ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В ШКОЛЕ

Коновалова Юлия Александровна,
кандидат педагогических наук
Россия, г.Москва 

Нателаури Нино Карловна

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва e-mail: nnatelauri@yandex.ru

Одними из личностных требований к выпускникам основной и средней школы являются требования, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Возможными средствами достижения данных результатов при обучении математике могут служить интерактивные динамические системы, например: 1С: Математический конструктор, GeoGebra, Cabri 3D.    

Возможностям систем, уровням интерактивности, методическим подходам к их использованию посвящены работы В.А. Булычева, В.А. Далингера, В.Н. Дубровского, С.А. Жданова, А.В. Пантуева  и др., позволяющие говорить о целесообразности применения данных систем при обучении математике в школе. [1-5]

Вместе с тем, изучение обучающимися работы с соответствующим средством не должно быть основной целью на уроках математики, и, следовательно, необходимо таким образом включать выбранное программное обеспечение, чтобы время на его изучение не отвлекало от основного содержания и не мешало, а способствовало, достижению запланированных результатов по предмету.

С нашей точки зрения являются оправданными следующие этапы включения  динамических систем в процесс обучения математике (на примере уроков геометрии):

1 ЭТАП. Использование возможностей программы учителем.

Это могут быть: заранее подготовленные учителем геометрические модели: позволяющие повысить наглядность изучаемого материала, которые он использует в презентациях к уроку (статичное изображение);  для демонстрации свойств изучаемого объекта (интерактивный  объект); как основа для дальнейших построений.

  1. Например, подготовка изображений при изучении измерения углов (статичное изображение).
  2. После введения понятия вертикальных углов, учитель может подготовить интерактивную модель, позволяющую обратить внимание обучающихся на свойства этих углов, проведя эксперимент, а потом предложить им доказать данное свойство. Использование соответствующих моделей будет способствовать формированию познавательной потребности и повышению мотивации обучающихся.

В дальнейшем демонстрационные материалы будут представлять интерес, в том числе и при решении многовариантных геометрических задач, стереометрических задач и др.

2 ЭТАП. Работа обучающихся с ЭОР с ограниченным набором инструментов, разработанным учителем в динамической системе или из готовой коллекции ресурсов.

Использование учителем программы на первом этапе позволит познакомить обучающихся с интерфейсом программы, не выделяя на это отдельное время, и подготовит обучающихся к самостоятельной работе с ресурсами как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.
В данном случае учитель может:

  1. Самостоятельно подготовить необходимые материалы для ученика (ЭОР), например, для проведения эксперимента с интерактивной моделью и формулировки обучающимися гипотезы о зависимости величины вписанного угла от величины центрального, опирающегося на ту же дугу. При этом стоит обратить внимание ребят на наличие возможной погрешности, и, что проведенная работа, позволяет сформулировать лишь гипотезу, которую необходимо доказать.
  2. Воспользоваться имеющимися коллекциями, например[*], в предложенных ниже заданиях обучающийся, используя ограниченное количество инструментов, выполняет поставленные перед ним задачи и, кликнув по кнопке «Проверить ответ», узнает о верности выполненных им построений.

Данные задания могут быть предложены ребятам для самостоятельного выполнения дома. Возможность посмотреть указания, ограничение инструментов, наличие проверки – будет способствовать верному выполнению задания и развитию самостоятельной учебной деятельности.

3 ЭТАП. Работа обучающихся в интерактивной динамической среде.

Организация работы обучающихся с системой на 1 и 2 этапах позволит им освоить основные инструменты и подготовиться к проектной деятельности, в рамках которой, с нашей точки зрения, для обучающихся интерес могут представлять проекты по созданию как статичных, так и динамических моделей. Например, 

  • на основе вращающегося куба создать свои многогранники;
  • реализовать проекты, подобные представленным в примерах к программе Cabri 3D и разработанные K.Mackrell («Авиатор») и L.Mackrell и K.Mackrell («Тень»).

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Булычев В.А. Случайный эксперимент и его реализация в «1С: Математический конструктор 6.0» // Применение технологий «1С» для повышения эффективности деятельности организаций образования: Сборник научных трудов Четырнадцатой Межд. научно-практ. конф. – М.: 2014.- С. 213-215.
  2. Далингер В.А. Интерактивная динамическая геометрия с «Математическим конструктором»// Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Том.3. — №8-4. – С. 484-488.
  3. Дубровский В.Н. Динамическая геометрия с «Математическим конструктором»// Математика. – 2011. — №10 – С.25-27.
  4. Жданов С.А. Математический конструктор как компонент информационной образовательной среды при обучении математике и информатике.// Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в Московском Мегаполисе: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 15-18.
  5. Пантуев А.В. Синтез заданий и декомпозиция динамической учебной модели.// Материалы XXVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 24 – 25 июня — 2015 – С.: 107

[*] Примеры взяты из коллекции интерактивных моделей «1C: Математический конструктор»

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Кузнецова Татьяна

Благодарю за информативную статью! Подскажите, необходимо ли ученикам устанавливать на домашний компьютер 1С: Математика или есть онлайн приложения для построений? Этап 2 выполнен в 1С?

wpDiscuz