ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ ГРУЗИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ ГРУЗИИ

Нателаури Нино Карловна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail: nnatelauri@yandex.ru
Сагиришвили Саломе В.
студент Тбилисского государственного университета
им. Иванэ Джавахишвили
Грузия, г.Тбилиси 

90е годы оказались тяжелым периодом для Грузии, в том числе и для системы образования. Результатом экономического кризиса, в котором оказалась страна, стало понижение качества образовательного процесса, проблемы с оснащением школ учебниками и другими средствами обучения, понижение оплаты учителям, повышение текучести педагогов, понижение количества обучающихся в целом, при этом повышение их количества в классах.

В 2000х  ситуация меняется. Начинается пересмотр имеющихся стандартов и образовательных программ, уделяется внимание повышению квалификации учителей, совершенствованию системы оценивания, информатизации образовательных организаций.

В 2004г. выходит документ «Национальные цели общего образования», на основе которого начинают разрабатываться Национальные учебные планы (НУП), охватывающие для каждой из ступеней общего образования распределение часов, условий и предложений по реализации учебных планов,  обязательной нагрузке обучающихся, перечень планируемых образовательных результатов и способов их достижения. В настоящее время разрабатываются новые учебные планы, для начальной ступени он уже утвержден, для базовой ступени имеется проект.

В новом НУП говорится, что обучение должно быть личностно-ориентированным и опираться на 5 основных принципов, среди которых, например, принцип: обучение должно охватывать три категории знаний: декларативные (что знаю?), процедурные (как сделать/получить?), ситуационные (когда и/или зачем я буду использовать эти знания?).

С точки зрения предметов, в новом НУП выделено восемь 8 групп: государственный язык; математика; иностранные языки; общественные науки; естественные науки; технологии; эстетическое воспитание; спорт.

Так, в группе «технологии», обязательным оказывается обучение информационным и коммуникационным технологиям на начальной и базовой ступенях, что будет способствовать развитию медиа- и цифровой грамотности обучающихся, умения использовать специальные средства ИТ в различных областях. Обучение ИКТ может быть как интегрировано в другие предметы, так и реализовываться самостоятельно. Для 10-12 классов, например, предлагаются предметы по выбору, такие как: компьютерные науки (2 семестра), мультимедиа и дизайн (2 семестра), практический курс музыкальных компьютерных программ (от 1 семестра), и шахматы — специальное электронное приложение для 2-3 классов.

В общей части программы ИКТ говорится о важности их активного использования в образовательном процессе не только для приобретения технических  умений и навыков, но и для создания благоприятных условий для формирования свободной личности, носителя национальных и общечеловеческих ценностей.

Основной целью изучения ИКТ является воспитание законопослушной и высокоморальной личности, обладающей навыками эффективного применения ИТ; личности, которая будет способна найти, оценить, проанализировать, переработать информацию и на основе этого принять самостоятельное решение.

В стандарте для 5-6 классов по предмету говорится о необходимости достижения к концу обучения на начальной ступени пяти основных компетенций:

  • обучающийся должен соблюдать правовые, этические нормы и нормы безопасности во время применения ИКТ;
  • обучающийся должен уметь эффективно и безопасно применять ИКТ;
  • обучающийся должен уметь подбирать и использовать различные цифровые средства для поиска информации и исследований;
  • обучающийся должен уметь подбирать и использовать различные цифровые средства для создания цифровых ресурсов;
  • обучающийся должен уметь подбирать и использовать различные цифровые средства для коммуникации и сотрудничества.

В стандарте для 7-9 классов (проект), на данный момент, выделяют результаты по двум направлениям:

  • цифровое общество (рассматривающее вопросы эффективного, безопасного, ответственного применения ИКТ с соблюдением этических норм, а также понимание позитивного и негативного влияния ИКТ на общество);
  • алгоритмическое мышление (рассматривающее вопросы алгоритмизации и программирования).

По первому направлению обучающийся должен:  в цифровом обществе понимать и отстаивать свои и чужие права; подбирать и использовать различные цифровые средства для коммуникации и сотрудничества и ответственно их использовать с соблюдением норм безопасности.

По второму направлению обучающийся должен: суметь построить алгоритм, составить программу; в компьютерной программе/игре суметь создать игровой мир; подойти творчески к созданию программы/игры. Для 7 класса рассматриваются визуальные среды программирования, такие как: Scratch, Blockly, Alice, Kodu. В 8м классе предлагается продолжить изучение программирования в выбранной среде или на одном из языков программирования, например: Java, Python, C# и др.

Основные понятия 7-9 класса: интеллектуальная собственность, этические нормы, киберпреступление, онлайн коммуникация и кибербезопасность, алгоритм, программный код, программная реализация.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Национальный учебный план 2018-2024 начальной ступени общего образования – URL:
    http://ncp.ge/ge/curriculum/satesto-seqtsia/akhali-sastsavlo-gegmebi-2018-2024/datskebiti-safekhuri-i-vi-klasebi-damtkitsda-2016-tsels (дата обращения 24.04.2018, на грузинском языке)
  2. Национальный учебный план 2018-2024 базовой ступени общего образования (проект для общественного обсуждения)– URL: http://ncp.ge/ge/curriculum/satesto-seqtsia/akhali-sastsavlo-gegmebi-2018-2024/sabazo-safekhuri-vi-ix-klasebi-proeqti-sadjaro-gankhilvistvis (дата обращения 24.04.2018, на грузинском языке)

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Дмитрий Игоревич

Добрый день!
А есть ли в Грузии опыт преподавания информатики в начальной школе? И если да, то как всё это проходит?

Т.А. Кувалдина

Здравствуйте, Нино Карловна и Саломе!
Очень интересный доклад, ценная информация для сравнительного анализа образовательных систем.
Вслед за Д.И. возникает вопрос о группе «технологии», по Вашему тексту: обязательным оказывается обучение информационным и коммуникационным технологиям на начальной и базовой ступенях.
Насколько это реализовано в практике школьного образования по сравнению с Россией?

Кузнецова Татьяна

Коллеги, есть ли обязательная точка входа в изучение информационных технологий в школах Грузии?

Ксения

Здравствуйте!
Прочитав Вашу статью, у меня возникли следующие вопросы.
1) В 10-12 классах предполагается изучение ИКТ в рамках некоторых дисциплин по выбору. Приведенные в статье дисциплины — это все дисциплины, которые могут быть предложены учащимся старшей ступени? Или возможен более широкий выбор дисциплин?
2) Кто преподает предложенные дисциплины? Школьный учитель информатики или учащимся предлагается прохождение курсов на базе школы?

А.С. Путина

Коллеги, здравствуйте, подскажите, пожалуйста, с какого класса является обязательным обучение информатике в школах Грузии, а также в каком объеме (количество часов в неделю)?

wpDiscuz