ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОРОВ ДЛЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОРОВ ДЛЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Назарова Валерия Вадимовна
магистрант, 

Таганрогский институт имени А.П.Чехова
Россия,  e-mail: ya.valeria@inbox.ru

В настоящее время педагогический арсенал преподавателя информатики расширен благодаря использованию таких интернет-технологий, как вебинары, онлайн-конференции, онлайн-платформы, электронные учебники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории и веб-квесты. Более того, к этим средствам обучения можно добавить и онлайн-конструкторы, при помощи которых возможно разработать авторские задания, предназначенные для конкретного ученика (с учетом его способностей, успеваемости, мотивации и интересов) или группы учеников.

В данной статье мы рассмотрим, какие на данный момент существуют онлайн-конструкторы, а также их возможности.

Большая часть онлайн-конструкторов предусмотрена для закрепления теоретических знаний, проверки практических навыков, повышения мотивации к изучаемому предмету, а также для организации самостоятельной и групповой работы. Онлайн-конструкторы позволяют использовать геймификацию в процессе обучения школьников [3]. Основное назначение таких учебных программ – индивидуализация, интенсификация и оптимизация образовательного процесса.

LearningApps – это русифицированный немецкий сервис, позволяющий создавать разные типы обучающих заданий в игровом формате. Задания вида пазл «угадай-ка», виселица, кроссворд, слова из букв, игра «парочки», сортировка картинок, хронологическая линейка могут использоваться для того, чтобы сформировать первичные представления об информационной культуре у учеников 1-4 классов, а также развить базовые навыки работы с ЭВМ. Для обучающихся 5-8 классов данные задания могут быть предложены в качестве развлекательных. Несмотря на достаточно широкий арсенал инструментов (блокнот, календарь, чат для голосования, доска объявлений), данный сервис не является полноценной системой дистанционного образования. Перед началом работы преподаватель имеет возможность ознакомиться с функционалом – посмотреть готовые работы других преподавателей. Это можно отнести к достоинствам этого онлайн-конструктора. Также необходимо отметить, что использование данного сервиса бесплатно, а процесс создания упражнений достаточно простой.

OnlineTestPad представляет собой онлайн-сервис создания тестов, логических игр, кроссвордов и опросов. Тесты, созданные на данном сервисе, позволяют использовать дифференцированный подход в образовательном процессе, автоматизируют процесс проверки знаний, выявляют проблемы усвоения материала, повышают мотивацию при обучении, позволяют оперативно получить обратную связь в виде математической статистики оценки знаний, помогают преодолеть субъективизм в системе оценивания. Кроссворды и сканворды направлены на тренировку практических навыков в игровом формате, который тренирует память и активизирует процессы мышления. Ребусы помогают учащимся отвлечься от стандартизированных заданий, связать теорию и практику.

Umaigra является онлайн-проектом дидактических игр для школьников. Электронные игры, созданные на данном сервисе, имеют ряд дидактических преимуществ, среди которых развитие пространственного воображения и реакции. Более того, они представляют собой вспомогательное средство для разъяснения понятий и теории, труднообъяснимой в стандартном образовательном процессе. Также возможна адаптация игры согласно индивидуальным способностям обучающихся и персонализация содержания согласно возрастному диапазону.

Таким образом, современные онлайн-конструкторы позволяют геймифицировать процесс обучения, индивидуализировать и оптимизировать его. Задания игрового характера могут использоваться на всех этапах обучения, но более актуально для пропедевтического и базового.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гудин Ю. Современные игровые технологии для школьников. Методическое пособие для учителей, 2010год
  2. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-elektronnom-obuchenii (дата обращения: 16.04.2018).
  3. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ. 2015. №9 (162). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-sposob-organizatsii-obucheniya (дата обращения: 16.04.2018).
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Анастасия Николаевна
Анастасия Николаевна
3 лет назад

Здравствуйте. Спасибо за полезную информацию. Скажите пожалуйста, как именно Вы предлагаете использовать данные технологии на уроках ?

В.В. Назарова
В.В. Назарова
Reply to  Анастасия Николаевна
3 лет назад

Здравствуйте, Анастасия Николаевна! Если говорить об использовании в начальных классах при развитии первичных ИКТ- навыков, то имеет смысл предложить задания развлекательного характера: решение ребусов, кроссвордов, нахождение пары. Для более старших классов (7-9) это может быть «разогрев»(warming-up)перед началом занятия, то есть это позволяет включиться в учебную деятельность и воспринимать дальше более сложную информацию. В данных случаях задания разрабатываются учителем. Для профильных 10-11 классов: можно предложить ученикам самим составить задания, например, в паре, а потом другой паре предложить пройти это задание по определенной теме и оценить, насколько оно понятно составлено, насколько верно заданы вопросы и понятны ли они. Благодарю за вопрос!

Екатерина Владимировна
Екатерина Владимировна
3 лет назад

Здравствуйте, Валерия Вадимовна! Достаточно интересная тема, так как использование ресурсов сети Интернет помогает значительно облегчить работу учителя на сегодняшний день. Сегодня широко распространяется использование онлайн-конструкторов ( как для разработки отдельных заданий, так и для конструирование целых уроков), в следствии этого возникает вопрос, была ли проведена Вами апробация заданий, созданных с помощью описываемых в работе конструкторов? Каковы ее результаты?

В.В. Назарова
В.В. Назарова
Reply to  Екатерина Владимировна
3 лет назад

Здравствуйте, Екатерина Владимировна! Благодарю за вопрос! Тема использования геймификации на уроках информатики является частью моей дипломной работы. На данный момент происходит апробация (причем не только онлайн-конструкторов, но и других веб-технологий). Я думаю, что результаты апробации будут отражены в последующих статьях.