СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ: СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ: СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ

Винокурова Екатерина Спиридоновна
кандидат педагогических наук

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова»
Россия, г.Якутск, e-mail: evinokurova@mail.ru

Николаева Наталья Васильевна
кандидат физико-математических наук, доцент

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова»
Россия, г.Якутск, e-mail: nv_yakusheva@mail.ru

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова с 2010 года проводит Северо-Восточную олимпиаду школьников СВОШ) по 18 профилям (общеобразовательным предметам или комплексам предметов), в том числе по информатике и ИКТ. 

Основными целями олимпиады являются поддержка одаренных детей, целенаправленная профессиональная ориентация школьников, формирование состава студентов университета из наиболее способных и подготовленных к освоению программ высшего образования школьников и др. [1].

С каждым годом расширяется география участников олимпиады по информатике. Если в первые годы проведения олимпиады участниками были учащиеся только из Республики Саха (Якутия), то в последнее время в ней участвуют школьники многих регионов Северо-Востока России. За последние три года в олимпиаде приняло участие около 800 школьников 10-11 классов общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Приморского края, Чукотского автономного округа и других субъектов Дальнего Востока РФ.

Олимпиада проводится ежегодно в два этапа. Первый (отборочный) этап проводится в заочной форме в ноябре-декабре. Школьники в форме интернет-тестирования выполняют 15 заданий трех уровней компетентности (базовый, повышенный и высокий).  

Таблица 1.Уровни компетентности

Уровни компетентности Код Требования к уровню компетентности
Базовый 1 воспроизведение фактов, методов и выполнение вычислений в информатике
Повышенный 2 установление связей и интеграция из разных тем информатики материалов, необходимых для решения поставленной задачи
Высокий 3 размышления, требующие обобщения тем информатики, их интеграции и анализа для поиска оптимальных путей решения, и, возможно, интуиции для выбора подхода к решению

Проверяемые элементы содержания заданий 1 этапа олимпиады:

  • кодирование, представление, измерение информации в ЭВМ;
  • позиционные системы счисления;
  • основы алгебры логики и логические основы ЭВМ;
  • файловая структура и операции с файлами;
  • информационные технологии обработки табличной информации, баз данных;
  • принципы построения сетей, понятие протокола, сетевые стандарты;
  • моделирование;
  • алгоритмизация и программирование.

На второй (заключительный) этап по решению жюри приглашаются лучшие школьники, набравшие определенный проходной балл (победители и призеры первого этапа), а также победители и призеры предыдущего года. Второй этап олимпиады проводится в очной форме в марте и включает письменное выполнение 10 заданий по информатике трех уровней компетентности: базовый – 4 задания, повышенный – 5 заданий, высокий – 1 задание. В целом за работу участники могут набрать 100 баллов.

Проверяемые элементы содержания олимпиадных заданий второго этапа (с указанием уровня и максимального балла):

  1. Знание о системах счисления и двоичном представлении числовой информации в памяти компьютера. Умение выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления (Б, 6).
  2. Знание о кодировании результатов измерений, текстовой, графической, звуковой и видео информации с помощью знаковых систем, об алфавитном и вероятностном подходах к определению количества информации, об единицах измерения информации (Б, 7).
  3. Знание технологии обработки информации в электронных таблицах (П, 8).
  4. Умение исполнить алгоритм, записанный с помощью блок-схем (Б, 6).
  5. Умение исполнить алгоритм, записанный на алгоритмическом языке или на языке программирования (Питон, Паскаль, Си) (П, 8).
  6. Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети (П, 10).
  7. Поиск и отбор информации в табличных БД, умение строить и вычислять логические выражения (П, 10).
  8. Умение написать короткую (10-15 строк) простую программу циклической структуры на языке программирования (Б, 10).
  9. Умение написать короткую (10-15 строк) простую программу обработки массива данных на языке программирования (П, 15).
  10. Умение написать программу (30-50 строк) для решения нестандартной задачи на языке программирования (В, 20).

В заданиях 1-5 (часть 1) участнику достаточно привести только краткий ответ, 6-10 (часть 2) – требуется дать развернутый ответ.

Данная олимпиада имеет свою специфику, которая определяется содержанием предлагаемых заданий. При разработке заданий СВОШ по информатике и ИКТ учитывается:

  • метапредметный характер школьной информатики;
  • неопределенность, неоднозначность решения при однозначной трактовке формулировки задания;
  • возможность оптимизации решения;
  • оригинальность формулировки и/или идеи решения задания;
  • отсутствие в текстах заданий понятий и терминов, выходящих за рамки изучаемых в школьном курсе;
  • направленность на раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся;
  • возможность школьникам без специальных знаний решать нестандартные и новые для них задания.

Анализ результатов выполнения олимпиадных заданий 2 этапа СВОШ по информатике и ИКТ за последние три года показывает, что наибольший процент выполнения имеют задания базового уровня по темам: системы счисления – 75%, кодирование результатов измерений, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации – 80%, исполнение алгоритма, записанного с помощью блок-схем – 77%. Среди заданий повышенного уровня лучше всех участники справляются с комплексным заданием на поиск и отбор информации в табличных БД и умение строить и вычислять логические выражения – его выполняют 78% всех участников.

Наибольшие затруднения вызывают:

  • задание 10 – составление программы на языке программирования для решения нестандартной задачи (В) – 19% (максимальный балл получают всего 2% участников 2 этапа)
  • задание 9 – составление программы обработки массива (П) – 21%
  • задание 8 – составление простой программы циклической структуры на языке программирования (Б) – 34%
  • задание 5 – исполнение алгоритма, записанного на алгоритмическом языке или на языке программирования (П) – 49%.

Можно сделать вывод о том, что школьников, участвовавших во 2 этапе, затруднили задания на алгоритмизацию и программирование. Алгоритмизация и программирование являются одними из главных элементов содержания обучения информатике в школе и способствуют формированию алгоритмического мышления школьников, поэтому учителя должны обращать самое пристальное внимание на данную линию школьного курса.

Данная форма олимпиады востребована на современном этапе развития школьного образования в области информатики. Она может быть одной из эффективных форм выявления способных и одаренных учащихся. Участвуя в олимпиаде, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования. СВОШ по информатике является средством профориентации, помогая с выбором последующего направления обучения в вузах. Также в отдельных вузах субъектов Северо-Востока России результаты участия в олимпиаде учитываются при поступлении как индивидуальные достижения. В частности, при поступлении в Северо-Восточный федеральный университет наличие диплома победителя/призера данной олимпиады приносит дополнительные 10/5 баллов соответственно при поступлении на те направления подготовки, в перечень вступительных испытаний которых входит предмет «информатика и ИКТ».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Положение о Северо-Восточной олимпиаде школьников [Электронный ресурс].URL: http://fdop.s-vfu.ru/wp-content/uploads/2016/09/2017-g.-polozhenie-SVOSH.pdf (дата обращения 5.03.2018).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.А. Кувалдина

Здравствуйте, коллеги!
В таблице 1 «Уровни компетенции» есть очень интересное понятие «Интеграция».
Т.к. проблема интеграции знаний входит в сферу моих научных интересов, задаю свой первый вопрос в этой конференции:
Интеграция материалов и тем — что здесь должны и/или могут сделать учитель и учащиеся в вашем контексте «решение олимпиадных задач» ?
Поясните, пожалуйста, как вы понимаете интеграцию в общем смысле:
1) что будет делать учитель, чтобы сформировать компетенции (знания и умения)…
2) какие действия следует выполнить учащемуся для интеграции…
Данный вопрос восходит, конечно же, к деятельностному подходу, но нас с вами, как очень точно отметила Людмила Леонидовна, прежде всего интересует содержание образования по информатике.

Е.С. Винокурова

Здравствуйте, на Ваши вопросы ответили выше.

Е.С. Винокурова
Здравствуйте, благодарим за проявленный интерес и последовательно отвечаем на Ваши вопросы. Под интеграцией материалов разных тем школьного курса информатики в контексте «решение олимпиадных задач» мы понимаем умение участника применять при решении олимпиадной задачи знания из разных тем курса. Например, знание логических операций необходимо при решении задач на программирование и обработку табличной информации, знание систем счисления – при решении задач на адресацию сетей и т.д. Т.е. участник, показывая повышенный уровень компетентности, должен проявить целостное владение школьным курсом информатики. Что касается высокого уровня компетентности – здесь помимо применения знаний и установления причинно-следственных связей между различными темами и материалами курса, участник должен показать… Read more »
Т.А. Кувалдина

Спасибо, коллеги, за исчерпывающий ответ!
Очень интересная информация об олимпиадах, мы рассматриваем эту тему и в курсе методики информатики (кратко, ознакомительно), и в изучении ЭОР (сравнительный анализ разных ресурсов), и в практикумах по решению задач.
Что касается интеграции знаний, то, конечно же, этот процесс начинается с определения и реализации внутрипредметных связей. Ключевым критерием оценивания при этом является умение решать задачи разных уровней сложности.

wpDiscuz