СОДЕРЖАНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

By | 23.04.2018
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

СОДЕРЖАНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Винокурова Екатерина Спиридоновна
кандидат педагогических наук

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова»
Россия, г.Якутск
e-mail: evinokurova@mail.ru

Ситников Сергей Иванович
старший преподаватель,
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова»
Россия, г.Якутск, e-mail: evinokurova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены ранее не опубликованные задачи, которые были представлены на муниципальных олимпиадах школьников по информатике прошлых лет. Даны содержание задач и их решение (7-8 классы). Задачи и их разбор могут быть полезны учащимся и учителям информатики в процессе подготовки к олимпиадам по информатике.Ключевые слова: олимпиадная задача, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике, программирование.

В отечественной системе образования предметные олимпиады школьников занимают важную часть среди интеллектуальных конкурсов и соревнований, которые направлены, прежде всего, на выявление и развитие одаренных учащихся. Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ) по информатике в настоящее время являются самой массовой среди всех олимпиад такого рода. В этой предметной олимпиаде ежегодно участвуют около 700 тыс. школьников 5-11 классов общеобразовательных школ [3]. История ВОШ по информатике берет свое начало с 1988 года, когда была проведена первая Всесоюзная олимпиада школьников.  И с тех пор в РФ сформировалась система непрерывного развития одаренных школьников по информатике. Эта система включает комплекс ресурсов, направленных на развитие одаренных детей посредством муниципального этапа ВОШ [3]. ВОШ по информатике проводится во всех регионах РФ, в том числе, в Республике Саха (Я) и в ней ежегодно участвуют более 100 учащихся.

ВОШ по информатике проводится в четыре этапа: школьный (сентябрь-октябрь, для учащихся V-XI классов), муниципальный (ноябрь-декабрь, VII-XI классы), региональный (январь-февраль, 9-11 классы) и заключительный этап (март-апрель, 9-11 классы) [1].

Задания для муниципального этапа разрабатываются предметно-методической комиссией Республики Саха (Я) и являются традиционными задачами по программированию. Содержательную часть некоторых олимпиадных задач муниципального этапа для 7-8 классов и их разбор можно посмотреть в материалах педагогического форума, посвященного 80-летию физико-математического образования в Республике Саха (Якутия) [2].

Анализ заданий муниципального этапа олимпиады по информатике для 7-8 классов позволяет выделить задания следующих типов:

  1. Нестандартные задачи на составление простых программ на линейные алгоритмы (использование математических формул).
  2. Нестандартные задачи на составление простых программ на ветвящиеся алгоритмы.
  3. Нестандартные задачи на составление алгоритмов циклической структуры.
  4. Нестандартные задачи на обработку символьных данных.
  5. Нестандартные задачи на обработку числовых массивов (одномерных и двумерных).

Подход к разработке олимпиадных задач по программированию заключается в наличии сюжетной линии, на основе которого учащиеся должны построить математическую модель (формализация задачи), разработать алгоритм решения задачи, а затем реализовать его на языке программирования и выполнить отладку и тестирование. Содержательная часть задачи должна быть формализованной, четко должны быть определены входные и выходные данные, ограничения на время работы программы, на объем памяти, которую использует программа в ходе выполнения.

Приведем несколько примеров оригинальных задач 2 и 3 типа с сюжетной линией, разработанные авторами и предложенные на муниципальном этапе ВОШ по информатике для учащихся 7-8 классов в 2015-2016 гг.

Задача «Сова» (2015-2016 гг.).
В один прекрасный день Винни Пух отправился к Сове, которая живет в чудесном замке в Дремучем Лесу. На двери замка есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и дисплей. Под кнопками прибито объяв­ление «ПРАШУ НАЖАТЬ, ЕСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ». Для того чтобы войти в замок Совы, надо ввести код. Если вводится натуральное число меньшее 10 или большее 99, то на дисплее появляется надпись «NO», иначе если сумма введенных цифр больше 10 и меньше 20, то появля­ется надпись «YES», в остальных случаях «LOCK». Написать программу, по которой работает входная дверь Совы.

Формат входных данных:
Одно целое число N — код на входной двери Совы (1 ≤ N ≤ 9999).

Формат выходных данных:
Выходной файл должен содержать одну строку с соответствующим текстом: NO, YES, LOCK.

Примеры входных и выходных файлов

input.txt output.txt
98 YES
1000 NO
15 LOCK

Решение.  Вводится натуральное число. Если введенное натуральное число меньше 10 или больше 99, то выводится «NO», иначе, если сумма цифр введенного числа больше 10 и меньше 20, то выводится «YES», иначе выводится «LOCK». Чтобы найти сумму цифр натурального числа, нужно это число разбить на цифры с помощью операций целочисленного деления (div) и нахождения остатка (mod).

Задача «Заклинание» (2015-2016 гг.).
Гарри Поттер должен выучить заклинание длиной N слов. В первый день он заучивает m слов, а в каждый следующий день количество заучиваемых им слов увеличивается на k. Сколько дней потребуется Гарри для того, чтобы выучить заклинание полностью?

Формат входных данных:
Входной файл содержит три числа, отделенных друг от друга пробелами. Первое число – количество слов в заклинании (0 ≤ N ≤ 1000000), второе – количество выученных за первый день слов (0 ≤ m ≤ 100), третье – число слов, на которое увеличивается количество выучиваемых слов каждый день (0 ≤ k ≤ 100). Числа k и m не равны нулю одновременно.

Формат выходных данных:
Одно целое число – количество дней, необходимых Гарри Поттеру для того, чтобы полностью выучить заклинание.

Примеры входных и выходных файлов

input.txt output.txt
20 8 4 2
220 10 4 9

Решение. Из входного файла считываем три числа. Количество дней обнуляем.

Организовываем цикл с постусловием, пока длина заклинания больше нуля. Внутри цикла:

  • увеличиваем количество дней на единицу;
  • уменьшаем длину заклинания на количество слов, выученных за день.

После выхода из цикла записываем количество дней в выходной файл.

Для успешного участия на муниципальном этапе и на других этапах высокого уровня ВОШ по информатике учащийся должен знать и уметь применять основные алгоритмические конструкции, а также владеть техникой программирования, уметь выполнять отладку программ в среде программирования.

В течении многих лет, проводя муниципальный и региональный этапы ВОШ по информатике, мы ищем разнообразные подходы к формулировкам содержания олимпиадных задач, к их оригинальности для учащихся 7-8 классов. В первую очередь, принимается во внимание развитие алгоритмического мышления и гибкости мышления учащихся, умения искать и находить нестандартные решения. Такой подход позволяет школьникам с самой разной подготовкой раскрыть их возможности и желание показать высокий результат.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреева Е. В., Кириенко Д. П. Обзор современных российских олимпиад по информатике // Информатика и образование. – 2014. – №3. – С.42-45.
  2. Винокурова Е.С., Ситников С.И. Избранные задачи муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в РС (Я) // Педагогический форум «Качественное образование – инвестиции в развитие региона», посвященного 80-летию физико-математического образования в Республике Саха (Якутия). Материалы форума. – М.: Мир науки, 2015. – С.311-316.
  3. Кирюхин В.М. Развитие одаренности учащихся в среде Всероссийской олимпиады школьников по информатике // Информатика и образование. – 2015. – №7. – С.66-69.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
wpDiscuz