ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

By | 23.04.2018
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Павловская Яна Игоревна
СОШ №3 , учитель информатики
Россия, г. Одинцово
e-mail: ya.yana-pavlovskaya@yandex.ru

Руководитель: Шаронова О.В.
кандидат педагогических наук, доцент

Термин «смешанное обучение» в профессиональной среде стал использоваться в конце 90-х годов XX века, хотя данная методика начала использоваться еще с 60-х годов, а в настоящее время она набрала большую популярность и имеет очень широкое применение.  Предпосылкой столь высокой ее востребованности стало развитие новых информационных технологий, которое повлияло на все сферы жизни общества. Относительно применения смешанного обучения А.В. Логинова отмечала в своих трудах следующее: «Сейчас почти все в области образования размахивают смешанным флагом, говоря: «Мы используем смешанное обучение», даже если они не имеют ни малейшего понятия о том, что это такое» [1]. Данное высказывание является ярким подтверждением того факта, что смешанное обучение хоть и становится все более актуальным вариантом обучения, но вместе с этим, проблема отсутствия достаточного научного обоснования новой формы обучения затрудняет ее внедрение.

Неоднозначность моделей смешанного обучения объяснили Гариссон и Канука, они определяют данный вид обучения как «значительный отход от любого из подходов» [2], обосновывая данное утверждение тем, что смешанное обучение представляет собой полное переосмысление и реорганизацию динамики преподавания и обучения, учитывая дисциплину, уровень развития, ресурсы и другие.

Применение принципов смешанного обучения при обучении школьников имеет ряд неоспоримых плюсов и позволяет достичь следующих целей:

  • расширение образовательных возможностей;
  • увлекательное обучение;
  • стимулирование формирования активной позиции учеников, приводящее к повышению эффективности обучения;
  • акцент на индивидуализацию и персонализированное обучение;
  • высокотехнологичность и инновационность обучения;
  • возможность при необходимости экономии времени;
  • развитие не только когнитивных, но и психомоторных и эмоциональных способностей.

Таким образом, технология смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС ООО, а, следовательно, его можно и с учетом положительных сторон, нужно применять на практике.   

Важной составляющей смешанного обучения является создание качественного учебного контента, к которому преподносится ряд требований таких, как: автономность, вариативность и адаптивность материалов, предусматривание функционирования обратной связи и способов повышения мотивации у обучающихся.

Авторская разработка по применению технологии смешанного обучения в курсе информатики 7 класса по теме «Всемирная паутина».

Используемая модель смешанного обучения: «ротация станций»

Все обучающиеся подразделяются на 3 группы. Первые 5 минут урока – организационные, и именно в начале урока необходимо будет раздать учащимся карточки, в которых прописан их индивидуальный план на текущий урок. Каждая из групп по 12 минут проводит за работой на конкретной станции. На одной из станций учитель будет рассказывать необходимую информацию про Всемирную паутину (основная терминология, интересные факты), после чего проводится небольшой опрос по результатам которого заносятся баллы в карточки обучающихся. На второй станции обучающиеся за компьютером находят ответы на вопросы, которые описаны в их индивидуальных карточках (например: «Кого считают изобретателем WWW и когда это произошло? Кем и когда был введен термин «гипертекст»?» и т.д.). На третьей станции обучающиеся с помощью теории из параграфов учебника должны справиться с решением задач из карточек. Пример задач:

  1. Отобразите результаты выполнения запросов к поисковой системе графически с помощью кругов Эйлера. Запишите коды запросов в порядке возрастания количества документов, которые найдёт поисковая система по каждому из них.
Код За­прос
А Ле­бедь | Рак
Б Ле­бедь | Рак | Щука
В Ле­бедь & Рак
Г Ле­бедь | Рак | Щука | Озеро
  1. Про учеников школы, которые участвовали в конкурсе по иностранным языкам, известно, что 7 из них справились со всеми вопросами и по английскому, и по немецкому языку, 11 из них справились с вопросами по английскому, 9 из них справились с вопросами по немецкому языку. Сколько учеников принимали участие в конкурсе?

Решение и ответы данных заданий необходимо занести в личную карточку, которая в конце урока сдается учителю на проверку для оценивания работы обучающегося на уроке.

Выводы: Использование любой из моделей смешанного обучения на уроках или их комбинирование позволит обучающимся наверстывать упущенный материал, углубляться в интересующие их темы, а также не пропускать изучение необходимого материала, в том случае, если они были вынуждены пропустить урок в школе. Смешанное обучение должно сопровождаться соответственными качественными электронно-образовательными ресурсами, должно быть обеспечено грамотно структурированным контентом и необходимо, чтобы сам учитель был готов принять миссию нового учителя – «Учителя – наставника».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [электронный ресурс] / А.В. Логинова // Молодой учёный. 2015. №7. Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/.
  2. Garrison, R., & Kanuka, H. (2004). Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. Internet and Higher Education, 7(2), 95–104.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
wpDiscuz