные цели общего образования», на основе которого начинают разрабатываться Национальные учебные планы (НУП), охватывающие для каждой из ступеней общего образования распределение часов, условий и предложений по реализации учебных планов,  обязательной нагрузке обучающихся, перечень планируемых образовательных результатов и способов их достижения. В настоящее время разрабатываются новые учебные планы, для начальной ступени он уже утвержден, для базовой ступени имеется проект.

В новом НУП говорится, что обучение должно быть личностно-ориентированным и опираться на 5 основных принципов, среди которых, например, принцип: обучение должно охватывать три категории знаний: декларативные (что знаю?), процедурные (как сделать/получить?), ситуационные (когда и/или зачем я буду использовать эти знания?).

С точки зрения предметов, в новом НУП выделено восемь 8 групп: государственный язык; математика; иностранные языки; общественные науки; естественные науки; технологии; эстетическое воспитание; спорт.

Так, в группе «технологии», обязательным оказывается обучение информационным и коммуникационным технологиям на начальной и базовой ступенях, что будет способствовать развитию медиа- и цифровой грамотности обучающихся, умения использовать специальные средства ИТ в различных областях. Обучение ИКТ может быть как интегрировано в другие предметы, так и реализовываться самостоятельно. Для 10-12 классов, например, предлагаются предметы по выбору, такие как: компьютерные науки (2 семестра), мультимедиа и дизайн (2 семестра), практический курс музыкальных компьютерных программ (от 1 семестра), и шахматы — специальное электронное приложение для 2-3 классов.

В общей части программы ИКТ говорится о важности их активного использования в образовательном процессе не только для приобретения технических  умений и навыков, но и для создания благоприятных условий для формирования свободной личности, носителя национальных и общечеловеческих ценностей.

Основной целью изучения ИКТ является воспитание законопослушной и высокоморальной личности, обладающей навыками эффективного применения ИТ; личности, которая будет способна найти, оценить, проанализировать, переработать информацию и на основе этого принять самостоятельное решение.

В стандарте для 5-6 классов по предмету говорится о необходимости достижения к концу обучения на начальной ступени пяти основных компетенций:

  • обучающийся должен соблюдать правовые, этические нормы и нормы безопасности во время применения ИКТ;
  • обучающийся должен уметь эффективно и безопасно применять ИКТ;
  • обучающийся должен уметь подбирать и использовать различные цифровые средства для поиска информации и исследований;
  • обучающийся должен уметь подбирать и использовать различные цифровые средства для создания цифровых ресурсов;
  • обучающийся должен уметь подбирать и использовать различные цифровые средства для коммуникации и сотрудничества.

В стандарте для 7-9 классов (проект), на данный момент, выделяют результаты по двум направлениям:

  • цифровое общество (рассматривающее вопросы эффективного, безопасного, ответственного применения ИКТ с соблюдением этических норм, а также понимание позитивного и негативного влияния ИКТ на общество);
  • алгоритмическое мышление (рассматривающее вопросы алгоритмизации и программирования).

По первому направлению обучающийся должен:  в цифровом обществе понимать и отстаивать свои и чужие права; подбирать и использовать различные цифровые средства для коммуникации и сотрудничества и ответственно их использовать с соблюдением норм безопасности.

По второму направлению обучающийся должен: суметь построить алгоритм, составить программу; в компьютерной программе/игре суметь создать игровой мир; подойти творчески к созданию программы/игры. Для 7 класса рассматриваются визуальные среды программирования, такие как: Scratch, Blockly, Alice, Kodu. В 8м классе предлагается продолжить изучение программирования в выбранной среде или на одном из языков программирования, например: Java, Python, C# и др.

Основные понятия 7-9 класса: интеллектуальная собственность, этические нормы, киберпреступление, онлайн коммуникация и кибербезопасность, алгоритм, программный код, программная реализация.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Национальный учебный план 2018-2024 начальной ступени общего образования – URL:
    http://ncp.ge/ge/curriculum/satesto-seqtsia/akhali-sastsavlo-gegmebi-2018-2024/datskebiti-safekhuri-i-vi-klasebi-damtkitsda-2016-tsels (дата обращения 24.04.2018, на грузинском языке)
  2. Национальный учебный план 2018-2024 базовой ступени общего образования (проект для общественного обсуждения)– URL: http://ncp.ge/ge/curriculum/satesto-seqtsia/akhali-sastsavlo-gegmebi-2018-2024/sabazo-safekhuri-vi-ix-klasebi-proeqti-sadjaro-gankhilvistvis (дата обращения 24.04.2018, на грузинском языке)
avatar
  Подписаться  
newest oldest most voted
Уведомить о
Дмитрий Игоревич
Дмитрий Игоревич

Добрый день!
А есть ли в Грузии опыт преподавания информатики в начальной школе? И если да, то как всё это проходит?

Т.А. Кувалдина

Здравствуйте, Нино Карловна и Саломе!
Очень интересный доклад, ценная информация для сравнительного анализа образовательных систем.
Вслед за Д.И. возникает вопрос о группе «технологии», по Вашему тексту: обязательным оказывается обучение информационным и коммуникационным технологиям на начальной и базовой ступенях.
Насколько это реализовано в практике школьного образования по сравнению с Россией?

Н.К. Нателаури
Н.К. Нателаури

Уважаемые коллеги, опыт включения информатики как в начальную школу, так и в основную имеется.
С нашей точки зрения, представляют интерес тест общих способностей, сдаваемый выпускниками школ, включающий вопросы, относящиеся и к информатике: https://naec.ge/uploads/postData/EEG-2018/test/GAT-2018-rus.pdf
Возможно, Вам будут интересны тесты для учителей информатики. Их можно посмотреть по ссылке: https://naec.ge/uploads/postData/PED-2018/test/ICT-2018-RUS.pdf