ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИКОМ УЧЕБНЫХ ВИДЕОПРОЕКТОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИКОМ УЧЕБНЫХ ВИДЕОПРОЕКТОВ

Плотников Константин Юрьевич
кандидат педагогических наук

МАОУ Центр образования № 47 Иркутска
Россия,  e-mail: zvukimus@mail.ru

Информатика как школьный предмет имеет особенное значение в метапредметной подготовке школьника (будущего студента, взрослого, решающего вопросы самообразования и самореализации), а именно – в том, что касается формирования у него информационных компетенций.

Актуальность данного направления совершенствования методики обучения информатике в общеобразовательной школе обусловлена:

  • во-первых, в целом, условиями всё расширяющейся информатизации и, собственно, образования (как отечественного, так и зарубежного), и других сфер жизни нашего современника;
  • во-вторых, отдельно выделим, подкреплением самим фактом наличия программно-аппаратного комплекса, имеющегося в распоряжении подавляющего числа (> 80–90% – в средних и старших классах; немного меньше – среди учащихся начальной школы) современных детей (подростков, молодёжи) и представленного в мобильной версии (смартфон, планшет) [7; 12];
  • в-третьих, необходимостью решения задач, связанных с разработкой и реализацией индивидуального образовательного маршрута обучающегося (что обозначено в нормативах – ФГОС ООО, ФГОС НОО и пр.), включая обеспечение комплексной оценки образовательных продвижений школьника;
  • в-четвёртых, в т. ч. и вытекающей из предыдущего пункта, востребованностью такой формы организации учебной деятельности, как учебный проект.

На данный момент можно ответственно утверждать, что:

1-а) с одной стороны, метод учебного проекта, всё более активно используется в различных образовательных областях [8], включая и информатику (к примеру, [10] и др.);

1-б) с другой стороны, до сих пор не раскрыты воспитательное значение, позволяющее номинировать данную форму уже́ не только, как проект учебный, но и как проект образовательный [11];

2-а) с одной стороны, безусловно, педагоги-практики отдельных школьных предметов (включая учителей информатики) в меру собственного методического мастерства  и своего понимания (см., например, [5]) готовят учеников к осуществлению проектной деятельности;

2-б) с другой стороны, такая подготовка, зачастую ведётся без понимания перспектив и особенностей других школьных учебных дисциплин (см., например, работы [1; 2; 6]);

2-в) непосредственно, оценивая перспективы обеспечения современного школьника знаниями и компетенциями в области ИКТ, мы готовы присоединиться (в отличие от необоснованных [3], не учитывающих ни потенциал определённого возрастного периода обучающихся, ни решаемые школьной информатикой задачи метапредметного уровня) к взвешенному мнению, включающем в себя:

  • с одной стороны, необходимость расширения практикоориентированности в обучении информатике,
  • с другой стороны, понимание важности и, следовательно, обеспечение развития у школьника навыков действия по алгоритму и, в целом, – развития у него алгоритмического мышления [4].

На основе опыта реализации учениками 5–8 классов связанных с музыкой образовательных проектов, выполняемых с применением видеозаписи, мы обращаем внимание коллег – как учителей музыки, так и учителей информатики – на следующие моменты:

1) Среди школьных дисциплин (кроме музыки и информатики) подобные проекты способны реализовывать направление следующих образовательных областей: «литература» (русская, родная, иностранная), «история», «иностранный язык», «география» и пр.

2) Важным компонентом образовательного эффекта применения данной формы организации обучения является формирование у школьника (в дальнейшем – у студента) общекультурных компетенций [13], которые должны быть представлены в единстве решения задач художественных, технологических и оценочно-ценностных.

3) Среди необходимого 5–8-класснику списка операций, выводимых на уровень действия по алгоритму (что в т. ч. обусловлено потенциальным переходом к работе в другой ОС, с другим ПО): запись звука (своего голоса, игры на музыкальном инструменте, воспроизведения музыки на другой аппаратуре и пр.), сохранение файла в различных вариантах разрешения и в разных форматах, нахождение его, копирование и переотправление его (в т. ч. – на различные носители, через электронную почту и через облако), редактирование (в т. ч. добавление надписи, изменение уровня громкости и др.).

4) Подготовка школьника к выполнению технологических задач (в плане реализации учебного проекта) должна осуществляться во время его обучения в начальной школе; можно привести пример ранжирования уровней отдельных важных показателей такой подготовки [10, с. 76].

5) Особо выделим проблему сочетания в освоении школьником ИКТ, с одной стороны, потенциала, несущего возможности позитивного, творческого развития, с другой стороны, ряда образовательных рисков, проявляющихся, в первую очередь, при стихийном характере образования, отличном от организуемого через педагогической сопровождение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века // Научное мнение. 2014. № 10-2. С. 22-34.
  2. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 147-151.
  3. Борщенко Я.А. Проблемы формирования компетенций по информационным технологиям в средней школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами // Достижения науки и образования. 2016. № 12 (13). С. 71–73.
  4.  Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны // Наука и школа. 2016. № 1. С. 112–120.
  5. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 254-258.
  6. 6. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 192-196.
  7. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 211-219.
  8. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 272–275. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 211-219.
  9. Заславская О.Ю. Проект учебных модулей, направленных на преемственное обучение мультимедийным технологиям в средней школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2016. № 2 (36). С. 69–74.
  10. Мошнина Р.Ш., Хиленко Т.П. Уровни и показатели сформированности информационной компетенции младших школьников // Академический вестник Академии социального управления. 2015. № 2 (16). С. 70–77.
  11. Плотников К.Ю. Учебный (образовательный) проект «Наше творчество с музыкой» [Электронный ресурс] // Новые образовательные стратегии в современном образовательном пространстве (материалы на сайте 13-ой международной ежегодной Интернет-конференции; РГПУ им. А.И. Герцена; 2018 г.) – URL: http://fit-herzen-conf.ru/statii/347_plotnikov.php.
  12. Проект и проектная деятельность в школе [Электронный ресурс]: сборник научно-методических трудов / под ред. профессора Е.С. Антоновой. Электрон. текстовые дан. (2,64 Мб). М.: ИИУ МГОУ, 2017. (134 с.). – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29977363_45570657.pdf.
  13. Шалаева Е.А. Информационная образовательная среда как фактор формирования общекультурных компетенций современных студентов посредством музыки // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. № 6. С. 275–277.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.А. Кувалдина
Здравствуйте, Константин Юрьевич! Спасибо Вам за очень интересную работу! Буду изучать и другие Ваши материалы — начала просматривать по ссылке СПб, оказалось, что Вы публиковались и в наших «Гранях познания». Третий год работаю со студентами-музыкантами, очниками и заочниками (Ин-т худож. образования нашего ун-та), веду курсы «Инф. технологии в образовании», «Инф. технологии в профессиональной деятельности», «Интернет- и мультимедиа технологии в культурно-просветительской деятельности». Очень интересно общаться, когда каждый студент в группе закончил музыкальную школу, а заочники — реально работают по специальности. До этого много лет занималась только с нашими информатиками-математиками-физиками. И теперь для меня важно — сравнить, выявить сходства и различия в… Read more »
Константин

Спасибо, Татьяна Александровна, за добрые слова! Приношу извинения, что выпал из инф.пространства почти на 5 месяцев. Удачи, творческих дерзаний и свершений Вам и Вашим ученикам! С уважением, К.Ю.Плотников

Салахова Алёна

Здравствуйте!
Уважаемый Константин Юрьевич,
Спасибо за интересные тезисы! Скажите, пожалуйста, какие инструменты и продукты (ПО) вы с обучающимися используете? В чем основная сложность?

Константин

Добрый день, Алёна! Основная сложность — организационная: я, как учитель музыки, да и как любой учитель школы, нахожусь между молотом и наковальней администрации, разных директив, основательно и безосновательно прикрываясь которыми власть держащие на разных уровнях дают (порой — очень болезненно) понять, мол, не лезь, делай, как все. Таким образом, более или менее надёжная лазейка для обучения школьников «сверх» программы — в свободное от уроков время, на примере того ПО, что есть у детей на смартфонах (или на устанавливаемых бесплатных приложениях)

wpDiscuz